"Русские народные сказки"
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Русские народные сказки»
Тип проекта: долгосрочный
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: с октября по май
Участники проекта: дети 2 младшей группы (3-4 года, родители, воспитатели.)
Актуальность: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.
Задачи:
- формировать у детей знания о русских народных сказках;
- воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову;
- научить детей оценивать поступки героев;
- развивать речь, активизировать словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
- способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
- вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой; - организовать выставку поделок «Лукошко сказок» силами педагогов, детей и их родителей;
- подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;
- познакомить с жанровыми особенностями сказки;
- чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;
- подобрать настольные игры по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото);
- подобрать раскраски по русским народным сказкам;
- узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении поделок для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок», а также принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».
Основной этап:
Работа с детьми:
1. Познавательное развитие: знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки авторские; чему учат все сказки; разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
2. Социально-коммуникативное развитие: просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди»,«Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»; просмотр кукольного театра «Теремок» при участии музыкального руководителя ; инсценировка сказок (фрагментов) «Колобок», «Маша и медведь», с использованием масок и театра-ширмы; показ сказок в настольном кукольном театре«Колобок», «Заюшкина избушка» ,»Теремок», «Кот, петух и лиса».
3. Речевое развитие:
- чтение сказок и обсуждение их содержания («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Петух, кот и лиса , «Рукавичка», «Теремок»,«Пузырь, соломинка и лапоть» ;
- сравнение сказок «Теремок», «Рукавичка»
- сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса»,
- придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- пересказ сказок «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»;
- рассказывание сказки по иллюстрациям;
- рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге «Наши любимые сказки», оформленную с участием родителей и воспитанников группы;
- заучивание пословиц по сказке;
- подбор дидактических игр: «Из какой сказки этот предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по песенке героя», «Какие сказки перепутались»;
- проведение викторины по русским народным сказкам и викторины «Любимый сказочный герой».
4. Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование: «Терема», «Заюшкина избушка», «Мебель для медведей»,»Избушка для лисы», и.т.д.
Аппликация: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные аппликации по сказкам .
Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов, лепка сюжетная по сказке «Два жадных медвежонка», «Пластилиновый театр на карандашах».
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в рукавичке живёт», «Мышь и воробей».
В самостоятельной деятельности:
- раскрашивание иллюстраций из сказок;
- составление сказок с помощью пазлов;
- лепка сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);
- строительство из крупного строителя «Теремка» и заселение в него героев сказки;
- выкладывание фигурок сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
5. Физическое развитие:
- утренняя зарядка;
- подвижные игры: «Баба Яга» (хоровод, «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы»;
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогул-ка», «Строим дом»,«Волк и белка» и др. ;
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Наши любимые сказки»;
- совместное участие родителей и детей в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
- участие родителей в акции «Подари книгу с автографом».
Заключительный этап:
- создание мини-музея «Сказки»;
- оформление рисунков детей и родителей в книгу «Наши любимые сказки»;
- оформление выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей;
- показ сказки «Колобок» с использованием театра-ширмы.
Планируемый результат:
- развитие интереса к русскому народному творчеству;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;
- совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;
- укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
- позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Консультация для родителей...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»
Выступление на педсовете...
Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Конспект ОД (Занимательная математика в русских народных сказках) "Путешествие с Колобком по русским народным сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" .
Путешествие по сказкам "Курочка Ряба", "Гуси-лебеди", "Теремок" с Колобком...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....