Рабочая программа совместоной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе "Брусничка" на 2015 - 2016 у.г.
рабочая программа (младшая группа) по теме
Рабочая программа взаимодействия воспитателя с детьми во второй младшей группе "Брусничка" на 2015 - 2016 у.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2_ml.docx | 69.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
- Целевой раздел
- Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . 3
- Цель и задачи рабочей программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... 4
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса . . …. 5
- Характеристика возрастных особенностей детей младшей группы… . 7
- Планируемые результаты освоения рабочей программы . . . . . . . . … . ..9
- Содержательный раздел
2.1 Формы образовательной деятельности, продолжительность и количество НОД в неделю по каждой образовательной области . . . . . . . . . 11
2.2 Комплексно – тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3 Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.4 Взаимодействие с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
- Организационный раздел
- Режим дня …………………………………………………………………18
- Расписание НОД………………………………………………………….. 20
- Оформление предметно – пространственной среды . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . . . . . . 26
Приложение
Комплекс утренней гимнастики
Картотека прогулок
Работа с родителями
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа воспитательно - образовательной деятельности ll младшей группы «Брусничка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
- СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации;
- Уставом МБ ДОУ «Детского сада №14»
- ФГОС ДО
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Рабочая программа по развитию детей ll младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому. Составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса ll младшей группы «Брусничка».
1.2 Цель и задачи рабочей программы
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация
этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
1.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2.Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
3.Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
5.Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
6.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущим видом является игра);
9.Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
10. Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
- Характеристика возрастных особенностей детей младшей группы (от 3 до 4 лет)
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
- Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры рабочей программы, рассматриваем как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и опираются на целевые ориентиры программы «От рождения до школы».
В рабочей программе, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту):
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслужива-ния; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви-
жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную
взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
2. Содержательный раздел
2.1 Формы образовательной деятельности, продолжительность и количество НОД в неделю по каждой образовательной области
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
1) Социально-коммуникативное развитие – формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины, самообслуживание и элементарный бытовой труд (поручения, дежурство, игры, беседы, хозяйственно-бытовой труд. Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2) Познавательное развитие– познавательно-исследовательская деятельность - формы образовательной деятельности: ФЭМП, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.
Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3) Речевое развитие – Развитие речи - формы образовательной деятельности: беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4) Художественно-эстетическое развитие–
а) изобразительная деятельность - формы образовательной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
б) Восприятие художественной литературы и фольклора - формы образовательной деятельности: беседы, слушание художественных произведений, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра.
в) музыкальная деятельность - формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД).
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5) Физическое развитие – Двигательная деятельность - формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Регламентация образовательной деятельности
1. | Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент (обязательная 60%) | ll младшая группа | ||
НОД | Кол-во занятий м. в нед./ м. в мес./ м. в год | |||
1.1 | Познавательное развитие | |||
Ознакомление с окружающим | 1 15/60/570 | |||
Формирование элементарных математических представлений | 1 15/60/570 | |||
2 30/120/1140 | ||||
1.2 | Речевое развитие | |||
Развитие речи | 1 15/60/570 | |||
1 15/60/570 | ||||
1.3 | Социально-коммуникативное развитие | |||
Социализация | # | |||
Труд | ||||
Основы безопасности жизнедеятельности | ||||
1.4 | Художественно-эстетическое направление | |||
Музыка | 2 30/120/1140 | |||
Рисование | 1 15/60/570 | |||
Лепка | 0,5 15/30/285 | |||
Аппликация | 0,5 15/30/285 | |||
4 45/240/2280 | ||||
1.5 | Физическое направление | |||
Физическая культура | 3 45/180/1710 | |||
3 45/180/1700 | ||||
ИТОГО: | 10 135/600/5690 | |||
2. | Вариативная часть (формируемая ДОУ – 40 %) | |||
Кружок « Мы рисуем» | + | |||
Кружок «Мы танцуем» | + | |||
3. | Региональный компонент | * | ||
ВСЕГО: | 10 135/600/5690 |
2.2 Комплексно – тематическое планирование
2.3 Оценка достижений детьми планируемых итоговых результатов освоения программы
