Рабочая программа для детей I младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Валиева Альфия Вализановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Наименование разделов

 

Стр.

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.4. Характеристики особенностей развития  детей раннего  возраста

1.2.Планируемые результаты освоения программы

3

3

4

5

 

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей»

7

2.2. Образовательная область «Познавательно развитие»

11

2.3. Обучение детей «Речевое развитие»

13

2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

16

2.5. Образовательная область «Физическое развитие»

20

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия

24

3.2. Предметно-пространственная среда в группе

24

3.3. Организация  образовательной деятельности.

26

3.4. Режим дня на холодное время года

27

3.5. Сетка занятий на холодное время года

28

3.6. Комплексно-тематическое планирование

29

3.7. Темы к комплексно-тематическому планированию

45

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx85.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                        УТВЕРЖДЕНО

решением  педсовета                                                    Приказом заведующей

протокол №1                                                                                     от «___»___________20___г.

от «» «    ____    » 20__г.                                                       ________  С.М.Габдуллина.

                                

Рабочая программа

для  детей I младшей группы № 12

                                                                                          Составили:

                                                                                           Валиева А.В.

                                                                                           Габдрахманова Р.Р.

Нижнекамск 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

Стр.

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.4. Характеристики особенностей развития  детей раннего  возраста

1.2.Планируемые результаты освоения программы

3

3

4

5

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие детей»

7

2.2. Образовательная область «Познавательно развитие»

11

2.3. Обучение детей «Речевое развитие»

13

2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

16

2.5. Образовательная область «Физическое развитие»

20

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия

24

3.2. Предметно-пространственная среда в группе

24

3.3. Организация  образовательной деятельности.

26

3.4. Режим дня на холодное время года

27

3.5. Сетка занятий на холодное время года

28

3.6. Комплексно-тематическое планирование

29

3.7. Темы к комплексно-тематическому планированию

45

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Основная  образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего  вида №74» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее Программа) разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

        Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

 Цель  реализуется через решение следующих задач, которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы:

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,

 инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы

В основе реализации программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО, который предполагает:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.
  •  Коммуникативный принцип готовит детей использовать татарский язык, как средство общения. Обучать язык не как наука, а как средство общения.

  •  Принцип индивидуализации предусматривает развитие социально - личностные качества в обучению языку. Рассчитывается возрастные особенности детей.

  •  Принцип интеграции – учитывает особенности разных видов речи, слушание речи воспитателя, при помощи технических средств (аудио, - видео, особенности языка дать в разных упражнениях, развивать диалогическую речь детей.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач  в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

-  двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;

● защита детей от всех форм физического и психического насилия[1];

● поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

  1. Характеристики особенностей развития детей раннего возраста

Возрастная  характеристика детей 2-3  лет

Физическое  развитие

Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

Социально-коммуникативное  развитие

У  2  летних  детей  наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам».  Для  детей  3-х летнего  возраста  характерна  неосознанность  мотивов,  импульсивность  и  зависимость  чувств  и  желаний  от  ситуации.  Дети  легко  заражаются  эмоциональным  состоянием  сверстников.  Однако в  этом  возрасте  начинает  складываться  и  произвольность  поведения.  У детей  к  3  годам  появляются  чувство  гордости  и  стыда,  начинают  формироваться  элементы  сознания, связанные  с  идентификацией   с  именем  и  полом.  Ранний  возраст  завершается  кризисом  3-х  лет.  Кризис  часто  сопровождается  рядом  отрицательных  проявлений:  упрямство,  негативизм,  нарушение  общения  со  взрослыми и др.

Речевое  развитие

В  ходе  совместной  со  взрослыми  предметной  деятельности  продолжает  развиваться  понимание  речи. Слово  отделяется  от  ситуации  и  приобретает  самостоятельное  значение.  Возрастает  количество  понимаемых  слов.  Интенсивно  развивается  активная  речь  детей. К  3-м  годам  они  осваивают основные грамматические структуры,  пытаются  строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.  Активный  словарь  достигает  1000-1500  слов.  К  концу  3-го  года жизни  речь  становится  средством  общения  ребенка  со  сверстниками,  дети  воспринимают  все  звуки  родного  языка,  но произносят  их  с  большими  искажениями.

