Перспективный план занятий В подготовительной,среднейи старших группах «наблюдения и опыты с неживой природой
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий
В подготовительной группе
«наблюдения и опыты с неживой природой»
№ п/п | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | Вода. | Познакомить со свойствами воды, состоянием воды: твёрдое, жидкое, газообразное, использованием воды, вода не имеет вкуса, запаха, формы. | ||
2. | Опыт с водой. | Дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров. | ||
3. | Почва. | Дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины. | ||
4. | Магнит. | Познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы. | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | Беседа: «Дерево».
| Познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево. | ||
2. | Опыт с деревом. | Дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | ||
3. | Беседа: «Земной шар». | Познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим. | ||
4. | Беседа: «Климатические зоны Земли». | Познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные. | ||
НОЯБРЬ | ||||
1. | Камень. | Познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают. | ||
2. | Опыт с камнем. | Дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет. | ||
3. | Опыт: Движение. Скорость. | Дать понять, что движение зависит от скорости, направления. Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше? | ||
4. | Солнечная система. | Познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | Песок.
| Познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит песок, где его используют. | ||
2. | Опыт с песком. | Дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать. | ||
3. | Опыт с водой. | Показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что получится? | ||
4. | Опыт со снегом. | Дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха) | ||
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Стекло. | Познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом. | ||
2. | Опыт со стеклом. | Дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным. | ||
3. | Опыт со снегом и льдом. | Дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед) | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Беседа: «Резина». | Из чего производят резину, что из неё делают, где используют. | ||
2. | Опыт с резиной. | Дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая. В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему? | ||
3. | Опыт: «Замерзание воды». | Дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду. | ||
4. | Опыт с мыльными пузырями. | Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают? | ||
МАРТ | ||||
1. | Пластмасса.
| Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют. | ||
2. | Опыт с зеркалом. | Дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)? | ||
3. | Испарение воды. | Дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода? | ||
4. | Закон сохранения вещества (опыт с водой и сахаром). | Дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1. | Знакомство с металлом. | Познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его получают, где используют. | ||
2. | Опыт с металлом. | Дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает. | ||
3. | Опыт с парафином. | Дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. | ||
4. | Как работает термометр. | Дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания. | ||
МАЙ | ||||
1. | Воздух. | Познакомить детей с тем, что воздух- это смесь газов, в основном кислород, которым мы дышим. Где используют газ? Газ бывает и ядовитым (угарный газ). С помощью газа надувают воздушные шарики. | ||
2. | Ветер. | Дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)? | ||
3. | Опыт: «Как растение дышит». | Определить с какой стороны листа в растение проникает воздух. | ||
4. | Опыт с дождевыми червями | Установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность. |
Перспективный план занятий в старшей группе
«наблюдения и опыты с неживой природой»
№ п/п | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Свойства песка». | Учить детей различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло – или темно – коричневый), хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок). | ||
2. | Наблюдение: «Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге». | Показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. | ||
3. | Беседа: «Кому нужен песок для жизни?» | Попросить детей рассказать о том, что они знают про пустыню и тех кто там живет. Обратить внимание детей на то, что песок необходим и растениям. | ||
4. | Игры с песком. | Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения. | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | Беседа: «Что такое глина?» | Выяснить с детьми, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твердая, похожа на камень). | ||
2. | Опыт: «Свойства глины». | С помощью опыта показать детям, что глина, в отличие от песка, не пропускает воду, впитывает ее и становиться мягкой. | ||
3. | Беседа: «Что человек делает из глины?» | Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской. | ||
4. | Опыт: « Шарики из глины и песка». | Закрепить свойства глины и песка. Сравнить песок и глину. Слепить шарики из глины и песка. Дать высохнуть. Что произойдёт с шариками, когда они высохнут? | ||
НОЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Сравнить свойства песка и глины». | Учить детей сравнивать свойства песка и глины: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух; глина твердая, плохо проходят вода, воздух; песок состоит из мелких песчинок круглой формы, расположенных отдельно друг от друга, а у глины мелкие частички, слипшиеся друг с другом. | ||