При реализации программы во ll младшей группе, в конце учебного года проводим оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); • игровой деятельности; • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); • художественной деятельности; • физического развития.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). В ходе диагностики педагог должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
2.4 Взаимодействие с семьей
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
- Организационный раздел
- Режим дня в МБ ДОУ «Детский сад № 14» на холодный период
Группа / возраст | 2 младшая (от 3- 4 лет) |
Утренний приём, игры, общение ежедневная утренняя гимнастика | 7.00 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 - 8.35 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, свободное общение детей | 8.35 – 9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00 - 9.40 |
Игры, совместная деятельность педагога и детей | 9.40 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд, экспериментирование, общение по интересам). | 10.10 – 11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50 - 12.20 |
Закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры | 12.20 - 12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40 - 15.00 |
Гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры | 15.00 - 15.15 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15 – 15.30 |
Организованная образовательная деятельность | 15.30 – 15.45 |
Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, театрализация, совместная деятельность педагога и детей | 15.45 – 16.05 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.05 – 17.05 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.05 – 17.25 |
Игры, прогулка, уход детей домой |
|
Режим дня в МБ ДОУ «Детский сад № 14» на теплый период
Группа / возраст | 2 младшая (от 3 до 4 лет) |
Утренний приём, осмотр, игры, общение ежедневная утренняя гимнастика | 7.00 - 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 - 8.35 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, свободное общение детей | 8.35 – 9.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам). Организованная образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе. Игры, самостоятельная деятельность детей | 9.00-11.50 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50 - 12.20 |
Закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры | 12.20 - 12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40 - 15.00 |
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры | 15.15 - 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30– 15.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, труд, экспериментирование). Организованная образовательная деятельность. Игры, досуги, общение и деятельность по интересам, театрализация, сюжетно-ролевые игры, инсценировки с игрушками, выбор самостоятельной деятельность | 15.50 -17.05 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.05 – 17.25 |
Прогулка, игры, уход детей домой |
|
3.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности (НОД) по дням недели на 2015-2016 учебный год в МБ ДОУ «Детский сад №14»
| I I младшая группа «Брусничка» (3-4 года) |
Понедельник | 8:50 – 9:05 Физкультурное 9:25 – 9:40 Ознакомление с окружающим 16:00 – 16:15 Музыкальное |
Вторник | 9:00 – 9:15 Физкультурное 9:25 – 9:40 Рисование |
Среда | 9:00 – 9:15 Лепка / аппликация |
Четверг | 9:00 – 9:15 Физкультурное 9:25 – 9:40 Развитие речи |
Пятница | 9:00 – 9:15 Музыкальное 9:25 – 9:40 ФЭМП |
- Оформление предметно – пространственной среды
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. У детей 3- 4 лет в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому воспитатель каждый раз обновляет игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
Насыщенность среды группы соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики. Вся развивающая среда разделена на центры развития «уголки», которые размещены в спальне и групповой комнате.
Книжный уголок.
Главной задачей книжного уголка является привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней. Книжный уголок постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, сказками, книгами по интересам, также имеется открытая витрина для книг, кресло, магнитофон и диски с записью литературных произведений (сказок).
Уголок природы у нас совмещен с уголком экспериментирования.
Уголок природы.
Имеется большое количество цветов, что позволяет приблизиться к миру природы, учится рассматривать различные растения, ухаживать за ними. Дополнили тематическими альбомами «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Птицы нашего края», а также разнообразными аксессуарами (бабочки, цветочки, божьи коровки и т.д.). Планируем организовать огород на окне, где дети будут проводить наблюдения за ростом растений (лук, морковь, свекла, репа, рассада цветов), учиться помогать за ними ухаживать – поливать, рыхлить землю.
Уголок экспериментирования. Уголок для экспериментирования мы пополнили емкостями для исследования воды и песка (манка). Занятия с песком и водой очень полезны, детям нравится трогать песок пересыпать его ручками и совочком. Также они с радостью плещутся в воде, дуют на кораблики, бурлят водой через трубочки. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию, развивают мелкую моторику. Также уголок пополнили разнообразными предметами для проведения опытов без приборов: воздушные шары, шишки, ракушки, пуговицы, магниты, лупы, песочные часы. Хотим добавить набором цветных стекол (пластиковых), природным материалом (семена, листья деревьев, мох, различными камнями).
Уголок конструировании. Оснащен мелким, средним и крупногабаритным (переносным) напольным конструктором, конструктор типа «лего», мозаикой, пазлами, мелкими игрушками для обыгрывания построек. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально, осуществляя свой творческий замысел.
