Рабочая программа по подготовке детей к школе.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programma_moya.odt | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по подготовке детей к школе.
Цель: Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе
Задачи:
-Готовить детей к обучению чтению,развивать фонетический слух и проводить элементарный звуковой анализ речи.
-Дать первоначальные математические представления.
-Развивать память,мышление, внимание, воображение.
-Воспитывать организованность в учебной деятельности.
Пояснительная записка.
Обучение проводится 2 раза в неделю на 30-минутных занятиях по:
- Подготовке к обучению чтению (1 и 3 неделя месяца)
- Развитию элементарных математических представлений (2 и 4 неделя месяца)
Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию используя различные приёмы, обогащать его математические 'представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом , с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Процесс обучения чтению включает два периода: первый - ориентировка и овладение ребёнком звуковой стороны речи, второй - освоение знаковой системы языка.
Цель курса подготовки к обучению чтению: выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - интереса и способности к чтению. Основные задачи - развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму - решаются на протяжении всего периода обучения. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся со звуками и буквами, слогами, словами и предложениями, овладеют первоначальными навыками чтения. Включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий является эффективным средством подготовки к обучению в школе.
Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
- 1.на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
2.на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.
Для выполнения поставленных задач программой, предусмотрены следующие виды занятий:
-занятие-игра;
-занятие-путешествие;
-занятие-исследование;
-занятие-конкурс;
-занятие-экскурсия;
-занятие-соревнование.
Основные принципы работы:
-Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
-Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-Комплексный подход при разработке занятий,
-Вариативность содержания и форм проведения занятий;
-Систематичность и последовательность занятий;
-Наглядность.
-Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
-Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи.
Задачи:
-Сформировать понятия «звук», «буква»
-Научить выделять их из состава слова
-Различать гласные и согласные звуки (буквы)
-Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки
-Подбирать слова к заданным звуковым схемам
-Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ
-Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов
-Чтение слогов, маленьких слов, предложений.
месяц | 1неделя | 2неделя |
сентябрь | Звук и буква А, игра «Подбери словечко». Звук и буква О, игра «Доскажи словечко». | Звук и буква У, игра «Подбери словечко». Звук и буква Ы, игра «Придумай слово с буквой» |
октябрь | Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре-соревновании. | Звук и буква JI, чтение слогов, отгадывание загадок. Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение. |
ноябрь | Звук и буква Н, Разучивание стишков на звук Н Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением. | Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов. Буква Я, ( Буква Я обозначает два звука [й], [а].) чтение слогов, учимся отвечать на вопросы. |
декабрь | Буква Ю, (состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов. Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший. | Буква Ё,( состоит из двух звуков й и о), чтение слогов Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший. |
январь | Деление слов на слоги, игра "волшебный мяч" Звуки Г-К, ГБ- КБ , буквы Г,К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом. | Звуки В- ВЬ,Ф - ФЬ, буквы В.Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший. |
февраль | Звуки 3 - 3Ь , С -СЬ, буквы 3,С, чтение слогов Звуки Б -БЬ, П -ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов | Звуки X- ХЬ, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший. Звуки и буквы Ж - Ш, чтение слогов, слов |
март | Звуки и буквы Ч - Щ, чтение слогов Звук и буква Ц, чтение слогов, игра "доскажи словечко" | Звук и буква Й, чтение слов Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы. |
апрель | Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление предложений, рифма Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов. | Закрепление пройденного материала, игра "Доскажи предложение" Закрепление пройденного материала, гласные буквы. |
май | Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные | Закрепление пройденного материала, звонкие согласные Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита. |
- Календарно-тематическое планирование занятий по математике.
Задачи:
-Научить детей считать в пределах 20 (прямой и обратный счет)
-Познакомить с цифрами 0-9
-Решать примеры и задачи в пределах 10
-Ориентироваться в пространстве и во времени
-Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами
-Знакомство с геометрическими фигурами
-Выполнять различные виды графических диктантов
-Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам
-Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение
месяц | 2неделя | 4неделя |
сентябрь | Понятие :слева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между. Число и цифра 1. Первый, последний. | Больше, меньше, столько же. Знаки < , >, =,+, Число и цифра 2. Пара. Первый, второй. |
октябрь | Решение задач, графические диктанты. Число 3. Состав числа 3. Равенство Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. | Число и цифра 4. Состав числа 4. |
ноябрь | Сложение; Решение задач. Логические задания. Число и цифра 5. Состав числа 5. | Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины. Работа со счёт, палочками .Проверочная работа. |
декабрь | Число и цифра 6, Состав числа 6. Вычитание; Развивающие задания. | Число и цифра 7. Состав числа 7. Занимательная математика: решение логических заданий |
январь | Число и цифра 8. Состав числа 8. Число и цифра 9. Состав числа 9. | Цифры 0-9; знаки +. =, Графический диктант Ориентация в пространстве и на плоскости. |
февраль | Знакомство с нулём. Математический диктант Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток 4 неделя 12. Образование чисел второго десятка, знакомство с | Решение примеров, знакомство с ромбом |
март | Определение понятий "шире", "уже", "выше", "ниже". Игра "вставь знак" Найди лишний предмет, цифры 14- 17 | Игра "следующий, предыдущий", порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17-20 |
апрель | Закрепление пространственных отношений (слева, справа, сверху, снизу.) Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания | Образование чисел второго десятка; составление примеров. Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий. |
май | Игра "Назови соседа",счёт от 1 до 20 Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д.(закрепление) | ориентация в пространстве и на плоскости (закрепление) Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре "Найди клад" |
Список литературы:
- «Математика для детей пяти-шести лет» Е, В. Колесникова;
- «Развитие математического мышления у детей 5-7лет. » Е. В, Колесникова.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1992.
- Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
- Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж: ЧК Лакоценин С. С., 2007.-96с.
- Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз - ступенька, два - ступенька».
- Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Е. Н. Панова «Дидактические игры - занятия в ДОУ».
- Е.В. Колесникова " От А до Я"
- Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
- К.В. Шевелёв "Готовимся к школе"
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных
консультаций с родителями
- Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус»,1996г.
- Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
- Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 1992 г.
- Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
- Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
- Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г
Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов по вопросам подготовки
детей к школе.
- Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М, «Дрофа», 2000
- Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2001 г
- Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао»,
- Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г,
- Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
- Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990
- Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана- ~раф», 2006 г
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
- Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
- Артемьева Н О Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
- Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
- Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
- Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,
МКДОУ Коротякский детский сад
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ Коротоякский
детский сад
_________________Т.А.Лазарева
«___» ____________2016 г.
Составитель:воспитатель Петрова Надежда Юрьевна.
с.Коротояк 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе....
Рабочая программа по подготовке детей к школе
программа...
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе "Развивай-ка"
Данная программа создана совместно с воспитателем с целью сформировать у детей подготовительной группы готовность к освоению школьной программы...
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Приключение будующих первоклассников" Н.Ю. Куражева...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Рабочая программа для подготовки детей к школе "В школу ножками,тропинками, дорожками..."
Поступление в школу - важный момент в жизни ребенка. Занятия по данной программе помогут быстрее адаптироваться к школе, развить интерес к учению, помогут у дошкольника развить такие качества, как пам...