«ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ »
материал

Кузнецова Татьяна Владимировна

Семинар для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 им.Ю.А. Гагарина»

Семинар для родителей

Тема: «ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ »

                 

Выполнила: Кузнецова Т.В.,

воспитатель старшей логопедической группы «Б»

Цель: Расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.

Задачи:

1. Познакомить родителей со значением игры в дошкольном возрасте.        

2. Показать роль взрослых в развитии игровой деятельности детей.

3. Поупражнять родителей в практическом усвоении некоторых детских игр.

Содержание:

1.Вступление.

2.Основная часть (теоретически - практическая).

3.Возможности игры.

4.Правила совместной игры.

5.Совместная игра сближает.

6.Создание совместных ритуалов.

7.Примеры игр с детьми.

8.Игры с родителями во время семинара.

9.Вывод.

Вступление.

                                             «От того, как прошло детство, кто вёл

                                                    ребенка за руку в детские годы, что вошло

                                                        в его разум и сердце из окружающего мира –

                                                      от этого в решающей степени зависит, каким

                                               человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                              /В. А. Сухомлинский/

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

В настоящее время нередко случается так, что родители, стараясь дать своим детям как можно более полное образование, записывают их одновременно в спортивные секции, в музыкальные и художественные школы, при этом, дети занимаются дополнительно иностранными языками и многим другим. Конечно, развитие ребенку необходимо, но родители зачастую не учитывают тот факт, что основная деятельность для дошкольника – это игра. Именно в ней дети развиваются лучше всего и приобретают те психологические качества, которые необходимы для успешного учения, общения с людьми, выполнения общепринятых норм поведения. Игра имеет исключительное значение и, лишая ребенка возможности играть, родители могут нанести непоправимый вред его психическому развитию.

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – центральная деятельность малыша, наполненная для него смыслом и значением. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Основная часть.

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на пустое времяпрепровождение. И им безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок не приставал к ним, не беспокоил, не отвлекал от взрослых важных дел.

 «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», - рассуждают они. Такое отношение к играм детей ошибочное. Прежде всего, потому, что игра имеет огромное значение в воспитании детей.

           Игра помогает ребенку справиться со своими страхами. Например, малыш, который боится темноты, может подолгу успокаивать своюигрушку, уверяя, что ничего страшного нет. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль.

•         Игра позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим. В игре малыш не испытывает разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен выполнять чужие распоряжения. Ребенок сам ставит перед собой и решает задачи, формулирует правила, контролирует и ведет игру.

•         Игра помогает детям познавать окружающий мир. Во время игры малыши проводят исследования и совершают открытия, проверяют теории, познают формы, пространственные соотношения и цвета, изучают причинно-следственные связи, общественные роли, фамильные ценности. В игре ребенок может быть ученым, родителем, музыкантом и т.д. Нет такой области жизни, о которой нельзя было бы узнать в процессе игры.

•         Игра развивает самоуважение. Дети обычно играют в то, что у них хорошо получается, и иногда достигают в собственных глазах успеха. Малыши свободно пробуют и терпят неудачу, затем снова пробуют, но не чувствуют при этом никакой неловкости.

•         Игра развивает искусство общения. Задолго до того, как малыш вступит в общество, игра уже дает ему социальный опыт. Поскольку первые товарищи по игре неодушевленны и не несут в себе никакой угрозы (плюшевый мишка, кукла, грузовик), это прекрасные инструменты для оттачивания умения взаимодействовать. Позднее игра со сверстниками основывается на этом фундаменте, и дети начинают играть со своими сверстниками и постепенно учатся делиться, ждать своей очереди, отстаивать свои права и заботиться о правах других. Игра с родителями так же развивает искусство общения. Исследования показывают, что дети, с которыми играли их родители, лучше адаптируются в обществе.

•         Игра помогает малышам управлять своими чувствами. В ролевых играх они переживают массу эмоций, даже такие, как гнев, страх, печаль, тревогу. Например, малыш, который боится идти к доктору, может справиться со страхом, устроив больницу для своих зверушек.

•         Игра развивает речь. Мозаика, грузовик, кукла, кубики. Прыгать, качать, скользить, ползать. Мое, твое, наше, делить. Вверх, вниз, под, на. Во время игры малыш использует огромное количество слов, причем многие из них повторяются. Это способствует развитию речи.

•         Игра позволяет детям почувствовать себя старше своего возраста. Все, что ребенок не может делать в настоящей жизни, он может делать в игре. Быть мамой или папой, полицейским, доктором. Водить машину, летать на самолете, читать книгу. Строить высокие здания и перепрыгивать через них. Прокладывать сложные дороги и руководить движением. Такое могущество не только радует малыша, но и формирует у него чувство собственного достоинства, дает возможность познать окружающий мир и почувствовать себя взрослым.