Музыкальный уголок. Для развития слуха, чувства ритма, памяти, музыкальных способностей, нами сделаны самодельные «шумелки», баночки с крышками и пластиковые бутылочки наполненные монетками, фасолью, пуговицами, бусинками. Музыкальные инструменты в уголке отсутствуют, мы планируем пополнить музыкальный уголок всем необходимым в течение года.
Уголок театрализованной деятельности. Театральный уголок оснащен: ширмой, кукольным театром Би-ба-бо, плоскостным деревянным кукольным театром по различным сюжетам сказок. Здесь дети играют в настольный, кукольный театры, учатся обыгрывать сказки, учатся подбирать атрибуты для игр-драматизаций и режиссерских игр, что способствует развитию фантазии, речи, выразительности. Театральный уголок дополнили изготовленными масками по сюжетам русских народных сказок, кукольным театром ходим пальчиками.
Уголок изодеятельности. Способствует развитию интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, творчества у наших детей. В уголке, имеются традиционные предметы для рисования, лепки и аппликации (восковые мелки, пластилин, стеки и палочки, ножницы, клей, цветная бумага, трафареты, цветные карандаши и гуашь, кисточки, уголок постоянно пополняется раскрасками; для рисования нетрадиционными способами мы дополнили уголок самодельными и готовыми штампами, ватными палочками.
Уголок сюжетно-ролевой игры «Кухня», «Семья»
Расположен в группе на ковре, занимает большую часть игрового пространства. Имеется необходимое оборудование для игры в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта.
Уголок сюжетно-ролевой игры «Больница»
Расположен в спальне, наполнен необходимым оборудованием для игры. Постоянно пополняется совместно с родителями необходимыми атрибутами, бабушка Махневой Арины пошила два медицинских халата.
Уголок сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Также расположен в спальне, наполнен необходимым оборудованием для игры, подобраны тематическая коллекция игрушек, необходимые атрибуты.
Постоянно пополняется совместно с родителями необходимыми атрибутами.
Уголок ряженья. Уголок расположен в спальне, в котором имеются костюмы, юбки, накидки, шапочки, сумочки, платки, шарфики, шляпы.
Уголок «Гараж» Транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, лодка).
Спортивный уголок. Он реализует потребность детей в двигательной активности, что оказывает благо-приятное влияние на физическое и умственное развитие наших детей. В уголке подобран необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой и для подвижных игр. В спортивном уголке, имеются: мячи, обручи, скакалки, ленточки, кольца, кегли, кольцеброс, мешочки с крупой, препятствия для лазанья, дорожка для профилактики плоскостопия, массажные коврики, флажки. В этом году в спортивном уголке обновили картотеку подвижных игр, планируем добавить нетрадиционный самодельный спортивный инвентарь.
Уголок развития сенсорики В этом центре собраны пособия, игры, рамки вкладыши, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики. Уголок сенсорики дополнили емкость для д/игры «Золушка», родители помогли приобрести наполнитель –фасоль.
Уголок речевого развития. В уголке речевого развития имеются игры для развития мелкой моторики мышц рук, мозаики, карточки и картинки для составления рассказов, последователь-ности, целого, кубики, лото различного типа, пазлы.
Таким образом содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.
Список литературы
- А к с е н о в а Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с огра-
ниченными возможностями // Специальная педагогика. — М., 2001.
- А р х и п о в а Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для сту-
дентов вузов. — М., 2006.
- Б а р я е в а Л. Б., Га в р и л у ш к и н а О. П., З а р и н А. П. и др. Про-
грамма воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недо-
статочностью. — СПб., 2001.
- Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Про-
граммы для спец. дошк. учреждений /Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц,
Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др. — М., 1991.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. — М., 1994.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множествен-
ными нарушениями развития / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М., 2007.
7. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста:
Программы для спец. дошк. учреждений / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова,
Н.Д. Шматко и др. — М., 1991.
8. Го л о в ч и ц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обу-
чение дошкольников с нарушениями слуха. — М., 2001.
9. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных
тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калиннико-
ва, Н. Д. Соколова. — М., 2005. Л е б е д и н с к а я К. С., Н и к о л ь с к а я О. С., Б а е н с к а я Е. Р. и др.
10. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1989.
Д р у ж и н и н а Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей
с нарушениями зрения. — М., 2006.
