Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Антипова Алёна Александровна

В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_golosa_doshkolnikov.docx21.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности слуха и голоса

детей дошкольного возраста.

Охрана детского певческого голоса.

Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и другое. Поэтому важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием. Для того чтобы успешно осуществлять эту работу, необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей дошкольного возраста. Отметим основные тенденции его развития.

Третий и четвертый год жизниГолосовые связки детей ещё не сформированы, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3-4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту, певческому диапазону (ми-си), простотой мелодии без резких скачков, содержать короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка. К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого, спеть маленькую песенку.

Задачи:

-учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

-внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;

-правильно передавать мелодию в диапазоне ми-си, петь м помощью педагога, с музыкальным сопровождением и без него;

-формировать коллективное пение, учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Следует уделять внимание звукообразованию: петь естественным, высоким светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает тембр голоса, отрицательно сказывается на интонировании, гибельно отражается на голосовых связках. Учить детей хорошо открывать рот, стараясь привить навык плавного пения. Связь между вокальными и речевыми способностями. Если разговаривает звонким голосом, то и в пении высокое звучание. Важно, чтобы ребёнок услышал свой голос и почувствовал свой голос, тогда он постепенно начнёт петь естественным голосом.

В процессе музыкально-слухового восприятия большую роль играет зрительная наглядность.

 В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.

Происходит переход от ситуативной, речи к связанной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

Пятый-шестой год жизни.

Совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) развит слабее, чем головной. Поэтому голос у детей 5-6 лет не громкий, но звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети этого возраста поют уже в более широком диапазоне (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой. (Такие звуки могут быть проходящими) Примарными звуками являются (ми, фа-си) Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.

Задачи:

-Учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре-до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

-продолжать учить правильно передавать мелодию.mf, p. В разных темпах с сопровождением и самостоятельно.

-учить сольному исполнению ранее выученных песен.

К концу года различать звуки по длительности и высоте в пределах квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию. 

В вокальной работе с детьми этого возраста, следует учитывать, как психологические, так и физиологические особенности развития ребёнка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформировались. Певческое звукообразование происходит за счет натяжения краёв связок, поэтому форсирование следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет на выразительность исполнения. По-прежнему учим петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. И только в этом случае у них разовьётся правильные вокальные навыки, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.

У детей этого возраста увеличивается объём легких, дыхание становится более глубоким- это позволяет использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. Систематический показ правильного исполнения, указывать на неразрывность слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы в процессе пения способствует выработки широкого дыхания. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей. (до1-ре2).

Задачи

-петь выразительно (динамические оттенки, средства выразительности пределах до1-ре2.

-дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами.

-самостоятельно начинать и заканчивать песню.

-петь индивидуально и коллективно.

- продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуковысотный слух, творческую активность.

- развивать стремление самостоятельно исполнять песни.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя», с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Таким образом, координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.

Охрана детского певческого голоса.

Охрана детского голоса была и есть главным вопросом. В дошкольном возрасте певческий аппарат ребенка анатомически и функционально только начинает складываться (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы..Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Поэтому, организуя певческую деятельность детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель должен уделять большое внимание задачам охраны детского голоса.

Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голосаэто объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения дошкольников пению следует стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом.

Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо:

  1. следить, чтобы дети пели без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;
  2. следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
  3. добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)
  4. беречь голос ребёнка  от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5);
  5. не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование. Еще одним средством охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности слуха и голоса детей раннего возраста

Консультация для родителей по вопросам особенностей развития музыкального слуха  и голоса, охране голоса детей раннего возраста....

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.

Очень важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, т.е. пел свободно, легко и с удовольствием.Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.Детс...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов по охране детского голоса...

«Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста»

Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, о...