Работа с молодыми специалистами
консультация (младшая группа) на тему
"Использование игровых методов и приемов в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игровых методов и приемов в речевом развитии детей. | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 151»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
воспитатель 1КК
Ляпина Наталия Сергеевна
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Полноценная речь ребёнка – это и средство повышения познавательной деятельности, уровня коммуникабельности и способ достижения наилучшей социальной адаптации, а в конечном итоге путь к развитию его как личности.
От двух до трех лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Для развития речи мы ставим перед собой такие образовательные задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним;
- вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает;
- вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.
Развивать звуковую культуру речи:
- учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко;
- поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;
- учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко – ко – ко», «му-у-у», «гав – гав»).
- стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;
- учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него;
- побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;
- активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций «Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «А что это?»
В раннем детстве развитие речи идет по двум направлениям:
- совершенствуется понимание речи взрослых;
- формируется собственная активная речь ребенка.
Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи – и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.
В последние годы увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Поэтому наряду со специалистами детских садов и развивающих центров, родители могут и сами проводить небольшие занятия дома.
Развитие речи ребенка 2-3 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Нельзя пропустить этот период. Родителям необходимо запастись книжками и терпением, проводить с детьми занятия, и как можно больше говорить с ними.
Уделять внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Складывая пазлы, стараемся
описывать картинку, которая будет получаться. Нельзя забывать и о развивающих играх.
Наверное, все замечали, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
У всех, где есть маленькие дети, дома много мягких игрушек. Их можно расставить по комнате. Потом вместе с малышом подходить поочередно к каждой игрушке и знакомиться с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Даже не зная специальных упражнений, можно делать зарядку для языка и губ, которая необходима для более быстрого развития речи детей.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот этим и можно воспользоваться. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Темп развития речи ребенка на третьем году жизни заметно возрастает. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов происходит усвоение грамматического строя родного языка. Речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. Овладевая в ходе предметной деятельности способами употребления предметов, дети начинают и в речевом общении улавливать и употреблять грамматические формы, при помощи которых эти способы можно обозначить.
Сосредоточение на том, как взрослые произносят слова, и усвоение грамматических форм родного языка развивают у ребенка чутье языка. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Часто они сами, играя, пробуют подбирать слова с определенным оттенком значения.
Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми.
Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если взрослые (воспитатели, родители) задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
Развитие речи в раннем детстве происходит в несколько этапов.
С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас, общение с родителями постепенно переходит на более зрелый уровень.
- В периоде от двух до трех лет наблюдается резкое расширение словарного запаса ребенка. С помощью слов он уже неплохо выражает свои мысли, активно вступает в разговор со взрослыми, задавая при этом кучу интересующих его вопросов. Не зря же 2 года называют «возрастом почемучек». Раннее развитие ребенка в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и простых коротких предложений. Развитие речи детей этого возраста представляет собой завершение формирования начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начнется новый этап в развитии речи ребенка.
- В трехлетнем возрасте ребенок с помощью слов может рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Как и в два года, малыш интересуется всем вокруг, задавая много вопросов взрослым. Все больше и больше речь для ребенка становится средством самовыражения, отражения своего внутреннего мира и своих желаний. Он уже умеет различать, когда речь идет о плохом, а когда о хорошем. Малыш с радостью учит детские песенки, сказки, потешки и стишки. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но, даже, если на занятиях родной речи отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у ребенка развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы.
Рассмотрим кратко какие упражнения и игровые занятия (дидактические игры, игры-инсценировки, хороводные игры, игры-сюрпризы, игры- импровизации, игры-занятия с картинками) мы проводим с детьми для развития речи.
Для налаживания речевого общения с ребенком и обогащения его словаря мы стараемся использовать все режимные моменты и бытовые ситуации. Важным моментом нашей работы является использование для развития речи самостоятельных предметных и игровых действий самого ребенка. Мы сами активно включаемся в игровую деятельность детей, побуждая их выполнять несложные поручения, отвечать на вопросы в ходе занятия.
Вся наша работа сопровождается постоянными наблюдениями за живыми объектами, движущимся транспортом, то есть за всем, что привлекает детское внимание и вызывает яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь. Поддерживая диалог с ребенком, стараемся дать полное развернутое речевое описание происходящего.
С детьми постоянно организовываются игры – занятия по рассматриванию игрушек, картинок, предметов… Примером могут служить такие как «Чудесный мешочек», «Кто, кто в домике живет?», «Кто чей детеныш?» и т.д.
Для организации игр и занятий используются игрушки, реальные предметы, картинки, муляжи. Создавая загадочную игровую ситуацию, мы привлекаем детей к инсценированию, звукоподражанию, включая каждого ребенка в различные ситуации и небольшие сюжетные сценки. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно обследовать принесенные предметы, пробует с ними играть. В процессе разыгрывания небольших сценок, дети проговаривают слова, изображают движения персонажей.
Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.
У детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
«Шнуровки»
Они продаются готовые в форме пуговиц, башмачков, домиков, грибов и т.д. С помощью обычного шнурка ребёнок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь или «пришьёт» пуговички на пальто.
Также с целью развития моторики рук можно использовать предметы ближайшего окружения ребенка.
«Волшебный поднос»
На яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится линия. Покажите ему, как нарисовать волны, солнце, цветочек, домик. С трёхлетним ребёнком можно также рисовать цифры.
«Разноцветные прищепки»
Вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для дерева). Взрослый берёт одну прищепку и показывает ребёнку, как её прицепить на картон. Далее ребёнок повторяет упражнение самостоятельно.
«Забавные картинки»
На листочке картона равномерно распределите пластилин. Горошинами или другой крупой ребёнок выкладывает различные картинки (цветы, домики, волны и др.)
«Узоры из счётных палочек» или из спичек.
По образцу, сделанному взрослым, или по схеме ребёнок выкладывает ёлочки, домики, снежинки и т.д.
Выкладывание контуров с помощью фишек, фасоли или декоративных камней.
«Цветные ладошки»
Ребенку предлагается положить руку, так как показано на образце. Достигнув нужного положения, задержать ладонь в таком положении на несколько секунд.
«Волшебная зубочистка»
Ребенок по линиям простой раскраски делает дырочки зубочисткой. В конце можно предложить ребенку поднести раскраску к окну.
«Сухой бассейн»
Небольшой тазик или другую емкость с высокими краями взрослый наполняет крупой (рис, горох, фасоль) или крупными шариками пенопласта. Затем прячет в нем мелкие игрушки. Ребенку предлагается запустить руки "бассейн" и найти все игрушки.
Упражнения с мячами-массажерами.
Пальчиковые игры.
Могут быть с речевым сопровождением или без него. Без речевого сопровождения: «Давай сделаем козу рогатую» или зайчика, человечка, ёжика, мячик, кошку и т.д. можно придумывать небольшие сказки, изображая героев с помощью рук.
Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно натренировать мышцы рук, ног и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, а лучше – два раза в день. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, ведь для их выполнения необходим определённый навык.
Улыбка. Удерживание губ в улыбке.
Хоботок. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы при этом сомкнуты.
Хомячок. Надуть обе щеки.
Голодный хомячок. Втянуть щеки.
Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Часики. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком языка попеременно тянуться к уголкам рта.
Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Лошадка. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Развитие речевого дыхания.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Воздух необходимо набирать через нос, выдох должен быть плавным и длительным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки.
«Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на мяч, пытаясь забить его в ворота.
«Снегопад»
Сделайте снежинки из ваты. Объясните ребёнку, что явление, когда идёт снег, называется снегопадом. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнка. Пусть он правильно сдует её.
«Кораблик»
Сделайте кораблик из бумаги, отпустите его в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребёнку было удобно дуть на кораблик. Ребёнок двигает кораблик с помощью длительного выдоха.
«Шторм в стакане»
Для этой игры необходима трубочка для коктейля и стакан с водой. Ребёнок дует через трубочку, чтобы вода забурлила.
«Волшебная бутылочка»
Небольшую, прозрачную пластиковую бутылку на четверть заполняют цветными кружками, сделанными с помощью дырокола. В пробки от бутылочки проделывается небольшое отверстие, чтобы можно было вставить трубочку от коктейля. Бутылочка закручивается пробкой. Ребенку предлагает набрать воздух через нос и выдохнуть в трубочку от коктейля. При этом мелкие кружочки разлетаются по всей бутылочке.
«Катись, карандаш!»
Положить на край стола карандаш с закругленными гранями и предложить ребенку перекатить его с помощью дыхания на другой край стола.
Развитие слухового внимания.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться понимать речь. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он не правильно произносит звук.
«Что я делаю»
Взрослый за ширмой режет ножницами бумагу, мнёт её, звенит колокольчиком, переливает воду из стакана в стакан, ребёнку предлагается узнать, что делает взрослый.
«Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук.
«Угадай, кто сказал»
Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребёнок должен узнать, какой герой это сказал.
«Телефон»
Из картона изготовить трубочки, длиной 15 сантиметров. Поднести трубочку к уху ребенка и произнести шепотом слова. Поинтересоваться у ребенка, что он услышал.
Самостоятельные занятия необходимо проводить регулярно. Время данных занятий не должно превышать 10 минут, так как дети данного возраста быстро утомляются и утрачивают свою работоспособность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"
презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...
Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ
Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...
План работы с молодыми специалистами
Данный план поможет начинающим старшим восптателям организовать работу с молодыми специалистами...
Работа с молодым специалистом в ДОУ
Из опыта работы В сентябре 2012 года наш педагогический коллектив пополнился молодым специалистом. В современных условиях реформирования национальной системы образова...
Работа с молодыми специалистами
Работа с молодыми специалистами...
План работы наставника молодых специалистов
представлен план наставнической работы с начинающими воспитателями....