2. | Занятие: Сравнить простые и ценные камни в природе. | Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и т. д). Дать детям представление о том, что камни есть в земле, в реках, морях, поэтому их называют речными и морскими. | ||
3. | Опыт: «Сравнение песка с речными камнями». | Продолжать знакомить детей с песком и речными камнями. Рассмотреть, назвать свойства (форму, цвет, твёрдость, особенности поверхности). Сравнить речные камешки с песком, назвать отличие и сходство. | ||
4. | Опыт: «Сравнение песка, глины и камней». | Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить их сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Превращение снега и льда в воду». | Показать детям связь между температурой воздуха и состоянием снега и льда. (Принести снег и лед в помещение). Снег тает от воздействия любого источника тепла. (Положить горсть снега на ладонь, затем на ладонь в варежке). | ||
2. | Опыт: «Защитные свойства снега». | Показать детям защитные свойства снега. В мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. | ||
3. | Опыт: «Снег грязный». | Дать детям понятие о загрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан. | ||
4. | Игры – соревнования. | Продолжать знакомство детей со свойствами снега (на прогулке слепить из снега снеговиков, крепости, фигуры животных). | ||
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Беседа о волшебнице – воде. | Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. | ||
2. | Опыт: «Вода – растворитель». | Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие - нет. | ||
3. | Опыт: «Три состояния воды». | Показать детям, что вода имеет три состояния: лед, вода, пар. | ||
4. | Беседа: «Земля – живая планета». | Дать представление об уникальности Земли – на ней есть жизнь (растения, животные, человек), потому что на планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам. | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Опыт: «Радуга в комнате». | Познакомить детей с природным явлением – радугой. | ||
2. | Опыт: «Вода испаряется». | Показать детям, что вода может испаряться. | ||
3. | Опыт: «Ходят капельки по кругу». | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | ||
4. | Опыт: «Вода не имеет вкуса и запаха». | Дать детям понятие того, что вода не имеет вкуса и запаха (сравнить на вкус воду, молоко, сок; предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет.) | ||
МАРТ | ||||
1. | Беседа: «Воздух и его роль в жизни человека». | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. | ||
2. | Наблюдение «Воздух есть во всех предметах». | Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду. | ||
3. | Наблюдение «Воздух упругий». | Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становиться упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. | ||
4. | Опыт: «Воздух имеет вес». | С помощью опытов показать детям, что воздух имеет вес. (Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. К обоим концам палки привязать два одинаковых воздушных шарика и подвесить ее за веревочку. Проткнуть острым предметом один из шаров. Потом проткнуть второй: шар без воздуха стал легче, восстановить равновесие). | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1. | Опыт: «Как увидеть воздух». | Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | ||
2. | Опыт: «Как услышать воздух». | Продолжить знакомство со свойствами воздуха. | ||
3. | Опыт: «Воздух бывает теплый и холодный». | Показать детям, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый. | ||
4. | Наблюдение: «Воздух нужен для жизни». | Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить. | ||
МАЙ | ||||
1. | Беседа об уходе за комнатными растениями. | Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. | ||
2. | Опыт: «Почва: необходимость удобрений для роста растений». | Дать понятие о почве как о «живой земле». | ||
3. | Опыт: «Растения «пьют» воду». | Доказать, что растения «пьют» воду. Поставить букет цветов в подкрашенную воду. | ||
4. | Игра «Что нас окружает?» | Актуализировать приобретенные знания, умения и навыки в опытно – экспериментальной деятельности. |
Перспективный план занятий в средней группе
«наблюдения и опыты с неживой природой»
№ п/п | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Свойства песка». | Продолжать знакомить детей со свойствами и особенностями песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – сверло – желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, в него легко играть. | ||
2. | Опыт: «Свойства глины». | Познакомить детей со свойствами глины. Рассмотреть глину через лупу, Отметить, что в глине слипшиеся, очень мелкие частички, чем-то глина похожа на пластилин. | ||
3. | Опыт: «Сравнить свойства песка и глины». | Учить детей сравнивать свойства песка и глины: песок рыхлый, легко проходят вода, воздух; глина твердая, плохо проходят вода, воздух; песок состоит из мелких песчинок круглой формы, расположенных отдельно друг от друга, а у глины мелкие частички, слипшиеся друг с другом. | ||
4. | Игры с песком. | Закрепить с детьми свойства и особенности песка. Побуждать детей делать интересные постройки , сооружения. | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Искусственный ветер сдувает песок, а глину – нет». | Продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка. Создать игрушечный ветер в банке и показать детям, что песок легко двигается, сдувается, а кусочки глины сдуваются труднее или совсем не двигаются. | ||
2. | Опыт: «Сравнить прочность песка и глины» | Закрепить свойства песка и глины. Предложить детям слепить шарики из сухого, сырого песка и влажной глины, сравнить их после высыхания; посадить в стаканчики с песком и глиной семена фасоли, в каком стаканчике быстрее прорастет. | ||
