Методические материалы "Развитие речевого и певческого голоса детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему
Развитие речевого и певческого голоса детей дошкольногот врозраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
группы общеразвивающей направленности
для детей дошкольного возраста
Методические материалы
«Развитие речевого и певческого голоса детей дошкольного возраста»
Пантелеева Е.А музыкальный руководитель.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Как известно, голос - важнейший инструмент коммуникации. Овладев собственным голосом, ребенок становится более уверенным в себе, у него повышается самооценка. Но, что еще более важно, ребенок приобретает уникальный музыкальный инструмент, позволяющий ему выразить себя, свои чувства и эмоции, свою творческую энергию. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Певческая деятельность являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Пение объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Анализ показал, что многие дети поют крикливо, резко, напряженно, не чисто интонируют, не достаточно активно проявляют себя в творчестве, сдержаны, в проявлении эмоций, неуверенно высказывают свои впечатления об услышанной музыке, у них скудный словарный запас, они скованны, стеснительны. Все это свидетельствует о наличии существующей проблемы развития певческих способностей дошкольников, поэтому я определила тему, по которой работаю углубленно.
«Развитие речевого и певческого голоса детей дошкольного возраста через специальные игры и упражнения».
Работая по теме, я поставила цель:
Развитие детского голоса с учетом его природных особенностей.
И поставила перед собой следующие задачи:
1.Формировать певческие навыки через комплекс игровых упражнений.
2.Развивать музыкальные способности, творческую активность детей в исполнении песенных произведений.
3.Воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к певческой деятельности.
Содержание образовательной деятельности определено Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой и парциально использую М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», О.В. Кацер, «Игровая методика обучения детей пению», И. Каплунова, И. Новоскольцева программа«Ладушки», М. И. Родина, А. И. Буренина учебно-методическое пособие «Кукляндия», опыт педагогов-новаторов Т. Тютюнниковой, «Учимся петь, играя», А.А.Евтодьевой, элементы методики К.Орфа.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена система развития речевого и певческого голоса детей дошкольного возраста. Приоритетным, направлением которой является применение нетрадиционных технологий.
Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому важным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Содержание деятельности по развитию певческого голоса дошкольников
Работа по развитию певческого голоса проводится поэтапно:
1 этап – подготовительный, речевой.
2 этап - основной, переход от речи к пению
3 этап-исполнение песенных произведений
Основными видами деятельности на подготовительном этапе являются:
- артикуляционная гимнастика;
- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
- развивающие игры, «рисование голосом»
-речевые игры, ритмические игры, пальчиковая гимнастика.
Цель, которых легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
Задачи:
- «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
- обострить интонационный слух;
- подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
- сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. На речевом этапе удобно работать над формированием таких певческих навыков, как дикция и дыхание. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Артикуляционная гимнастика «Зарядка язычка».
Наш забавный язычок –
Щелк,щелк, щелк, щелк.
Чистим зубки мы умело
Вправо, влево, вправо, влево.
Мы нисколько не устали
Вверх и вниз им двигать стали.
Словно пчелы пожужжали,
Ж-ж-ж-ж-ж….
Как машины порычали.
Р-р-р-р-р-р….
Как лошадки вскачь пустились
Вовремя остановились!
Тпр-р-р-р-р-р…
Упражнение «Гуси»
на устранение зажатости нижней челюсти.
Педагог. Гуси, гуси,
Дети. Га-га-га
Педагог. Петь хотите?
Дети. Да-да-да
Педагог. Ротик открывайте
Дети. Га-га-га.
Педагог. Песню запевайте.
Дети. Га-а-га.
На речевом этапе развиваю дыхание воспитанников по принципу короткий вдох, задержка, длинный выдох. Использую, упражнения «Задуй свечу», «Бабочка», «Собачке жарко», «Хомячок».
«Собачка» (закаливание зева)И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.
«Цветок». (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов)
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.
Упражнения на дыхание
Самовар: глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…..».
Чайник: глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых-пых-пых-пых-пых….»
Большой филин: глубоко вдохнуть и, выдыхая, резко произнести «ух!».
Маленький филин: глубоко вдохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух….»
Волки: глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «у-у-у-у», при этом как бы поднимая звук снизу вверх.
Пчела: вдохнуть и на выдохе произнести звук «ж-ж-ж-ж….», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.
