Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию "Это дом-не просто дом"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предсавляю конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_dom-ne_prosto_dom_konspekt.docx | 134.87 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
по духовно-нравственному воспитанию
НОД для детей среднего возраста
(4-5 лет):
«Этот дом-не просто дом»
Автор разработки:
воспитатель группы среднего возраста
МБДОУ детского сада комбинированного вида «Алёнушка»
п.Б.Пикино
Бабанская Татьяна Сергеевна
г. Бор
2016г.
Цель: духовно-нравственное развитие детей через знакомство детей с православным храмом нашего поселка, его значением в жизни жителей.
Задачи:
- Формировать знания детей о православном храме, правилах поведения в нем.
- Развивать:
- навыки доброжелательного общения,
- интерес к духовной жизни,
- любознательность, воображение.
- нравственные и эстетические чувства детей.
- Воспитывать:
- любовь к ближнему,
- познавательный интерес к родному поселку
- благоговейное отношение к храму
- активизировать словарь: храм, церковь, купол, свеча
Актуальность:
Два года назад в поселке, где находится наш детский сад, началось воздвижение церкви. На данный момент церковь на стадии завершения строительства, но в ней уже проходят службы, которые посещают и мои воспитанники. Это единственная церковь в поселке, поэтому ее строительству уделялось особое внимание со стороны жителей: многие родители вносили пожертвования на строительство, а так же оказывали помощь в строительных работах.
Дорога к садику проходит мимо церкви и дети изо дня в день наблюдают за продвижением строительства. Гуляя на участке, мы с детьми рассматриваем купола церкви: как они красиво блестят на солнышке летом, сверкают в морозные дни зимой. При этом я столкнулась с тем, что дети очень мало знают о назначении храма, о том, почему он так важен для жителей поселка.
Исходя из этого, и учитывая задачу ФГОС по «объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» и возникла необходимость проведения НОД: «Этот дом - не просто дом»
Схема конспекта НОД:
Форма НОД: занятие-диалог
Технологии и методики: используется информационно-коммуникационные технологии
Дидактическое оснащение и оборудование: макет храма, ткань или платок, аудиозапись колокольного звона, православной музыки, свеча, листы бумаги, кисти, гуашь, баночки с водой на каждого ребенка, ноутбук, проектор
Мотивацинно-ориентировочная часть:
Пальчиковая гимнастика «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им):
Воспитатель непринужденно показывает одному или нескольким детям, как можно из ладошек сделать колокол, остальные дети, заинтересовавшись, постепенно присоединяются. Когда все дети сделают «колокола», звучит колокольный звон.
-ребята, слышите, как зазвенели настоящие колокола, мне кажется, они приглашают нас куда-то или хотят о чем-то рассказать. Как вы думаете?
Организация деткой деятельности:
Способ организации: подгрупповой
Методы и приемы: сюрпризный момент, художественное слово, рассматривание макета, беседа, рассказ воспитателя, игра, просмотр слайдов на экране.
Ход НОД:
Дети заходят в группу, звучит колокольный звон, на столе стоит макет храма (фото.1), покрытый красивым платком.
Фото 1 Макет церкви иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
В: Ребята, смотрите-ка, что у нас на столе. Вам интересно узнать, что же спрятано под платком?
Этот дом — не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это……. — православный храм!
Воспитатель поднимает платок, дети самостоятельно осматривают макет.
- Как вы думаете, что же это такое?
- церковь, храм
-Знаком ли вам этот храм? Где вы его видели? Были ли в нем?
Дети «узнают» храм, делятся впечатлениями о его посещении
-Да, ребята. Это макет церкви, которую вы все видите по дороге в детский сад. Она называется церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
- А для чего люди ходят в храм? (варианты ответов)
- храм - это дом, куда приходят верующие люди поговорить с богом. Бог для них - это справедливость, доброта, любовь. Люди говорят Богу спасибо, за всё, что они имеют, просят у бога прощения за плохие поступки.
