Доклад для педагогов-психологов на ГМО ""Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник арттерапии""
презентация по теме
Арттерапия- это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya.docx | 18.77 КБ |
artterapiya.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в ДОО.
Без преувеличения можно сказать, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими
людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые
элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционо-развивающей работы в группах.
Использование арт-терапии в практике педагога дошкольной образовательной организации обосновано присущими ей функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, в том числе с ОВЗ. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства.
Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми
символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют.
Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми с ОВ
Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.
Ожидаемый результат:
- Стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям.
- Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника. Для проведения занятий понадобится следующий материал: плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты.
Арттерапия помогает в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Кроме того, одна из задач ФГОС ДО нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Была выявлена проблема: Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арттерапия.
Для разрешения проблемы у нас возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов арттерапии (изотерапии).
Мы ставим перед собой цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством арттерапии (изотерапии).
Работа по развитию мелкой моторики рук проходила через:
образовательную деятельность, совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников через разные формы работы.
Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.
Артпедагогика предполагает следующие принципы:
- Принцип самовыражения и спонтанности.
- Принцип уникальности.
- Принцип сотворчества.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда.
Особый акцент мы делаем на изотерапию: рисование, лепку, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.
ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.).
Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).
ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:
ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).
ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.
СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.
ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе.
Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).
Мы используем на занятиях разные упражнения:
* «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Работа педагогов с детьми ведется по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики руки ребенка. Ведь зачастую дети не могут выделить один из пальчиков, захватить мелкие предметы и сыпучие материалы и др. Опробуя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии мелкой моторики. Обучение детей изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник я рассматриваю как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Также работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом. Учитывая выше сказанное, я ставлю следующие цели и задачи..
Цель работы: Способствовать коррекции и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Задачи: 1.Научить детей захватывать предметы с учетом их свойств и величины разными типами хватания 2.Формировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, выделять каждый палец в отдельности 3.Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности 4.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца
Техники, используемые в работе: Нетрадиционные техники Рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками Аппликация сыпучими материалами (солью, манкой, песком) Выкладывание крупами и семечками на пластилине
Рисование пальчиками Ребенок опускает пальчик в гуашь или набирает пальчиковую краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисуем пальчиками:
Рисуем пальчиками:
Рисование ладошками Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы, руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Аппликация солью, манкой и др. Заранее подготовить рисунок на картоне. Ребенок обводит контур рисунка, его часть клеем ПВА или клестером. Пока клей не высох засыпаем его сыпучим материалом. Затем рисунок переворачиваем, ссыпая лишнюю соль, манку и тд.
Выкладывание крупами, семечками на пластилине Заранее размазать пластилин по картону. Ребенок выкладывает крупу, семечки по контуру простого предмета или по замыслу.
Рисуем на сыпучем материале (манка, песок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Малыши обожают изображать на бумаге все, что видят. Обратив свое внимание на творчество, они пытаются сами искать все новые методы. Но получается не у всех, учитывая, что они только начинают свою худо...
Программа «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Анализ результатов самоанализа собственной проф...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования»
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования.Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.Срок реализации проекта: октябрь 2021...
Педагогические условия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Развитие мелкой моторики рук дошкольников -это главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивающее возможность успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных ме...
Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования».
Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования»....