Комар: вдохнуть и на выдохе, на высокой ноте, произнести звук «з-з-з-з….», то усиливая звук, то ослабляя.
Эхо: глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести «ты кто-кто-кто-кто-кто-кто…..» с каждым произношением слова «кто» голос должен становиться все тише и тише.
Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить «а-а-а-а-а….». Звук должен быть, как при укачивании малыша.
Скрипят деревья: на выдохе произносить звук «и-и-и-и-и….». Губы при этом растягиваются в улыбку.
Пьем чай: втягиваем в себя воздух и произносим «Фуп!»
По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д
Упражнение «Котенок и шар»
Дети встают в круг, и расширяют круг под слова.
Надувала кошка шар
«Ф-ф-ф-ф-ф-ф…..» дети делают выдох ртом, произнося «ф-ф-ф..»
А котенок ей мешал.
Подошел и лапой - хлоп!- хлопают в ладоши,
Ну, а шарик сразу - лоп! – сходятся в середину круга, делают выдох на звук «Ш»
Два ветерка
Шаловливый ветерочек к нам в лесочек залетел:
Ш-ш-ш!
Тихо веточкам он песенку запел:
Ш--ш-ш!
Сильный ветер к нам в лесочек залетел
Ш-ш-ш-ш!
Громко веточкам он песенку запел:
Ш-ш-ш-ш!
Ветерочки по очереди листьям песни пели:
То тихую:
Ш-ш-ш!
То громкую:
Ш-ш-ш!
То тихую,
Ш-ш-ш!
То громкую:
Ш-ш-ш!
А после - улетели!
Данные упражнения позволяют подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения.
Речевые игры-обостряют слуховое внимание, улучшают координацию слуха и голоса, развивают чувство ритма, темпа, тембра, интонационной выразительности - формируют естественное звучание голоса. Речевые игры дают еще терапевтический эффект: снимают чувство усталости. Начинаем игры и упражнения с использованием самых близких ритмов, например, имен детей, приветственных слов («Здравствуйте»), названия деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, поговорки, четверостишия и т.д.
Каждую встречу с детьми начинаю с приветствия, с младшими дошкольниками здороваемся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука, как птички, зайчики, мишки, лошадки, кошечки и т.д., к среднему возрасту добавляется приветствия с разными ритмами. Дети старшего и подготовительного возраста импровизируют приветствие голосом и жестами.
Речевая игра «Имена»
Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:
- Каждый друг за другом называет свое имя.
- Каждый называет свое имя, проговаривая четко каждый слог.
- Затем проговаривая свое имя, каждый его слог отмечает хлопками.
- Проговаривая свое имя и шлепая по коленям.
- Закрывать глаза и произносить имя друг за другом.
- Как еще можно произнести свое имя ? (шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т.д.)
- Дети свободно ходят по комнате, каждый тихо произносит свое имя, но по сигналу все должны сесть на свои места или встать у окна.
- Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко - тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяя его динамику по руке ведущего.
С младшего возраста провожу образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке, подвожу детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький», а в среднем и старшем возрасте дети учатся слушать звуки по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфе, проигрывают на щумовых инструментах ритмический рисунок из длинных и коротких звуков. Игровой дидактический материал весьма разнообразен, что только увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду деятельности.
Речевая игра «Камушки»
Тук-тук камушки, (2 удара камушками-руки вперед)
Тук-тукзвонкие, (2 удара камушками-руки вперед)
Буль-буль-буль, шумит волна,-(3 удара, показать волну)
А где рыбки ти-ши-на. (2 удара, руки опустить на колени)
Речевая игра «Барабан»
Педагог. Мне купили барабан
Дети. Бам-бам-бам!
(3 хлопка по коленям, или по барабану)
Педагог. Я на нем играю сам
Дети. Бам-бам-бам!
(3 хлопка по коленям, или по барабану)
Применяю в своей работе логоритмику. Данные упражнения помогают развивать речь детей, умение согласовывать движения со словом, коммуникативные навыки, координацию движений.
Пальчиковые игры – еще один необходимый вид деятельности в музыкальном воспитании. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Развивающие игры «Рисование голосом» Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям интонациями голоса «рисуем» различные образы (ветер, волны, облака, дождь, солнце и т.д.), Все эти упражнения помогают детям легко переходить границу от речевой к певческой интонации.
2-этап. Основной - переход от речи к пению.
Виды деятельности
Музыкально-дидактические игры.
