Статья Механизмы защиты и проявления тревожности у детей младшего дошкольного возраста.
статья на тему
представлены механизмы защиты при проявлении тревожности у детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_ns_portal.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Механизмы защиты и проявления тревожности у детей младшего дошкольного возраста.
Петрякова Екатерина Евгеньевна,
педагог-психолог,
МБДОУ «ДСОВ№40»
Прежде чем говорить о тревожности у детей 3-5 лет, хотелось бы немного разобраться в понятиях «страх», «тревога», «тревожность».
В большинстве языков различают понятия «страх» и «тревога». Страх считают предметным переживанием (т.е. связанным с определенным предметом или ситуацией), а тревогу — беспредметным неконкретным ощущением.
Тревога — это неприятное психическое состояние, предчувствие опасности или угрозы, которую человек не способен четко осознать.
Страх — это эмоция, которая сигнализирует человеку об опасности. Благодаря страху мы предусматриваем опасность и можем избежать ее.
Постоянная готовность реагировать в форме страха типична для тревожности как черты личности. Из вышесказанного следует, что понятия «страх», «тревога» и «тревожность» взаимосвязаны и мы можем рассмотреть их в одном контексте.
На каждом возрастном этапе – свои страхи, и каждый из них может быть как полезным для дальнейшего развития ребенка, так и вредным.
В возрасте от 3 до 5 лет у ребенка активно продолжается эмоциональное развитие. Он постепенно учится называть эмоции словами, говорить о них, определять то, что переживает он сам и окружающие. Таким образом, ребенок будет готов к сопереживанию, а вместе с тем и к чувству вины, если что-то сделал неправильно. У него формируется понятие «мы»: сначала в отношении семьи, а затем и друзей. Дети этого возраста очень чувствительны: они могут заплакать, например, из-за грустного сюжета в книге или мультфильме. У них активно развиваются «хорошие» эмоции: любовь, сочувствие, нежность. Да еще воображение, которое не всегда рисует добрые картинки. И, пожалуйста, тут как тут: страхи возраста!
Страхи у детей в 3-5 лет вырастают из основных ценностей данного возраста: любви, доверия, принятия, теплоты, доброты. Они помогают подчеркнуть важность этих качеств как в характере, так и в общении. Основная триада страхов - одиночества, темноты и замкнутого пространства дополняется примкнувший к ним страхом нападения со стороны сказочных существ.
Страх потери любви, одиночества
Этот страх идет рука об руку с любовью и привязанностью. У ребенка активно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие, сострадание, жалость. Самое важное в этом возрастном периоде - формирование чувства общности («мы»), эмоциональной близости, доверия, понимания.
Страх темноты
Небольшой страх темноты у детей 3-5 лет бывает почти всегда, хотя бы на короткое время. Так уж работают защитные инстинктивные «рудименты» нашей психики! В то же время продолжительный страх темноты может свидетельствовать о конфликтных отношениях с близкими, особенно родителем другого пола, если он недостаточно отзывчив, груб или холоден с ребенком.
Страх замкнутого пространства
Ребенку трудно переносить одиночество. Открытая дверь - это символ того, что он хоть и не совсем рядом, но вместе со своими родными. Он - не один, он - «не брошен». Страх замкнутого пространства, таким образом, символичен. Он связан со страхом одиночества и потери любви.
Страх перед сказочными персонажами
После 3 лет пугающие образы выходят из сновидений и начинают тревожить ребенка днем. Образы Волка, Бабы-Яги и других персонажей являются для ребенка олицетворением угрозы, чего-то отвратительного, бездушного, агрессивного. Из этих образов в 6-7 лет «вырастет» осознанный страх смерти. Они связаны с прошлым страхом боли. А значит, служат той же цели - развитию самосохранения уже не на уровне инстинкта, а осознанно.