Предлагаю вам внимательнее рассмотреть макет:
-Похож храм на дома, в которых мы с вами живем? (нет)
- Храм - необычный дом, каких много. Храм очень яркий, нарядный, праздничный.
-Из какого материала построен храм в нашем поселке? (из дерева)
-Ребята. Давайте посмотрим на окна храма. Как вы думаете, через них можно смотреть на улицу? (нет, потому что они расположены высоко)
- Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба.
-Ребята, у любого православного храма есть купола. Давайте посчитаем, сколько куполов у нашего храма. (шесть). Один из них находится в центре, он символизирует Иисуса Христа. Купола обязательно увенчаны крестами.
- На что похожи купола? (варианты ответов)
- Похожи они на свечи? Такая форма куполов символизирует пламя свечи.
- Очень красивый наш храм, правда? Все жители поселка радуются, когда проходят мимо него. Давайте и мы порадуемся за наш поселок:
Физкультминутка
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Поселок видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Мы живём, мы растём
В Большом Пикино родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт, пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Наш поселок скромный.
(развести прямые руки в стороны)
А теперь предлагаю вам зайти в храм (слайд на экране)
- Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в храме? (ответы детей)
Воспитатель уточняет правила: нельзя громко разговаривать, кричать, входить с продуктами, которые вы едите. В храме все стоят, сидят только больные и немощные. Скромность в этом святом месте очень важный фактор. Девочки, входя в храм, должны одеть платки на голову, а мальчики снять головные уборы. Таким поведением мы показываем уважение к этому священному месту. А еще нельзя произносить грубых слов. Предлагаю вам поиграть в игру:
Игра «Замени добрым словом»
Злой-добрый
Грубый-ласковый
Отнять-подарить
Ругать-хвалить
Обидеть-защитить
Сломать-починить
Далее на экране появляется слайд с фотографией настоятеля храма.
-А кто самый главный в храме?
-Правильно, священнослужитель – священник — батюшка. В нашей церкви это протоирей Сергий. Жители нашего поселка уважают его, часто просят совета в делах. Он учит людей различать добро и зло, правду от лжи, хорошие поступки от плохих. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Хорошие и плохие поступки»
Игра: Воспитатель выдает каждому ребенку сигнальную карточку-маску, с изображением радостного и грустного лица. Показывает слайды с различными ситуациями (например, мальчик помогает маме, девочка раскидала фантики). Дети определяют, хороший или плохой поступок иллюстрирует слайд, показывают соответствующую сторону маски. По желанию комментируют свое решение.
- молодцы, очень хорошо справились с заданием.
Далее воспитатель показывает детям свечу и рассказывает, что в церкви люди зажигают свечи, желают при этом своим близким, друзьям здоровья, удачи, чтобы у них было все хорошо. (появляется слайд с зажженными перед иконами свечами)
-Давайте и мы с вами «зажжем» свечи и скажем друг другу добрые пожелания.
Дети подходят к столам, рисуют свечи, звучит церковная музыка. Рассматривают рисунки друг друга, говорят добрые слова и пожелания.
Возможные действия при не достижении поставленных целей:
-организовать экскурсию к храму
- индивидуальная работа с детьми
- беседы с родителями о посещении храма
Рефлексивно-оценочная часть:
- Ребята, мне так приятно слышать ваши добрые слова. Поделитесь, с каким настроением вы рисовали? Давайте повесим ваши рисунки на доску, чтобы они согревали нас своим теплом.
- Что мы сегодня с вами рассматривали? Хотели бы вы посетить наш храм с родителями? Как вы будете себя там вести? Что бы вы хотели еще узнать о нем?
- В ходе НОД дети активно отвечали и задавали вопросы, проявляли самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально реагировали на происходящее.
Список литературы:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»
- Сайты prihod.ru, gorodbor.ru, semyaivera.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы" Задачи:Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Мате...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа
Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...
КОНСПЕКТ НОД по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи в подготовительной группе «Путешествие Дорогою Добра»
КОНСПЕКТ НОД по духовно -нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьив подготовительной группе«Путешествие Дорогою Добра»Цель: Формировать у детей предст...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...