Игровые распевания, валеологические распевания.
Показ песни.
На втором этапе провожу беседы по темам: «Что такое хор?», «Кто такой дирижер?».
знакомлю детей с певческой установкой, Певческая установка-это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания,в этом нам помогают три веселых клоуна.
Первый клоун. Если хочешь стоя петь - головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись.
Второй клоун. Если хочешь сидя петь-не сутулься, как медведь,
Сядем прямо, ровно, спину держим стройно, Ноги твердо в пол упрем-и поем!
Третий клоун.
Делать мягким вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделал вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным,
Как кружение листа –
Вот и выйдет песня славной,
И свободна и чиста!
Словно волны у реки, звуки гласные легки,
Будто птицы на лету-А-Э-И-О-У
Педагог.
Мы проверим спиночку
Спиночку- тростиночку.
Вот она какая -
Спиночка прямая!(Сл.М. Картушина)
Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса, я использую упражнение «Сидит дед».
Сидит дед ему сто лет,
Затем садятся прямо и весело поют:
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Валеологические песенки-распевки. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат во время проведения образовательной деятельности, подготавливают голос к пению.
Доброе утро!
Доброе утро! | Поворачиваются друг к другу.
Потирают ушки
|
В певческой деятельности развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии использования конкретных, результативных методических приёмов. На практике голосом закрепляю теоретическое и слуховое распознавание средних и высоких голосов. Чтобы детям стало интересно заниматься распеванием, а пение стало успешным, я использую «игровые распевания».
Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Сюжеты знакомые и понятные детям героев сказок или образные зарисовки.
Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить голоса героев и, что немало важно, играть в них.
Диапазон этих распеваний намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодиии не в пределах квинты.
Игровые распевания многофункциональны:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого)в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыханиев пении;
4. Развивает творческие способностидетей, формирует
навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально – ритмических движений, музицирование детей.
Развитие певческого голоса происходит не только в легких и удобных распеваниях, играх и упражнениях, но и в песнях. Для возникновения у воспитанников интереса, делаю показ песни и её разучивание игровым.
Игровые варианты показа песни
1.Показ песни с движениями - паузами.
2.Показ песни «с превращениями»
3.Показ песни во время релаксации детей.
4.Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).
5.Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.
Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать.
Разучивание песни происходит не только традиционным способом - сидя на стульчиках, но и нетрадиционно - сидя на ковре или в форме круга. Круг несет в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребенок ощущает свою значимость для других детей, чувствует их поддержку и защиту.
3 этап – исполнение песни. Овладев певческими навыками, дети свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию. Они надолго, запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Каждая песня требует своего сценического воплощения.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами и родителями в развитии речевого и певческого голоса.
Вся работа по развитию речевого и певческого голоса строится во взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями, специалистами и родителями. Музыка прочно вошла в быт детей. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Успех невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
При проведении интегрированной деятельности дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями вокального, изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное. Свои впечатления они передают в разных видах художественного творчества: музыкальном, художественном, театральном, литературном.
Взаимодействие с родителями.
Для родителей провожу консультации, семинары-практикумы, даю рекомендации по вопросам развития речевого и певческого голоса дошкольников. Для этого мною оформлен консультативный блок. Привлекаю родителей к творческому сотрудничеству к участию в совместных праздниках, театрализованных постановках.
Социум.
Мои воспитанники активно участвуют в открытых занятиях, концертной деятельности, фестивалях, смотрах – конкурсах, городского уровня. Участие воспитанников, их достижения и результаты отмечены дипломами различных степеней.
Заключение.
Подводя итоги работы по использованию нетрадиционных технологий в развитии речевого и певческого голоса детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что у детей значительно повысился уровень сформированности певческих навыков и исполнительской культуры, обогатились знания о хоровом искусстве. Дети стали эмоциональны и раскованы, голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению. Таким образом, нетрадиционные методы способствуют появлению положительной динамики в музыкальном развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему «Развитие музыкальных способностей и певческого голоса детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
Доставить детям радость, создать «музыкальное» настроение....
Развитие певческих умений детей дошкольного возраста через использование музыкально - речевых игр и упражнений
Задачи:1. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.2...
Презентация на тему: "Различные методы и приёмы в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста"
презентация с докладом...
Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Несколько советов взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он...
Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.
В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...
Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как правило, детям о...