Чтобы минимизировать влияние страхов и фобий, наша психика вырабатывает определённые механизмы. Система защитных механизмов формируется с накоплением жизненного опыта, требует опоры на сформировавшееся «Я», поэтому свойственна взрослому человеку. Когда речь идет о ребенке, мы имеем дело с несформировавшимся Я», поэтому их формирование в детском возрасте имеет свои особенности. Анна Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая ее дезорганизацию. Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями.
Рассмотрим 5 основных механизмов защиты и формы их проявления, которые могут встречаться у детей младшего дошкольного возраста.
Отрицание — стремление избежать новой потенциально тревожной информации, игнорирование ее. Например, родители ругают своего ребенка за очередную шалость и вдруг с негодованием замечают, что он давно уже «отключился» и не внимает их нравоучениям. Этот механизм наиболее ярко проявляет себя в следующих поведенческих реакциях: отказывается от посещения новых мест, детского сада; отказывается от новой еды; не играет в компании (играет один, играет с одним, кто младше, подчиняемый); не любит браться за «новое дело»; предпочитает молчать; игнорирует замечания; лжёт; избегает соревнований.
Идентификация — отождествление себя с другим человеком, обычно проявляется в детских ролевых играх. Так дети, испытывающие тревогу, из-за своей физической слабости подражают сильным и могущественным, на их взгляд, людям. И проявляется это следующим образом: «Я – Человек Паук!»; принятие роли агрессивного героя в сюжетных играх (сердитый лев, дракон…); изображение приведений, злых образов в рисунке; активное принятие роли «страшилок» (медведя, волка,бабы Яги) в имитационных и подвижных играх; зависимость и подражание кому-либо одному.
Замещение — подмена реального источника гнева или страха другим более доступным объектом или действием. Классический пример — девочка боится ударить мальчика и, отойдя подальше, обзывает и дразнит его. Есть ещё и другие проявления этого механизма, свойственные детям младшего дошкольного возраста: общение с выдуманным другом; «сваливание своей вины» на другого; ябедничание; обидчивость.
Регрессия — возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту, формам поведения, как к способу справиться со стрессовой ситуацией. И это находит своё проявление в: навязчивых действиях; сосании пальца; качании на стуле; отказе засыпать одному.
Проекция — приписывание своих собственных непозволительных мыслей или проступков другому лицу и искажение тем самым действительности. Ребенок разбил мамину любимую вазу и, опасаясь наказания, пытается «свалить» вину на младшего брата или сестру: «Это сделал(а) он(а), а не я» — типичное проективное выражение.
Итак, мы рассмотрели пять основных защитных механизмов, которые могут проявить дети 3-5 лет, испытывая страх или тревогу. Но, конечно, это далеко не все, и даже не половина всех возможных механизмов и проявлений, травмирующих детскую психику. Не стоит думать, что страхи — это аксиома, или что каждая из перечисленных фобий должна проявиться в полной мере у каждого малыша. Безусловно, нет. Взрослым необходимо помнить, что чувство страха или тревоги является естественной ступенью развития нервной системы, однако если они не проходят «подобно облачку», а задерживаются в детской головке надолго, мучая кроху, возникает большой риск «врастания» страха или тревоги в структуру личности. А это уже сложная штука, требующая многоступенчатой помощи и иногда терапии.
Используемая литература:
Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей".
СПб.: Издательство "Союз", 2004.
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
Дьяченко О.М. Психолог в дошкольном учреждении. -М.: Гном и Д, 2002
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика. - М.: 1998.
Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России. - 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень актуальна на сегодняшний день. Проявление агрессии среди детей встречается не только в школьном возрасте, но и у дошкольник...
Проявление индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками.
Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее...
Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста
консультация для родителей: как помочь ребенку ? как вести себя? игры для снятия агрессии...
Особенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙОсобенности проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по снижению тревожности у детей младшего дошкольного возраста
Цель: коррекция и снижение страха самостоятельности, тревожности и общей боязливости у детей младшего дошкольного возраста....
Статья "Материнское отношение как фактор проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Материнское отношение как фактор проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста"...