Рабочая программа "Социально-личностное развитие"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Цель:создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-lichnostnoe_razyitie.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным направлением осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей № 9 «Золотой улей»
Рассмотрена и рекомендована утверждению педагогическим советом № 1 от «26» августа 2016 г. | Утверждена: Заведующим МБДОУ №9 «Золотой улей» Алиевой О.Н. приказ от «30» августа 2016 г. № _____ |
Рабочая программа
по реализации образовательной области
«Социально-личностное развитие»
«Поговорим о вежливости»
Возрастная группа: 5-6 лет
Сведения о разработчиках:
Маркова Татьяна Петровна, воспитатель
Сажнева Ольга Ивановна, воспитатель
2016 - 2017 учебный год
Моршанск
Пояснительная записка.
Воспитание этических норм поведения у ребенка- нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.
В последнее время необычно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе, в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми. мешает в жизни.
Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения.
Эта проблема особенна актуальна в наши дни, когда. с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой - общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности - наличие образования и культуры.
Перед современным социумом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания её роли в развитии человеческого общества в настоящее время и на протяжении всего тысячелетия, преодоление острого конфликта между этикетом как поведенческой основой индивидуума в реальной действительностью. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.
Перед педагогами и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура является частью общественной и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Обучение нравственности - основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается с детства. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на формирование волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей; на осознании необходимости выполнять правила этикета; следует развивать в детях способность к самореализации, умение служить людям и быть счастливыми в этом служении.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому важно установить тесный контакт с родителями, с тем чтобы предъявить ребенку единые требования.
Этическое воспитание предполагает близость к реальным жизненным ситуациям. Формирование у старших дошкольников умения общаться в национальных русских традициях является частью общей культуры народа. Общественное мнение - это инструмент оценивания, одобрения и осуждения тех или иных действий человека. К общественно одобряемым поступкам людей подталкивают их на внутренние чувства: совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.
Процесс формирования этих качеств очень длительный, требует значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить её моральную сторону. Подражая, дети учатся различать хорошее и плохое.
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок, общаясь со взрослым, перенимает его опыт поведения, словарный запас.
Говоря о соотношении этического, этикетного и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия:
1. как вести себя правильно, то есть в соотношении с принятым в обществе порядком поведения;
2.как вести себя хорошо, то есть в соответствии с нравственными нормами;
3.как вести себя красиво, то есть получая от своего поведения эстетическое наслаждение.
Программа "Поговорим о вежливости" предполагает развитие у детей восприятия, воображения, памяти, интересов, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Целенаправленные и последовательные занятия в этой области могут стать эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
- гуманного отношения взрослых к ребенку;
- чёткой постановки задач нравственного воспитания;
- организации активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.
Основная идея программы: - систематизация уже приобретенных знаний для формирования культурно-личностных отношений между старшими дошкольниками.
С опорой на работы А.А. Лопатиной, Н.В. Дуровой, Н. Н. Курочкиной и других авторов, сформирован тематический план, следуя которому ежемесячно обобщаются знания детей по определенной теме в ходе бесед, игр, творческих работ, решения проблемных ситуаций, а также консультаций с родителями.
Отличительным признаком созданной программы "Поговорим о вежливости" является то, что в ней большое внимание уделено нравственному, эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, усвоению ими правил и норм поведения, установленных обществом, которые способствуют самореализации дошкольников.
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.
Задачи: способствовать развитию умений отстаивать свое мнение и считаться с мнением других, взаимодействовать в группах; способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
Для того чтобы правильно организовать работу по этическому воспитанию, целесообразно наметить её примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам, и конечные цели.
Программа "Поговорим о вежливости", автор-составитель Л.А. Загуменная направлена на то, чтобы сформировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям; систематизировать и обобщить правила поведения; освоить этические нормы речевого общения; учить культуре поведения, а также ответственности перед другим человеком; расширять представления о взаимоотношениях людей; учить оценивать поступки персонажей произведений; справедливо разрешать споры и конфликты.
Программа реализуется посредством рассказов, игр, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы.
Тематика занятий разбита по месяцам и дням. В течении месяца дошкольники расширяют знания по определенной теме, состоящей из подтем, задания которых выполняются за два-три дня в зависимости от их объема. Заканчивается изучение выставкой детских работ, подбором пословиц и поговорок или пополнением информации в родительском уголке.
Методы диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение уровня осознания детьми нравственных качествах, эмоционального компонента - предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает наблюдение в ситуации морального выбора, направленностью личности во взаимодействии со сверстниками.
Для исследования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста используются методы диагностики педагогов - психологов А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончик: метод"Беседа", методики "Сюжетные картинки", "Цветовой тест отношений", "Подели игрушки" и др.
Тематический план.
№ | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе. | Объем учебной нагрузки |
1 | Вежливость | 5 |
2 | Доброта | 4 |
3 | Дружба | 4 |
4 | Помощь | 3 |
5 | Отношение к природе | 4 |
6 | Хорошие качества человека | 4 |
7 | Любовь | 4 |
8 | Трудолюбие | 4 |
9 | Чувства | 4 |
Итого: | 36 |
Режим реализации программы.
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество организационно -образовательных ситуаций в неделю | Длительность организационно-образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса | |
36 | 1 | 20 минут | групповая |
Календарно - тематическое планирование
№ | Плановые сроки прохож- дения | Фактические сроки прохож-дения | Непрерывная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
1. | 05.09.2016 | Беседа "Все начинается со слова "здравствуй"" | Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.28 | Обсуждение проблемных ситуаций, Игры "Вежливый котик", "До свидание". Выставка работ. | |
2. | 12.09.2016 | Беседа "Если кто-то поссорился" | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить коллективным играм. Учить играть дружно. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.34 | Дидактическая игра "Школа вежливости". Ситуативный разговор "Приветливые люди". Беседы. | |
3. | 19.09.2016 | Беседа "Спасибо природе". | Поощрять желание выполнять Различные поручения, связанные с уходом за растениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.35 | Посадить с ребенком комнатное растение. Наблюдение в уголке природы. Чтение обсуждение произведений. | |
4. | 26.09.2016 | Беседа "Будь вежливым!" | Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения. Приучать детей к вежливости. Обогащение словаря вежливыми словами. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.39 | Чтение произведений. Обсуждение сказки. Выставка детских работ. | |
5. | 03.10.2016 | Беседа "Наши добрые слова". | Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм. Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.40 | Обыгрывание ситуаций. Чтение произведений. Беседы. Выставка детских работ. | |
6. | 10.10.2016 | Беседа "Доброта". | Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Закрепить понятие доброта. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.44 | Игра "Добрый дождик". Творческое задание"Доброе дело".Рисование "Дерево доброты" | |
7. | 17.10.2016 | Беседа "Что значит быть добрым и заботливым?" | Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Закрепить понятие доброта и забота. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.50 | Сюжетно-ролевая игра"Больница"Ситуативный разговор "Учите заботиться о старших". Создание пано "Доброта". | |
8. | 24.10.2016 | Беседа "Заботливость" | Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.53 | Игра "Зботливый хозяин". Чтение А.Неелова "Волчья стая" | |
9. | 31.10.2016 | Беседа "О нежности". | Воспитывать у детей дружеские отношения, воспитывать нежность к людям. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.63 | Дидактическая игра "Скажи наоборот". Творческое задание "Корзинка добрых дел"Чтение Г.Виеру "мама, почему?" | |
10. | 07.11.2016 | Беседа "Друг". | Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Учить жить дружно. Воспитание взаимопомощи другу. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.65 | Дидактические игры. Чтение сказок. Рисование "Герои сказок" | |
11. | 14.11.2016 | Беседа "О чуткости и равнодушие". | Воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.68 | Решение проблемных задачек. Чтение В.Осеева "Плохо". Рисование портрета друга. "Семья и воспитание" | |
12. | 21.11.2016 | Беседа "Вместе тесно, а врозь скучно". | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение объединяться для совместных игр. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.74 | Игра "Пословицы".Обсуждение проблемных ситуаций. Рисунки к пословицам. | |
13. | 28.11.2016 | Беседа "О настоящей дружбе". | Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений детьми между. Учить детей дружить и помогать друг другу. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.79 | Чтение Л.Толстого "Два товарища. Творческое задание: рассказ о друге. Обсуждение пословиц. | |
14. | 05.12.2016 | Беседа "Помощь взрослым". | Воспитывать уважительное отношение к окружающим и к взрослым. Развивать умение помогать взрослым. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.92 | Обсуждение ситуации "Новенькая". Творческое задание "Рубашка помощи". Рисунки детей. | |
15. | 12.12.2016 | Беседа "Об отношение к младшим". | Воспитывать уважительное отношение к окружающим и к малышам. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.93 | Игра "Помогаем в беде". Чтение пословиц. Чтение-обсуждение Э.Шим "Брат и маленькая сестра". | |
16. | 19.12.2016 | Беседа "Служение людям". | Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему. Воспитывать желание помогать людям. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.94 | Чтение-обсуждение Т.Вершинина"Журавль"Игра "Солнечные подарки". Изготовление новогодних подарков. | |
17. | 26.12.2016 | Беседа о любви к животным. | Воспитание любви к животным. Воспитание умения правильно заботиться о животных. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.98 | Дидактическая игра "Наши питомцы". Творческое задание "Столовая для птиц".Домашнее задание: сделать кормушку. | |
18. | 9.01.2017 | Беседа "Птицы - наши друзья". | Уточнить знание о птицах о питание. Формирование навыков ухода за птицами. Воспитание любви к птицам. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.100 | Выучить стихи о птицах. Конкурс чтецов. Чтение-обсуждение А.Каралийчев "Крылатый пленник" | |
