Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
статья на тему
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Статья по теме:
«Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Составитель: Воспитатель первой
квалификационной категории
Максимова Татьяна Викторовна
2016 – 2017 уч. год
Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ способствует всестороннему развитию ребенка и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. При создании развивающей среды общеобразовательной среды необходимо руководствоваться Федеральным государственным требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.
Требования к условиям реализации Программы включают требования:
- психолого-педагогические условия
- кадровые условия
- материально-технические условия
- финансовые условия
- развивающая предметно - пространственная среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:
- в сферах социально-коммуникативного
- познавательного
- Речевого
- художественно-эстетического
- физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
- Организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные особенности;
- Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
Требования к кадровым условиям
Требования к кадровым условиям предусматривают:
Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;
При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
- Обеспечение безопасности предметно-пространственной среды;
- Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования;
- Соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- Соответствие правилам пожарной безопасности;
- Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в
образовательной деятельности;
● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
● учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Требования к финансовым условиям
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
Литература:
- Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание. – 1999 - №5.
- Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.
- Железнова С.В. к вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. – Ульяновск. 2001.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...
Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Доклад на тему: «Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС)»
доклад на педсовет по ФГОС...
Рекомендации для воспитателей ДОУ «Создание предметно-развивающей среды центра искусств в группе, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учётом ФГОС»
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. ...