11. Е к ж а н о в а Е. А., С т р е б е л е в а Е. А. Коррекционно-педагогичес-
кая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.
12. Е к ж а н о в а Е. А., С т р е б е л е в а Е. А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание: Программа дошк. образоват. учрежд. компенси-
рующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М., 2003.
13. Ж и г о р е в а М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:
педагогическая помощь. — М., 2008.
14. З а б р а м н а я С. Д., И с а е в а Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации
по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2002.
15. З а б р а м н а я С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогичес-
кого обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
16. З а б р а м н а я С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-
ного развития детей: Учебник для студ. дефектол. фак-тов педвузов и ун-
тов. — 2-е изд. — М., 1995. — 112 с.
17. И п п о л и т о в а М. В., Б а б е н к о в а Р. Д., М а с т ю к о в а Е. М.
Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родите-
лей. — М., 1993.
18. К а т а е в а А. А., С т р е б е л е в а Е. А. Дошкольная олигофренопеда-
гогика. — М., 1998.
19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот:
Социально-эмоциональные проблемы / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова,
A. M. Витковская и др. — СПб., 2000.
20. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим по-
ражением центральной нервной системы в группах кратковременного
пребывания / Под ред. Е. А.Стребелевой. — 2-е изд. — М., 2004.
21. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах
специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и
интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1990. С е к о в е ц С., То н к о н о г Л. и др.
22. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. Л. — М., 2003.
23. Л е в ч е н к о И. Ю., К и с е л е в а Н. А. Психологическое изучение
детей с нарушениями развития. — М., 2007.
24. Л е в ч е н к о И. Ю., П р и х о д ь к о О. Г. Технологии обучения и
воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.,
2001.
25. Л е в ч е н к о И. Ю., Тк а ч е в а В. В., П р и х о д ь к о О. Г. и др. Дет-
ский церебральный паралич. Дошкольный возраст. — М., 2008.
26. Л е в ч е н к о И. Ю., Тк а ч е в а В. В. Психологическая помощь се-
мье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. посо-
бие. — М., 2008.
27. Л е о н г а р д Э. И., С а м с о н о в а Е. Г. Развитие речи детей с нару-
шенным слухом в семье. — М., 1991.
28. Л о п а т и н а Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз-
раста. — СПб., 2005.
29. М а с т ю к о в а Е. М., И п п о л и т о в а М. В. Нарушение речи у детей
с церебральным параличом. — М., 1985.
30. П л а к с и н а Л. И., Гр и г о р я н Л. А. Содержание медико-педагоги-
ческой помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зре-
ния. — М., 1998.
31. П л а к с и н а Л. И. Коррекционно-развивающая среда в детских са-
дах компенсирующего вида. — М., 2008.
32. Программа специальных (коррекционных) образовательных уч-
реждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа
детского сада: коррекционная работа / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.,
2003.
33. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект
рабочих материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 2001.
34. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.
35. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной — М., 2003.
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14» г. Урай
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета Протокол от «__»_______20__года №__
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Колобок» № 14 ____________________Н.В.Шпак «___»________________20___года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей ll младшей группы «Брусничка»
Воспитатели:
Попова Светлана Леонидовна
Осипова Надежда Викторовна
г.Урай
2015-2016 учебный год
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБ ДОУ «Детский сад №14»
________________ Шпак Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми на 2015-2016 учебный год (средняя группа).
I.Целевой раздел 1.Пояснительная записка1.1.Нормативно-правовая база1.2.Цели и задачи1.3Принципы и подходы к формированию программы1.4.Возрастные особенности детей 4-5лет 1.5 Целевые о...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 2-3 лет ( первая младшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» на 2015 -2016 учебный год
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ баз...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе "Сказка" на 2016 - 2017 учебный год.
ПРИНЯТО:на педагогическом совете НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» УТВЕРЖДАЮ:ЗаведующийНРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»_____________Н.В.НикитинаПротокол № ______«____» ______ 20_____г. Приказ № _...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3– 4 лет (младшая группа, общеобразовательной направленности) на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3– 4 лет (младшая группа, общеобразовательной направленности) на 2015 – 2016 учебный год...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (1-я младшая группа, программа "От рождения до школы"
Рабочая программа ( 1-я младшая группа, программа "От рождения до школы"...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 2-ой младшей группы
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми второй младшей группы общеразвивающей направленности...
рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе
Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду условия для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализац...