Как развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Материал подготовлен для педагогического совета по теме. Раскрываются приемы работы с детьми раннего возраста, способствующие развитию мелкой моторики рук 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 «Чайка» города Смоленска Как развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста (советы старшего воспитателя) Подготовил: Догаева Г.Н., старший воспитатель высшая квалификационная категория Смоленск 2016

Слайд 2

Давайте разберёмся для чего это нужно. С медицинской точки зрения раннее развитие моторики способствует улучшению нервной и умственной деятельности организма. Это значит, что ваш малыш быстро научится разговаривать и будет хорошо учится в школе. У ребёнка будет отличная память, а значит развитая речь и повышенные способности к любым наукам. В бытовом смысле развитие моторики помогает самостоятельно справляться с повседневными нуждами, такими как завязывание шнурков, расстёгивание пуговиц, сам будет кушать, держать столовые приборы и так далее. Если ваш малыш начнет ходить в детский сад и по сравнению с другими детьми хуже будет владеть навыками самообслуживания, то это может отразится на самооценке ребёнка Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями. http://paidagogos.com/?p=6779#hcq=8rjyrHp В.А. Сухомлинский писал, что « чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Слайд 3

Как воспитатели в Детском саду могут развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста Использование с детьми пальчиковых игр (со стихами, скороговорками, звуками) в НОД и в режимных моментах; Использование определенных приемов и упражнений: Пальчиковый театр Оборудование развивающей предметно-пространственной среды соответствующими дидактическими играми

Слайд 4

Игры и упражнения: наматывание веревки на палку Для развития силы пальцев и кистей рук подойдет лепка из пластилина, можно для начала просто помять его в руке, а затем уже лепить что-нибудь. Еще для этих целей подойдет бумага, которую нужно сминать в крепкий шарик. В возрасте двух лет дети должны уметь сами разворачивать конфеты в обертке. Для развития навыка можно научить разворачивать сюрприз завернутый в бумагу. Можно завернуть в несколько слоев, так будет интереснее. В следующий раз пусть малыш сам завернет для вас сюрприз. Когда вы его будете разворачивать, попросите пусть ребёнок вам поможет. Обязательно радуйтесь сюрпризу. Используйте резиновую грушу для игр с ребёнком. Возьмите кусочек ватки или смятую в шарик бумагу и дуйте на неё грушей. Можно сыграть в футбол, попытаться забить гол в импровизированные ворота. Устройте соревнование, кто забьет больше голов. Такая игра будет интересна мальчишкам, но найдется не мало девочек, которые с азартом будут соревноваться. http :// paidagogos.com /?p=6779#hcq=IDMxrHp

Слайд 5

Можно попросить малыша рассортировать какие-нибудь мелкие предметы. Это могут быть фасоль и горох, разные пуговицы, или макаронные изделия разной формы. Пускай берет предметы по одному и раскладывает в разные емкости. Пересыпание тоже является интересным упражнением для развития мелкой моторики. Такой игрой лучше заняться в песочнице. Возьмите с собой посуду разной формы и с разного размера горлышком, можно использовать воронку и разные лопаточки. Поставьте задачу, наполнить песком бутылку с узким горлышком и простое ведерко. Подскажите малышу, как лучше всего это сделать. Как использовать воронку. Можно, также пересыпать песок из одной емкости в другую. Теперь давайте научим ребенка наполнять бутылку мелкими предметами. Здесь лучшего эффекта можно добиться, если малыш будет брать предметы по одной. Можно приспособить для такой игры простую пластиковую бутылку. Еще можно нанизывать на шнурок или толстую нитку бусины или предметы разной формы, которые имеют дырочку. Это очень полезный навык, который развивает внимание. Для такой игры используйте пуговицы, большие бусины, детали от конструктора, катушки от ниток. Попросите малыша связать баранки и на низать их все на одну веревку. В большом ассортименте в магазине детской игрушки есть в продаже игры-шнуровки.

Слайд 6

Разрывание бумаги Переворачивание страниц в книге Закручивание и отвинчивание крышек на бутылках и банках Очень хорошо для развития ребенка подходят игры – шнуровки . Открывание и закрывание молний, крючков, пряжек на одежде. Игры с рисованием. Для развития мелкой моторики малышу нужно больше рисовать. Можно обводить какие-либо фигурки, раскрашивать картинки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.