Познавательное  развитие

 В  сфере  познавательного  развития  восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и

осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и рече - двигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет.. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само.  Основной  формой  мышления  становится  наглядно-действенная.

Художественно-эстетическое  развитие

               В  этом  возрасте  наиболее  доступными  видами  изобразительной  деятельности   является  рисование  и  лепка.  Ребенок  уже  способен  сформулировать  намерение  изобразить  какой-либо  предмет.   Но,  естественно,  сначала  у него  ничего  не  получается:  рука  не  слушается.   Основные  изображения: линии,  штрихи,  округлые  предметы. Типичным  является  изображение  человека  в  виде  «головонога» -  и  отходящих  от  нее  линий.

         В  музыкальной деятельности  у  ребенка  возникает  интерес  и  желание  слушать  музыку,  выполнять  простейшие  музыкально-ритмические  и танцевальные  движения.  Ребенок  вместе  со  взрослым  способен  подпевать  элементарные  музыкальные  фразы.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают

 формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

  1. Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Задачи социально – коммуникативного развития в ФГОС ДО

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Овладение речью как средством общения и культуры
  • Учить детей правильно разговаривать на родном языке
  • Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на родном языке.

Формы  работы  с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных  ролей

-Сюжетно-ролевые игры

  -  Подвижные игры

   -Театрализованные игры

  -Дидактические игры

  -Настольно-печатные игры

Совместная деятельность

Занятия, экскурсии, наблюдения,  вос. художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,  игры с участием воспитателей.

Режимные моменты:

В соответствии с режимом дня

Самостоятельная  деятельность

Игры-экспериментирование

Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Вне игровые формы:

самодеятельность дошкольников, изобразительная деятельность, труд в природе,

экспериментирование, конструирование, бытовая деятельность, наблюдение

Приобщение  к  элементарным  общепринятым     нормам  и  правилам   взаимоотношения  со  сверстниками   и  взрослыми

Совместная деятельность:

Беседы, обучение, чтение  худ. литературы, дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры, игровая деятельность(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры)

Режимные  моменты :

        Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ);

Культурно-гигиенические процедуры  (объяснение, напоминание);

Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание)

Самостоятельная  деятельность: (игры  в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами), дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,   самообслуживание, подвижные, театрализованные игры, продуктивная деятельность.

Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности

- образ  Я

- семья

- детский  сад

- родная  страна

Совместная деятельность:

Игровые  упражнения, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение,  рассказ, экскурсия, познавательные досуги, тематические досуги.

Режимные  моменты :

Прогулка, самостоятельная деятельность, тематические досуги, труд (в природе, дежурство)

Самостоятельная  деятельность: Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры, продуктивная деятельность, дежурство

Формирование патриотических чувств

Совместная деятельность:

познавательные беседы, развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы

Режимные  моменты :

Игра, наблюдение, упражнение

Самостоятельная  деятельность:

рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, изобразительная деятельность

Формирование основ  собственной  безопасности

ребенок и другие люди

ребенок и природа

ребенок дома

ребенок и улица

Совместная деятельность:

конструирование, моделирование, чтение, объяснение, напоминание, упражнения, рассказ, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций

Режимные  моменты :

Дидактические и настольно-печатные игры; Сюжетно-ролевые игры, показ, объяснение, обучение, напоминание.

Самостоятельная  деятельность: рассматривание иллюстраций,

дидактическая игра,  продуктивная деятельность, творческие задания,

Развитие трудовой деятельности

Самообслуживание:

Совместная  деятельность-напоминание, беседы, потешки, разыгрывание игровых ситуаций

Режимные  моменты :

Показ, объяснение,  обучение,  наблюдение.  Напоминание создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания, рассказ, потешки, напоминание, просмотр видеофильмов, дидактические игры, иллюстраций, сюжетные игры

Хозяйственно-бытовой  труд

Совместная деятельность:

Обучение, поручения, совместный труд, дидактические игры, продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, наблюдения.

Обучение,  показ,  объяснение,  наблюдение,  создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий, бережного отношения  к своему труду и труду других людей.