•         Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ли ребенок замок из песка или гараж из обувной коробки, кормит ли мишку из бутылочки или ставит тарелочку с «мясом» перед куклой, надевает ли на себя мамину или папину одежду – все это помогает ему расширить границы собственного мира и познать радость творчества.

•         Игра совершенствует движения. Малыш строит башню из кубиков, складывает картинку, мнет пластилин, рисует, и эти занятия развивают у него тонкие движения пальцев, улучшают согласованность зрения и движения рук. Активные игры – ходьба, бег, прыжки, лазание, приседания, катание на велосипеде и т.д. – развивают ловкость, силу, закладывают фундамент для будущего активного образа жизни.

Другими словами, игра для малышей – очень ценная работа, приносящая удовлетворение, дающая энергию.

Так пусть они играют, играют, играют.

Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому вы, родители, в ненавязчивой форме можете использовать игру как обучающее средство.

Большинство современных родителей знают, что у дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать. Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть.

С самого раннего детства малыши овладевают навыками и умениями под руководством взрослых. Общаясь с взрослыми, дети учатся говорить, одеваться, умываться, есть. Играть дети тоже учатся с помощью взрослых.

Иногда, кажется, что это не так, что ребенок играет сам по себе. Но именно взрослый показывает малышу, как заставить погремушку греметь, как надо качать куклу, возить машинку, кормить игрушечную собачку. И дети быстро это усваивают.

Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. На первый ответить совсем не сложно. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

А вот как играть сейчас мы попробуем разобраться.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

3. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

4. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

5. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроен. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

6. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

7. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку.

Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается.  Поэтому, интересных вам совместных игр!

Для того, чтобы совместные игры приносили удовольствие, следует выбрать тот вариант, который будет нравиться и взрослым и детям. Не бойтесь полностью отдать себе игре, дети это оценят, ведь они очень тонко улавливают наши эмоции, мгновенно чувствуя фальшь. Не бойтесь показаться смешным и забавным. Разве дедушка не может поиграть с внуком в футбол? Совместная игра сплотит Вашу семью, сделает атмосферу в доме более дружелюбной.

Играйте вместе с детьми, например в художника. Для рисования может подойти все: разноцветный мел, большой лист ватмана с цветным карандашами, краски и даже песок на пляже. Расположитесь поудобнее и начните рисовать себя, свою квартиру, животных или пейзажи. Вы можете играть в отгадывание, кто нарисован, а можете вместе с ребенком создать сказку в картинках. Словом все зависит от Вашей фантазии. Такие игры любят даже самые маленькие дети.

Занимайтесь с детьми спортом, играючи. Малыши  с удовольствием будут делать утреннюю зарядку вместе с Вами. С песней получится еще веселей. Попробуйте им самим предложить упражнения или полностью провести утреннюю спортивную разминку. Каждый ребенок в такой момент осознает свою важность, взрослость, а главное ответственность.

Создавайте новые праздники. Попробуйте отпраздновать День принцессы или День пирата. Придумайте сценарий праздника, например, вы можете поехать на выходных на природу, и спрятать среди кустов и деревьев "клад", который потом вместе будете искать по карте. Уверяю Вас, такие моменты дети запомнят надолго.

Играйте вместе с детьми в дождливый день. Сидя дома многие дети скучают, родители в свою очередь, пробуют откупиться, позволяя ребенку без ограничений смотреть телевизор или играть в компьютер. Вспомните, во что играли Вы, когда были детьми? В наше время имеется много разнообразных настольных игр, на любой вкус и возраст. А как интересно было играть в города, отгадывания загадок или песен? Так почему же не попробовать вспомнить это вместе с детьми? Расскажите им правила, позвольте проявить инициативу, а главное хвалите, но в тоже время приучайте детей к тому, что в жизни бывают также поражения и трудности.

Маленький человечек во всем ищет стабильность и постоянство. Один раз сыграв в коротенькую настольную игру перед сном, на следующий день обязательно последует просьба об очередном матче, прежде чем отправиться в постель.

Несколько таких совместных внутрисемейных ритуалов придадут сил и уверенности вашему малышу, а к тому же послужат объединению и скреплению всей семьи.

Наилучшим исполнением таких ритуалов являются совместные игровые вечера, когда откладываются все дела и вся семья регулярно собирается вместе за какой-нибудь игрой. И уже потом, через много лет, повзрослевшие ваши дети, с удовольствием будут вспоминать эти теплые моменты своей жизни.  

Удовольствие от игры, расслабление или приятное напряжение, помогает и вам взрослые, так же как и детям, отключиться на время от текущих проблем и побороть стресс рутинной повседневности.