Слайд 7

11. Собирание мозаик и пазлов. Чем больше мелких частей в мозаике и пазлах, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако следует помнить, что для малышей до 3 лет нужно подбирать пазлы и мозаику из малого количества крупных частей! 12. Вырезание картинок, аппликации из цветной бумаги. Вообще манипуляция ножницами отлично развивает мелкую моторику. Например, игра «Разноцветные снежинки». Она направлена на формирование аккуратности и развитие моторики. Вам понадобятся белая бумага, фломастеры, ножницы. Взрослый показывает, как вырезать снежинки из листов бумаги. После того как ребенок сделает несколько разных снежинок, он должен постараться их разукрасить. 13. Поделки из подручных и природных материалов. Очень полезное занятие, ведь оно еще и расширяет кругозор ребенка, развивает логику и фантазию, позволяет изучать окружающий мир. 14. Лепка из пластилина, соленого теста и глины. Для детей школьного возраста полезна лепка геометрических фигур, цифр и букв, причем не только печатных, но и прописных. 15. Игры с мелкими предметами и предметами домашнего обихода. Для таких занятий можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: пуговицы, прищепки, бусинки, крупу и т.д. Например, подберите пуговицы разного размера и цвета. Выложите из них какой-то рисунок, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Или насыпьте в посудину несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы - пусть ребёнок перебирает их, ощупывая руками. Еще одно упражнение: малыш должен опустить кисти рук в сосуд, заполненный какой-либо крупой, и перемешать содержимое. Затем предложите ему сосуд с другой крупой. После нескольких таких проб ребенок с закрытыми глазами должен, опустив руку в предложенный сосуд, отгадать его содержимое, не ощупывая при этом пальцами его отдельные элементы.

Слайд 8

Опознание предмета на ощупь поочередно правой и левой рукой. 17. Еще один вариант – ваше чадо одной рукой ощупывает предложенный ему предмет, а другой рукой его зарисовывает . 18. Игра «Повтори движение». Взрослый садится напротив ребенка и делает пальцами руки какую-либо «фигуру», а ребенок должен точно ее повторить. Это задание усложнено тем, ребенку необходимо зеркально отразить показанное, ведь взрослый сидит напротив. 19. Игра на струнных музыкальных инструментах и на пианино. Так, помимо обучения музыке, ребёнок тренирует движения отдельными пальцами. 20. Игры с конструктором и кубиками. Рыбак" Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. "Удочку" малыш должен держать одной рукой. 2. "Дорожка" Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

Слайд 9

Динамическое упражнение «Забавные шарики» Логопед: «Тучка говорит вам спасибо и дарит разноцветные шарики (дети получают деревянные или теннисные шарики), посмотрите, какие они красивые, разноцветные, покатайте их в ладошках. Тучка целый таз воды налила, опустим туда шарики, смотрите, как они плавают. Попробуйте поймать шарик, но не рукой, а ложкой (пластиковые ложки среднего размера). Взрослые помогают детям ловить шарики. Динамическое упражнение «Забавный портрет» Логопед: «Кошка хочет сделать свой портрет немного необычным» (детям раздают листы картона, на которых обведен контур кошки, и коробки с мелкими предметами, необходимо выложить этот контур крышками от пластиковых бутылок, плоскими пуговицами, скорлупой фисташек).

Слайд 10

Динамическое упражнение «Веселые ниточки» Логопед: «А вот и коза! У нее мягкая, густая, теплая шерсть, из этой шерсти делают шерстяные нитки, вот такие – красивые и разноцветные! Коза принесла их с собой. Нужно смотать эти нитки в клубочки». Дети сматывают нитки, родители им помогают. Массаж кистей рук и пальцев. - поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек; - растирать пальчики спиралевидными движениями 2. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения. - сжимать пальцы в кулачок и разгибать; - сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности; 3. Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше) - катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.) - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.); - сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти; - открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема; - застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде; - завязывать и развязывать шнурки; - раскладывать счетные палочки, строить домики из них; - учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы; 4. Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет).

Слайд 11

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз). 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Слайд 12

Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила: любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь. число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке; повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий; интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую; продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно; перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.

Слайд 13

1. "Лабиринт" Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти. Пальчиковая игра «Лыжники» Логопед: «Пока мы играли, наш зайка убежал от нас, давай догоним его, но чтобы мы передвигались быстрее, встанем на специальные лыжи» (2 крышечки от пластиковых бутылок). Ребенок и взрослый ставят указательный и средний пальцы в крышечки и поочередно передвигают их, сначала одной рукой, затем можно попробовать двумя руками.

Слайд 14

"Покрути шишку" Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты. "Грецкий орех" Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты. "Орехи на подносе" Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

Слайд 15

"Зёрнышки" Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты. "Ласковое пёрышко" Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Слайд 16

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: – игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; – постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. - следует учитывать индивидуальные возможности ребенка. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток и свободного времени детей.

Слайд 17

Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры. Занятия для развития мелкой моторики у детей должны проходить в легкой игровой форме, и заканчиваться, как только у ребенка пропал интерес к происходящему. Специалисты по раннему развитию не советуют давать такие материалы и игрушки для повседневной игры, так как ребенок может быстро потерять интерес к ним. Читайте полностью на Nadysha.ru: http://nadysha.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-raznogo-vozrasta.html

Слайд 18

Педагогика - статьи, обмен мнениями http://paidagogos.com/?p=6779 Развитие рук – важный навык/ Сайт Колмыковой С.Н. http://lanas24.jimdo.com/родителям/играйте-с-детьми/развитие-мелкой-моторики/ Школьный логопед http://logoped18.ru/logopedist/melkaya-motorika.php Методические пособия по мелкой моторике./ Международный образовательный портал MAAM.RU http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskoe-posobie-po-melkoi-motorike.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так...

«Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Родительское собрание в младшей группе детского сада...

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

"Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста"

Памятка для родителей"Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста"...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка являе...