Продуктивная деятельность, творческие задания, поручения, совместный труд детей

Труд  в природе

Совместная деятельность:

Показ, объяснение, обучение наблюдение, дидактические  и развивающие игры.

Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе.

Наблюдение, как взрослый ухаживает за растениями и животными.

Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными

Режимные  моменты :

Показ, объяснение, обучение напоминания.

Дежурство в уголке природы. Дидактические и развивающие игры.

Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными,  уголка природы.

Самостоятельная  деятельность

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги.

Ручной  труд

Совместная деятельность

Совместная деятельность детей  и взрослых, продуктивная деятельность

Режимные  моменты :

Показ, объяснение, обучение, напоминание , дидактические  и развивающие игры,  трудовые поручения, участие со взрослым по ремонту книг.

Самостоятельная  деятельность

Продуктивная деятельность

Формирование  первичных представлений  о труде взрослых

Совместная деятельность

Экскурсии, наблюдения, рассказы, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций,  

просмотр видео

Режимные  моменты :

Дидактические игры, обучение, чтение, практическая деятельность, встречи с людьми  интересных профессий, создание альбомов.

Самостоятельная  деятельность

Сюжетно-ролевые  игры, дидактические игры. Практическая деятельность

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
  2. Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
  3. Проведение консультаций с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
  4. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические  издания.
  5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству  и созданию условий в группе и на участке.
  6. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по поселку и его окрестностям, создание тематических альбомов.
  7. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
  8. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
  9. Выработка единой  системы гуманистических требований в ДОО и семье.
  10. Повышение правовой культуры родителей.
  11. Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребёнка.
  12. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».

Методическое обеспечение  образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»

Перечень литературы

и пособий

-Веракса Н.Е., Веракса А.Н., «Развитие ребенка в дошкольном детстве»,  Москва, «Мозаика-Синтез», 2006

Гөлбакча: балалар бакчалары өчен хрестоматия: балалар бакчасында эшләүне тәрбиячеләр өчен кулланма”, Казан, “Татар китабы нәшрияте”, 1990.

- Закирова К.В., Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти- әниләр өчен хрестоматия. — Казан: РИЦ, 2011. — 560 б.

-Закирова К.В.,Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе: методик кулланма/ К.В.Закирова, Р.Ә.Кадыйрова,Г.М.Сафиуллина.-Казань:Беренче полиграфия компаниясе,2013.-424 с.

-Закирова К.В., Мортазина Л.Р., Әй уйныйбыз,уйныбыз...Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма.Казан:Беренче полиграфия компаниясе,2013.-224 б.

-Ишниязова Р.Ш., Воронина Е.Е. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасности поведения на дорогах. Казань ,2008

-Петрова В.И., Стульник Т.Д., «Этические беседы с детьми», Москва, «Мозаика-Синтез», 2007

-Смирнова Е.О., Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей», Москва, «Просвещение», 1991

-Комарова Т.С, Куцакова Л. В,. Павлова Л.Ю «Трудовое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

-Хәзрәтова, Ф. В. Туган телдә сөйләшәбез. Балалар бакчасында татар телендә тәрбия һәм белем бирү (беренче кече яшьтәгеләр төркеме):тәрбиячеләр өчен методик кулланма/ Ф.В.Хәзрәтова, З. Г. Шәрәфетдинова, И. Җ. Хәбибуллина.— Казан : Татар. кит. нәшр., 2012.— 191 б.

-  Шаехова Р.К.      “Региональная программа  дошкольного образования» 2012.

2.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
  6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Формы  работы  с детьми в образовательной области

«Познавательное развитие»

Коррекции и уточнения детских представлений

  • Повторение.
  • Наблюдение.
  • Экспериментирование
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Беседа

Формирование элементарных математических представлений

  • количество и счет
  • величина
  • форма
  • ориентировка в пространстве
  • ориентировка  во  времени

Совместная  деятельность: Интегрированные  занятия, проблемно-поисковые ситуации

упражнения, игры (дидактические, подвижные), рассматривание, наблюдение, досуг.

Режимные  моменты:

Игровые упражнения

Объяснение

Рассматривание

Наблюдение

Самостоятельная  деятельность: Игры (дидактические,  развивающие, подвижные).