Совместные игры можно сделать прекрасным ритуалом, если регулярно планировать проведение семейного игрового вечера. Все остальные планы на этот вечер – табу. Ваш ребенок знает, что это время безраздельно принадлежит только ему и его семье. Он уже заранее ожидает удовольствие от игры и с нетерпение ждет этого момента, когда Ваше внимание предназначается только ему. Игра сближает по-особенному. Совместная деятельность связывает и скрепляет, ребенок чувствует "он для Вас важен".

Когда уже известна дата "семейного игрового вечера", все с нетерпением ждут его. Предвкушение – вещь замечательная, поэтому нелишним будет его подкрепить.

Вот несколько советов, как это сделать наилучшим образом:

 - Повесьте "объявление" о вечере на холодильник.

 - Спрячьте маленькие записочки с напоминанием о вечере в разных укромных местах, чтобы они попались на глаза Вашему ребенку в самый неожиданный момент. Например, в лоточке с бутербродами, который он взял в школу, или в портфеле, или в его шкафу с одеждой.

 - Написать пригласительные открытки и раздать всем участникам вечера.

 - Вместе сходить в магазин и купить небольшие печенья или другую закуску для стола. Совместно подготовить игровое поле и стол.

Дорогие родители, вы можете играть с детьми, когда отдыхаете или готовите ужин, идете по улице или едете в автобусе.

А сейчас мы попробуем с вами сыграть в некоторые детские игры.

«Какое слово дольше звучит?»

Сейчас мы с тобой будем сравнивать слова. Я назову два слова, а ты определи, какое из них длиннее. Запомни: сравнивать нужно сами слова, а не те вещи, которые ими называются.

Хвост, хвостик, червячок, змея, кот, котенок, нож, игла, река, лента.

«Найди лишнее слово»

Дуб, сосна, сирень, ель.

Капуста, слива, картофель, морковь.

«Что я задумала?»

Я задумала некий предмет. Отгадай, что я задумала. Но для этого поставь мне несколько вопросов, которые помогут тебе узнать об этом.

«Назови предмет»

Названия 5 предметов желтого (или другого) цвета; 5 предметов из дерева; 5 предметов, одинаковых по форме.

А сейчас мы с вами попробуем сыграть в некоторые детские игры.

«Искать цветную точку»

Родители сидят в кругу с закрытыми глазами. Педагог кладет в руки родителям цветные точки (можно использовать 4 разные цвета). Цвета надо перемешать, чтобы родители не сидели рядом с одинаковым цветом. В определённый момент все открывают глаза и формируют группы из одинаковых цветов. Делать все надо молча.

«Странный зверек»

Формируются группы из 3 родителей. Каждая группа получает бумагу, сложенную гармошкой втрое. Первый участник рисует голову зверушки и передает второму, который не видя первого рисунка, рисует туловище, третий игрок рисует ноги. Затем лист разворачивают и получается странное животное. Здесь каждый игрок обнаруживает свою фантазию, рисуя различные части зверушки.

Наш с вами семинар подходит к концу. Давайте разделимся на группы и закончим его предложением, которое вы поможете мне составить вот из этих частей:

в дружеской атмосфере;

что мир – это хорошее место;

он учится понимать;

любить и быть любимым;

если ребенок растет;

чтобы жить.

Вот такое предложение у нас получилось:

«Если ребенок растет в дружеской атмосфере, он учится понимать, что мир – это хорошее место, чтобы жить, любить и быть любимым».

Вывод.

Итак, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры мы, взрослые, можем научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между вами в дальнейшем. Поэтому, дорогие родители, играйте чаще с вашими детьми, в игре люди раскрываются и сближаются.

Дорогие наши родители, помните пожалуйста, что

Пока в Вашем доме звучит детский смех,

И от игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите, пожалуйста, детство!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум "Ребёнок и взрослый: играем и развиваемся вместе"

помощь родителям  в общении со своим ребёнком...

Играем и развиваемся вместе

В работе предложены рекомендации для родителей  по занятиям с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.Часть 1...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРАЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ЛОГИКОМ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на ...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников совместно с детьми «Играем и развиваемся вместе»

Увлекательный семинар-практикум для родителей, где они могут побывать в роли экспертов....

День открытых дверей. Совместное занятие с родителями «Играем и развиваемся вместе»

День открытых дверей. Совместная деятельность детей и родителей "Играем и развиваемся вместе"...

«Играем и развиваемся вместе с ребенком»

Могучая, духовная сила  заложена в том, что дети учатся  смотреть на мир глазами родителей.                      ...

Играем и развиваемся вместе с семьей.

Играем и развиваемся вместе с семьей....