Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
статья на тему

Максимова Татьяна Викторовна

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Статья по теме:

«Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Составитель:   Воспитатель первой

квалификационной категории

Максимова Татьяна Викторовна

2016 – 2017 уч. год

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ способствует всестороннему развитию ребенка и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. При создании развивающей среды общеобразовательной среды необходимо руководствоваться Федеральным государственным требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

Требования к условиям реализации Программы включают требования:

  • психолого-педагогические условия
  • кадровые условия
  • материально-технические условия
  • финансовые условия
  • развивающая предметно - пространственная среде.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:

  • в сферах социально-коммуникативного
  •  познавательного
  •  Речевого
  • художественно-эстетического
  •  физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  2. Организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  3. Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные особенности;
  4. Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

Требования к кадровым условиям

Требования к кадровым условиям предусматривают:

 Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

  • Обеспечение безопасности предметно-пространственной среды;
  • Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования;
  • Соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • Соответствие правилам пожарной безопасности;
  • Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в

образовательной деятельности;

● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

образовательная деятельность;

● учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна

быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

 наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым  способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

 Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

 Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

 свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Требования к финансовым условиям

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

Литература:

  1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание. – 1999 - №5.
  2. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.
  3. Железнова С.В. к вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. – Ульяновск. 2001.
  4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Рекомендации для воспитателей ДОУ «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГОС»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. ...