19. | 16.01.2017 | Беседа "Бережное отношение к природе". | Формировать первичные представления о природном многообразие планеты. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желание беречь её. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.105 | Проблемные ситуации. Чтение - обсуждение: В.Сухомлинский "Стыдно перед соловушкой". Чтение пословиц. | |
20. | 23.01.2017 | Беседа "Ответственность". | Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающим. Формировать такие качества как ответственность. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.106 | Дидактическая игра "За что мы отвечаем?" Творческое задание "Посадим деревце". Рисунки детей. | |
21. | 30.01.2017 | Беседа "Честность". | Формировать качество честность. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение оценивать свои поступки. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.113 | Инсценировка ситуаций. Решение проблемных ситуаций. Чтение пословиц. | |
22. | 06. 02.2017 | Беседа "Правдивость". | Воспитывать правдивость, умение всегда говорить правду. Формировать умение оценивать свои поступки. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.118 | Дидактическая игра "Сердечко честности" Подобрать пословицы и поговорки о правдивости. Рисунки детей. | |
23. | 13.02.2017 | Беседа "Скромность". | Воспитывать скромность, желание быть справедливым, учить испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок. Учить правила добрых взаимоотношений. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.123 | Дидактическая игра "Скромные звери". Подобрать пословицы о скромности. Творческое задание "Скромный человек". | |
24. | 20.02.2017 | Беседа "Наши защитники", | Расширять представление о родной стране, о государственных праздниках Воспитывать уважение к защитникам отечества. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.137 | Решение проблемных ситуаций. Дидактическая игра"Думаем о Родине".Творческое задание: "Подарок папе" | |
25. | 27.02.2017 | Беседа " Любовь к маме". | Продолжать расширять представление о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к маме. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.144 | Чтение стихотворения Е.Благиной "Мама спит.." Игра "Подарки для мамы". Фотовыставка "Моя мама - самая лучшая". | |
26. | 06.03.2017 | Беседа "Заботливость". | Воспитывать внимательное отношение к родителям и близким людям. Учить заботиться о родителях. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.146 | Решение проблемных ситуаций. Дидактическая игра "Заботливый хозяин".Творческое задание "Заботимся о родителях". | |
27. | 13.03.2017 | Беседа "Сострадание". | Вызвать стремление сочувствовать. Формировать такие качества, как сочувствовать, отзывчивость. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающим. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.150 | Чтение-обсуждение А.Неелова "Птичка".Дидактические игры. Рисунки, рассказы. | |
28. | 20.03.2017 | Беседа "О том, как важно думать о других". | Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить жить дружно и помогать другим. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.163 | Чтение-обсуждение В.Осеева"Печенье".Сочинение рассказа "Что дальше?". Рассказы детей. | |
29. | 27.03.2017 | Беседа "Трудолюбие". | Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Воспитывать культуру трудовой деятельности. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.165 | Дидактическая игра "Трудимся с любовью". Рисование "Строим домики". Чтение-обсуждение "Ласточка и воробей". | |
30. | 03.04.2017 | Беседа "О совместном труде". | Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.171 | Обсуждение пословиц. Обыгрывание ситуаций. Подобрать книги о труде. Выставка книг о труде. | |
31. | 10.04.2017 | Беседа "О лени и трудолюбие". | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.177 | Дидактические игры: "Доскажи пословицу", "Вежливые слова". Конкурс вежливых слов. Чтение произведений. | |
32. | 17.04.2017 | Беседа "Мой дом - наведу порядок в нём". | Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.178 | Чтение-обсуждение: К.Чуковского "Федорино горе". Игры "Угощение для любителей чистоты", "Уберем наш дом". | |
33. | 24.04.2017 | Беседа "Добросердечие". | Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.182 | Дидактические игры. Чтение-обсуждение произведений. | |
34. | 15.05.2017 | Беседа "Красота души". | Обогащать словарь детей вежливыми словами. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.190 | Чтение-обсуждение: М. Скребцова "Цветок кактуса". Творческое задание "Украшаем кактус". Коллективная работа. | |
35. | 22.05.2017 | Беседа "О справедливости". | Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.200 | Обыгрывание ситуации. Чтение обсуждения произведений. Чтение пословиц и поговорок. | |
36. | 29.05.2017 | Беседа "Культура поведения". | Расширять представления о правилах и культуре поведения в общественных местах. Развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения. | Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа) Л.А. Загуменская Стр.208 | Пословицы и поговорки о культуре поведения. Чтение произведения Д. Дурова "Две подружки". Игры детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...
Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год
Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой для разработки прогр...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ
Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....