Детское  экспериментирование

Совместная  деятельность:  Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде, игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, игровые упражнения, игры (дидактические, подвижные),показ, игры экспериментирования, простейшие  опыты.

Режимные  моменты: Игровые упражнения.

Напоминание, объяснение, обследование, наблюдение на прогулке, развивающие игры.

Самостоятельная  деятельность: Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-экспериментирования, игры с использованием дидактических материалов,

наблюдение, интегрированная детская деятельность  (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

Формирование  целостной  картины  мира, расширение  кругозора

  • предметное  и социальное  окружение
  • ознакомление  с природой

Совместная  деятельность

Сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации, наблюдение, рассматривание, просмотр фильмов, слайдов, труд  в уголке природе, огороде, цветнике, целевые прогулки, экологические акции, экспериментирование, опыты, моделирование,

исследовательская деятельность, комплексные, интегрированные занятия, Конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, музейных экспозиций, проектная деятельность ,проблемные ситуации, досуги, праздники, развлечения

Режимные  моменты:

Сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации,  наблюдение, труд  в уголке природе, огороде, цветнике , подкормка птиц, выращивание растений,

Экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций ,проектная деятельность ,проблемные

Самостоятельная  деятельность:  Сюжетно-ролевая игра, игры с правилами, рассматривание, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование

развивающие игры, моделирование, самостоятельная художественно-речевая деятельность, деятельность в уголке природы.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОО, их достижениях и интересах:
  • Чему мы научимся (Чему научились),
  • Наши достижения,
  • Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п..
  1. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления  развитием ребёнка и жёсткой установки на результат.
  2. Совместные досуги и мероприятия на основе сотрудничества деятельности родителей и педагогов.
  3. Ознакомление родителей с деятельностью детей   (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная  активность ребёнка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
  4. Открытые мероприятия с детьми для родителей.

  1. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
  2. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», «Профессии наших родителей», «Транспорт» «Мой дедушка-солдат» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.

  1. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Дневничок-здоровячок», «Я живу в городе Нижнекамск», «Как мы отдыхаем» и др.
  2. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки»,  «На пороге Новый год» и т.п.

Методическое обеспечение образовательной области  «Познавательное развитие»

Перечень литературы

и пособий

- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Методическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

- Веракса Н.Е.,Галимов О.Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие..-М.: Мозаика-Синтез, 2012.

- Денисова Д. «Математика для малышей. Младшая группа»: Рабочая тетрадь.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-201о

-Дыбина О.А «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

- Закирова К.В., Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти- әниләр өчен хрестоматия. — Казань: РИЦ, 2011. — 560 с.

-Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.

-Столяр А.А.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников . - М. Просвещение, 1988.

- Хәзрәтова, Ф. В. Туган телдә сөйләшәбез. Балалар бакчасында татар телендә тәрбия һәм белем бирү (беренче кече яшьтәгеләр төркеме):тәрбиячеләр өчен методик кулланма/ Ф.В.Хәзрәтова, З. Г. Шәрәфетдинова, И. Җ. Хәбибуллина.— Казан : Татар. кит. нәшр., 2012.— 191 б.

-  Шаехова Р.К.      “Региональная программа  дошкольного образования» 2012

2.3Образовательная область

 «Речевое развитие»

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

-Овладение русской и татарской  речью  как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Принципы развития речи:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

Принцип развития языкового чутья;

Принцип формирования  элементарного осознания явлений языка;

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

Принцип обеспечения активной языковой практики

Средства развития речи:

Общение взрослых и детей

Культурная языковая среда

Обучение родной речи на занятиях

Художественная литература

Изобразительное искусство, музыка, театр

Занятия по другим разделам программы

Владение речью как средством общения

- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.

Обогащение активного словаря

- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;

- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;

- побуждать использовать в своей речи обобщающие и родовые понятия;.

- расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные);

- активизировать словарь прилагательных и глаголов через синонимы и антонимы;

- поощрять стремление детей подбирать слова-синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

- объяснять и использовать переносное значение слов и побуждать использовать в своей речи для более точного и образного выражения мысли;

- знакомить с многозначными словами и словами-омонимами и с фразеологическими оборотами

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

- побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

- побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе), использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;

- упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);

- упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;

- поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения;

- обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых;

- способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций;

- начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Развитие связной диалогической и монологической речи

- вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;

- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и  строить ответ;

- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);

- побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

- упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему  и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического слуха

- развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

- формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

- учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

-упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;

- познакомить с ударением;

- упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по слова.

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Перечень литературы

и пособий

-“Гөлбакча: балалар бакчалары өчен хрестоматия: балалар бакчасында эшләүне тәрбиячеләр өчен кулланма”, Казан, “Татар китабы нәшрияте”, 1990

-Веракса Н.Е., Комарова Т.С.Комплексные занятия по программе “От рождения до школы”

-Гаффарова С.М. Изучаем русский язык .Методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста. 2011год.

-Гумарова Ф.Ж Авторская разработка “Развитие речевой деятельности в нравственном воспитании”. Рецензент: А.Г.Ибатуллин.

-Закирова К. В. “На поляне детства”. Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей.-Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.

-Закирова К.В. “Иң матур сүз”, хрестоматия, Казан, “Мәгариф”, 2000

- -Закирова К.В  «Балачак аланы», хрестоматия, Казан, «РИЦ», 2011

-Серия «Рассказы по картинкам»: Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011

-Хәзрәтова Ф.В., “Туган телдә сөйләшәбез”,  Методик кулланма. Казан, “Татар китабы нәшрияты”, (2-3яшь)

-Шаехова Р.К., «Ступеньки к творчеству», Казань, «Мастер Лайн», 2000

-  Шаехова Р.К.      “Региональная программа  дошкольного образования» 2012

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель:  Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

-Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

 -Становление эстетического отношения к окружающему миру.

-Формирование элементарных представлений о видах искусства.-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

-Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:

-Эстетическое восприятие мира природы:

-Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.

 -Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.

-Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.

-Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.

Эстетическое восприятие социального мира:

-Дать детям представление о том, что все люди трудятся.

-Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.

-Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.

-Формировать интерес к окружающим предметам.

-Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.

-Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.

Художественное восприятие произведений искусства:

-Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.

-Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.

-Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.

-Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.

-Дать элементарные представления об архитектуре.

-Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.

-Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.

Художественно-изобразительная деятельность:

-Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.

-Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.

-Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.

-Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.

-Развивать воображение, творческие способности.

-Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).

-Знакомить с разнообразием  изобразительных материалов.

Методы эстетического воспитания:

  1. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
  2. Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости     на прекрасное в окружающем мире.
  3. Метод эстетического убеждения  (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».).
  4. Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
  5. Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный  на формирование эстетического вкуса; » метод разнообразной  художественной практики.
  6. Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
  7. Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Принципы интегрированного подхода:

  1. В основе лежит понятие полихудожественного развития.  Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
  2. Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных
  3. явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств- на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
  4. Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсутствовали.
  5. Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.
  6. Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.

Детское конструирование

Виды детского конструирования:

  1. Из строительного материала.
  2. Из бумаги.
  3. Из природного материала.
  4. Из промышленных отходов.
  5. Из деталей конструкторов.
  6. Из крупно- габаритных модулей.

Формы организации обучения конструированию:

  1. Конструирование по модели.
  2. Конструирование по условиям.
  3. Конструирование по образцу.
  4. Конструирование по замыслу.
  5. Конструирование по теме.
  6. Каркасное конструирование.

Взаимосвязь конструирования и игры:

-Ранний возраст: конструирование слито с игрой.

     -Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение.

Музыкальное развитие

Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  1. Развитие музыкально-художественной деятельности.
  2. Приобщение к музыкальному искусству.
  3. Развитие воображения и творческой активности.

