Детский проект: "Широка масленица"
проект (средняя группа) по теме
Проект для средней группы детского сада
«Широка масленица»
Тема: «Широка масленица»
Цель: Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- · Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
- · Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa_srednyaya_gruppa.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для средней группы детского сада
«Широка масленица».
Тема: «Широка масленица»
Цель: Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
- Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Участники проекта:
Инструктор по физической культуре.
Воспитатели
Родители.
Дети
Сроки реализации проекта – одна неделя.
Материал и оборудование: «Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Весны. Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки, платки, детский гримм.
Музыкальные инструменты: ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещотке, свистульки.
Самодельные музыкальные инструменты, изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).
«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр.
Видео-фильм «Смешарики – Масленица».
Электронная презентация «Широкая Масленица».
Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
Спортивное оборудование: канат, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, кольца, обручи.
Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши.
Музыкальные, хороводные, подвижные игры:
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
выбор формы реализации проекта.
помощь в подборе музыкального сопровождения.
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Понедельник
Цель: Познакомить с традициями народного праздника.
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
- Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая Масленица» в учебном классе; - разучивание масленичных закличик, потешки, сказки; | - Народные подвижные игры: , “Петушиный бой”, «Заря»; | Слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица» - Изготовление атрибутов к подвижным играм. |
Работа с родителями: Родители подготовят русские игры – забавы. Изготовление костюмов, ряженых. |
Вторник
Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
- Разучивание детской песни «Масленица - разрумяненная блинами» р.н. мелодия; - разучивание слов к подвижно - хороводным играм. - Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица» | - Подвижные игры: «Ручеек», , «Снежный тир»; - Катание на санях | - Посещение мини музея «Изба», встреча с «хозяюшкой», беседа на тему: «Колокольчики звенят, веселят они ребят» - изготовление солнца, карусель из ленточек. |
Работа с родителями: Подобрать материал о народных инструментах подготовить совместно с детьми шумовой музыкальные инструмент для участия в оркестре. |
Среда
Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
Знакомство со значением и символикой блинов; - Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. - Интегрированное занятие на тему: « Хлеб всему голова!» - Лепка “Угощение для Матрёшек- калачи” | - Народные подвижные игры «Гори, гори, ясно», «Плетень» “Звонарь”.; - Конкурс рисунков на снегу. | - игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики. - конструирование матрёшек из бумаги. |
Работа с родителями: Совместно с детьми приготовить тесто для блинов и испечь.(фото) |
Четверг
Цель: Дать представление о русской тройке
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня | |
- Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка». - Чтение стихотворений рассказов о русской тройке. | - Штурм снежного городка - Катание на санках . - Развлечение на улице «Санный поезд» | - Рассматривание игрушек народных мастеров - Рисование и роспись «Дымковские игрушки» - (плоскастная - лошадка) | |
Работа с родителями: Изготовление чучело - Масленицы. Помощь в оформление участка к празднику “Масленица” |
Пятница
Цель: Приобщать к истокам народных традиций.
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня | Прогулка |
- Беседа: «Что мы узнали о Масленице»; - Слушанье русских народных песен. - Выставка вернисаж «Зимний разгуляй» | - Игры - эстафеты по желанию детей; -Самостоятельная игровая деятельность детей | - Праздничное мероприятие с участием родителей: «Прощай, Масленица |
2. Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
3. Перечень спортивных игр-забав.
Понедельник.
1. Малечена-калечина.
Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см. длиной), и все хором говорят следующие слова:
Малечена-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
Произнеся «До зимнего?», игроки должны поставить палочку на ладонь или любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.
2. Заря.
Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.
3. Карусель.
Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень, вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.
Вторник.
1. Перетягивание каната.
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
2. Снежный тир.
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.
3. «Ручеек».
Среда.
1. Горелки.
Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.
2. Звонарь.
Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Пятница.
1. Почта.
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
2. Подари платочек симпатии.
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный
3. Петушки.
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Забавы в течение масленичной недели
Игра «Вишенка»
Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное - вовремя затормозить, а то пролетишь.
Игра в «оплеухи»
Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже - он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.
Бой мешками
Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Снежный лабиринт
На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.
Снежная горка
Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.
Ледяной столб
На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.
Конкурсы в течение масленичной недели
Три ноги
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Тачка
Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок – «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка».
Ходули
Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.
Русская метла
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
Кто быстрее на метле
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Русская красавица
Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.
Русская баня
Банным сухим веником «попарить» противника, кто быстрее обобьет об него веник.
«Метание метлы»
Обязательное условие: у метлы должно быть древко. Метать её нужно как копьё - на дальность.
«Сковорода»
Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность - «сковороду». Участники игры быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испёкся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.
«Блинная» эстафета»
Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).
4. Масленичные частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
***
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!
***
Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!
***
На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.
***
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
***
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя -
Можно съесть и лишнего.
***
Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
***
Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
***
Весна – не весна,
А с зимой расстались
Блины напекла,
А вы отказались.
***
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
***
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!
***
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!
***
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
**
В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки -
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.
***
По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.
***
Все выносят за забор,
Разводя большой костер.
То ведь Масленица,
Славна Масленица!
***
Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.
***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
***
Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!
***
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
***
На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!
***
Я на Масленицу катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
***
Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
***
У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.
***
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
5. Рисунки конкурса «Зимний разгуляй».
6. Видеофильм «Масленица-смешарики».
7. Фотографии недели Масленица-блиноедки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проекту "Широкая Масленица".
В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....
Образовательный проект "Широкая масленица"
Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...
Тематический проект "Широкая Масленица"
Материал для проведения тематической недели к празднику " Масленица" в оздоровительном учреждении....
проект "Широкая Масленица"
познакомить старших дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица»....
Проект "Широкая масленица"
История праздника Масленица уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и ...
Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».
В сценарий праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...
Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.
Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...
- Мне нравится (1)