Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья по теме

Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование основ экологической культуры у детей

                                 дошкольного возраста.

                                                                      Воспитатель Одина О.В.

                                                                                                                               

 За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения, и в жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт. Новизна ФГОС дошкольного образования заключается в том, что большое значение в нем уделяется развитию личностных качеств ребенка, которые формируются, в том числе, через экологическое воспитание детей.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.

                                                                                                /В. А. Сухомлинский/

Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в работе нашего детского сада «Солнышко». Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Я уже несколько лет углубленно работаю по экологическому воспитанию дошкольников.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания:

•        воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

•        формирование элементарных  представлений, знаний о природе;

•        формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;

•        установление взаимопонимания между педагогами, детьми, и их родителями;

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Убеждения человека формируются с детства.

   Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.

Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего,  понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

       Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, в парке, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило меня активизировать свою работу с родителями это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, дни открытых дверей, индивидуальные беседы.

 Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой  работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

       Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Живая ёлочка – зелёная иголочка» - результатом которой стала посадка молодых берёзок и ёлочек на участке детского сада.

«Наши друзья – птицы» - смастерили скворечник, кормушки для птиц.

     В нашем дошкольном учреждении дети вовлекаются в разные мероприятия.  Мы с детьми участвовали в Всероссийском конкурсе «Эколята – дошколята, молодые защитники Природы» В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах.

 Я с раннего возраста стараюсь привлекать детей к уходу за растениями в группе, в цветнике давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).  

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращиваем всю зиму  на подоконнике зеленый лук, весной выращивали рассаду однолетних цветов, которые впоследствии высаживали на клумбы. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. У ребят есть возможность ухаживать за цветами: рыхлить землю, поливать, убирать сорняки. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, совочки, формочки. Именно на прогулке дети  знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных", «Узнай по описанию» -  на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.

Родители используют все удобные случаи для проведения с детьми  прогулок на природу. Находясь в лесу, на берегу водоема, дети с родителями собирают разнообразный природный материал (листья, веточки, шишки, желуди, ракушки, камешки и др.), который в дальнейшем используют при изготовлении поделок. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает реальное воплощение мысли, фантазии.

Традиционно в нашем детском саду организуются выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей:

Осенняя фантазия

Дары природы

Творим вместе с мамой

Сказки осеннего леса

Новогодняя фантазия

Птичий домик

Птичья столовая

Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Особо следует остановиться на природоохранных акциях: Осенью стартует акция в защиту зимующих птиц “Покорми птиц”, которая продолжается в течение всей зимы. В рамках этой природоохранной акции мы проводим экологический праздник “Птицы наши друзья”.

Традиционно,  в нашем детском саду проходят экологические праздники и акции, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли. Перед Новым годом проходит ежегодная природоохранная акция в защиту елочек. “Зеленая елочка – живая иголочка”.  Весной – экологические праздники, посвященные Дню воды, Дню птиц, Дню земли – “Волшебница Вода”, “Встречаем птиц”, “Защитим планету”.

В проводимых акциях принимают активное участие педагоги, дети и их родители.

Основная цель их проведения – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

С этой целью  разработаны экологические правила для дошкольников. Детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами видеть красоту родного края, слушать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие,  различать строение тела (есть  лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.

Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

В живой природе проводили опыт по определению потребности в воде различных растений: алоэ и герани. Выясняли на примере зеленых черенков герани, как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений.

Проводили опыты с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка герани, если его поместить в темное место (растение вытягивается, листья становятся мелкими).

Самым приемлемым методом работы является проектная деятельность. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.

Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы». С проектом «Вода – что это такое?» мы принимали участие в Областном конкурсе «Юный исследователь»

Знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней, читаю экологические сказки и детскую природоведческую литературу.

Веду познавательно-экологический кружок «Отчего и почему?»

Таким образом,  постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию мира флоры и фауны. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.

                           

 

                                           

                                   

                         

   

                                                                                                                                                           

                           

                                                               

 

                                                                                                                     

   

       

         

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

КОНСПЕКТ ООД По экологическому воспитанию Дошкольного возраста 5-6 лет ТЕМА: «Путешествие в сказочный лес».

Уточнить представления детей о лесе,·         Уточнить представления детей о лесе, где живут растения и животные, правила поведения в лесу.  В ходе ...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...