Консультация для родителей о развитии речи детей 4–5 лет
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_o_razvitii_rechi.docx | 679.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для родителей о развитии
речи
детей 4–5 лет
Подготовила: Смирнова Наталья Алексеевна
2015год.
Развивая речь - мы вступаем на путь познания
Развивая мысль – мы приближаемся к знанию
А. П. Кондарев
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые
возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные
способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты
жизнедеятельности.
Психологические исследования показывают, что дети средней группы более
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и
природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к
5-ти годам:
• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное
выражение своих мыслей) ;
• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,
которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь
(ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может
объяснить смысл) ;
• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и
уместное употребление слов) .
Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи
окружающих, чем старше становится ребѐнок, тем большее влияние на его
речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,
некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.
Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребѐнка
внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого
поощрения со стороны взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаѐт
ребѐнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать
мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении
предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать
грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут»
вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять
подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления
слов.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребѐнка
обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень
культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые
формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей
грамматически правильной речи.
На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!
1) Развитие интонационной выразительности речи.
Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти
годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,
разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с
монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев
это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для
передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребѐнку один и тот
же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребѐнок сразу же заметит
разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям,
обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать
интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для
этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание
известных ребенку сказок.
2) Художественное слово в воспитании дошкольников.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,
умение внимательно слушать произведения художественной литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия
не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и
педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте
совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте
стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и
значительно расширит его познавательные способности.
3) Речь и мелкая моторика рук.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию
мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,
затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в
прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В
домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только
интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,
лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,
стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость
от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач
развития речи.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни
– освоение связной монологической речи. В это время происходят
заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в
освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного
творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить
назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него
играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным
(антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и
явления, применяют обобщающие слова (существительные с
собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники
средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и
повествование. Речь детей становится более связной и последовательной;
совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая
структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения,
которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие
нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная
выразительность:
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи
(согласования существительных и прилагательных в роде и
числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и
неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону
слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить
описание и повествование. Они нарушают структуру и
последовательность изложения, не могут связывать между собой
предложения и части высказывания.
ПОМНИТЕ!
➢ Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт
речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),
т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей
ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал
правильную, грамотную речь.
➢ Важной стороной речевого развития является правильное
произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных
трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно
вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
➢ Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если
это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки
исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое
лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
➢ Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной
речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время
совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для
человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите
ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в
парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте
окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от
ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,
объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,
выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь
малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
➢ Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с
ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
➢ Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,
рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только
приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные
качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и
забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет
знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые
шаги в овладении монологической речью
А в заключение хотелось бы процитировать известного французского
писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не
поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что
лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат
общения взрослого с ребенком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...
Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"
Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...
Консультации для родителей по развитию речи детей.
Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...
" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях
Наши современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...
" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях
Наши современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....