3. | Опыт: «Из чего состоит глина?» | Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Растереть сухую глину в порошок. Рассмотреть через лупу. Отметить, что пылинки, которые мы видим через лупу очень маленькие, глина состоит из мелких частичек. | ||
4. | Опыт: «Свойства камней». | Сравнить камни по форме, размеру, цвету, по округлости, гладкости, по тяжести. | ||
НОЯБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Сравнить свойства камня и глины». | Уточнить и расширить представления детей о свойствах и особенностях глины и камня. Назвать свойства материалов, которые обнаружили дети на ощупь: камень сухой и твёрдый, из него ничего нельзя сделать, а глина влажная и мягкая, может менять форму. | ||
2. | Опыт: «Свойства мела и угля». | Сравнить между собой уголь и мел: пачкаются, материалы твердые, но хрупкие, легко ломаются, раскалываются. | ||
3. | Рисование мелом и углем. | Показать детям, что мел и уголь оставляют следы – ими можно рисовать на полу, на асфальте, на доске, на бумаге. | ||
4. | Наблюдение за первым выпавшим снегом. | Отметить, что первый снег выпадает и быстро тает. Обсудить с детьми, почему он тает. | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | Опыт: «Снег и его свойства». | Продолжать знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, защищает растения от холода. | ||
2. | Опыт: «Почему снег липкий?» | Установить зависимость снега от температуры воздуха. В морозную погоду предложить детям вылепить снежки. Почему не лепится? Занести снег в помещение и снова вылепить снежки. Почему снег стал липким?. | ||
3. | Опыт: «Превращение снега и льда в воду». | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Принести снег и лед в помещение и посмотреть, что с ними произойдет. | ||
4. | Опыт: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду». | Закрепить представление детей о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. | ||
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Опыт: «Лёд легче воды». | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. С помощью опыта доказать, что лёд легче воды. | ||
2. | Наблюдение за снегом в морозный день. | Развивать наблюдательность и умение самостоятельно делать выводы. В морозный день послушать как скрипит снег под ногами. Вспомнить, всегда ли скрипит снег? | ||
3. | Опыт: «Снег грязный». | Дать детям понятие о загрязнении снега и воды. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым покрыт стакан. На фильтре останутся следы: снег грязный. | ||
4. | Игры – соревнования. | Продолжать знакомство детей со свойствами снега(на прогулке слепить из снега снеговиков и разные фигуры). | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Опыт: «Здравствуй, ветер». | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер | ||
2. | Наблюдение за ветром. | Развивать умение наблюдать, выяснить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака. | ||
3. | Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещении?» | Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок. | ||
4. | Опыт: «Воздух и его свойства». | Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен., легкий. | ||
МАРТ | ||||
1. | Наблюдение «Дуем – играем». | Показать детям, что с воздухом можно по разному играть, если научиться сильно дуть. | ||
2. | Наблюдение за сосульками. | Выяснить, откуда появились сосульки. Рассмотреть их, отметить, что сосулька твёрдая, холодная, прозрачная, легко колется. | ||
3. | Наблюдение «Чем пахнет воздух». | Учить детей различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом. | ||
4. | Опыт: «Движение воздуха». | Дать детям понятие о движении воздуха. | ||
АПРЕЛЬ | ||||
1. | Опыт: «Какой бывает вода?». | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода не имеет вкуса, запаха). | ||
2. | Беседа «Для чего нужна вода?» Опыт: «Вода нужна всем». | Рассказать о значении воды в нашей жизни. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. | ||
3. | Наблюдение «Есть ли в воде воздух?» | Уточнить представления детей о том, что воздух есть везде, что в воде тоже есть воздух, особенно его много в чистой, свежей воде. | ||
4. | Занятие: «Как птицы летают?» | Уточнить представление детей о знакомых птицах , об их внешних различиях, о том, что они могут летать по воздуху при помощи крыльев. Чтобы лететь, птицы раскрывают крылья и машут ими. | ||
МАЙ | ||||
1. | Опыт: «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». | Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может течь. Взять разные сосуды, перелить воду из одного в другой. Вода льется. Почему? Воду налить в кувшин, тарелку, стакан. Вода меняет форму, принимает форму того предмета, в котором находится. | ||
2. | Опыт: «Вода бывает теплой, холодной, горячей». | Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, холодной горячей. При помощи пальцев попробовать воду в стаканах. | ||
3. | Опыт: «3 состояния воды». | Обобщить знания о различных агрегатных состояниях воды ( лёд, пар, вода). | ||
4. | КВН «Почти все о неживой природе» | Актуализировать приобретенные знания, умения и навыки в опытно – экспериментальной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 1
Картотека экспериментальной деятельности...
Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 2
Картотека по экспериментальной деятельности...
Картотека опытов с неживой природой в старшей группе часть 3
Картотека экспериментальной деятельности...
Перспективный план занятий в группе младшего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного о...
Перспективный план занятий в группе младшего возраста по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного о...
План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).
Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и де...
Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"
Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....