Формы  работы  с детьми по образовательной области

«Художественно - эстетическое развитие»

Развитие продуктивной  деятельности 2-3 лет

  • рисование
  • лепка
  • конструирование

-Наблюдения по ситуации, занимательные показы ,наблюдения по ситуации, индивидуальная работа с детьми, аппликация, лепка, сюжетно-игровая ситуация

Режимные  моменты-Интегрированная детская деятельность, игра, игровое упражнение

проблемная ситуация,  индивидуальная работа с детьми

Самостоятельная  деятельность-Самостоятельная художественная деятельность

Игра, игры со строительным материалом ,постройки для сюжетных игр

Развитие детского творчества-выставка детских работ, конкурсы, интегрированные занятия

Развитие  музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству 2-3 лет

Слушание, пение, песенное    творчество, музыкально-ритмические  движения

Развитие танцевально-игрового творчества,  игра на детских музыкальных инструментах

Совместная  деятельность–Занятия, праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни:

театрализованная деятельность, слушание музыкальных сказок, просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов, рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Игры, хороводы, рассматривание портретов композиторов ,празднование дней рождения

Режимные моменты-Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, на музыкальных занятиях,

 во время умывания, в продуктивных  видах деятельности, во время  прогулки (в теплое время),в сюжетно-ролевых играх,  перед дневным сном, при пробуждении

Самостоятельная деятельность-Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО, экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты, игры в «праздники», «концерт»,стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных

движений под плясовые мелодии, импровизация танцевальных движений в образах животных, концерты-импровизации. Игра на шумовых музыкальных

 инструментах; экспериментирование со звуками, музыкально-дидактические  игры.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
  2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
  3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
  4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
  5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
  6. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности , совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
  7. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.
  8. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
  9. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
  10. Сотрудничество со школой искусств,  для оказания консультативной помощи родителям

Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Перечень литературы

и пособий

-Гарафиева Г.З.. Сомбеләне кем белә? Казан-Тарих-2003

-Закирова К.В.Балалар бакчасында әдәп- әхлак тәрбиясе:Методик кулланма/К.В.Закирова,Р.Ә.Кадыйрова,Г.М.Сафиуллина.-Казан:Беренче полиграфия компаниясе,2013.-424б.

-Закирова К.В.,МортазинаЛ.Р.Әй уйныйбыз,уйныйбыз...Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар:балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторы өчен методик кулланма.-Казан:Беренче полиграфия компаниясе,2013,-224б.

-Закирова  К.В. Кунел ачыйк бергәләпТозүчесе:.Казан”Мәгариф”нәшрияты,2003.

Ибрагимова  З.Г. “Танцуй веселей”, минист. Обр. РТ Казань 2012

- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий М: Мозаика-Синтез,2005

-Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 года. Конспекты занятий.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013,-56с.:цв.вкл.

- Литвинова О.Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 года. С.-П.:Детство-Пресс,2015.

-Мерзлякова с. “Театрализованные игры” М. “Обруч”,2012

-Роот Зинаида “Танцы с нотами” М., Айрис пресс 2009.

-Сергеева А. Әбиемнен сандыгы. Казан:Татар китап нәшрияты,1995.

Серия “Мир в картинках”.-М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

-Тагиров Г. 100 татарских фольклорных танцев. Казань: Тат.кн. изд.1988

-Хабибуллина Р.А. Бәйрәмнәр кирәк безгә дә... Казан шәһәре Мәскәү районы мәгариф бүлеге,1998.

-  Шаехова Р.К.      “Региональная программа  дошкольного образования» 2012

-CD диск «Җырлап-биеп уйныйбыз”  “ Аксу” , 2007

-МР3 диск “Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбияче”, аудио-кушымта. -Аксу” компаниясе

-“Туган телдә сөйләшәбез”- “Аксу”  компаниясе, 2013.

-“Шома бас” бакча балалары өчен биюләр. “Аксу”  компаниясе, 2011

 “Бииләр итек-читекләр” балалар өчен  җырлар, Творческая группа Л.Батыр –Булгари, 2011.

-Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста (1-3года).Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:Мозаика-Синтез,2006.80с.

- Янушко Е.А.Рисование с детьми раннего возраста (1-3года).Методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:Мозаика-Синтез,2006.64с.

  1. Образовательная область «Физическое развитие»

Цель:

  • гармоничное физическое развитие;
  • формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
  • формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

Оздоровительные:

  • охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
  • всестороннее совершенствование физических качеств;
  • повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные:

  • формирование двигательных умений и навыков;
  • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные:

  • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
  • разностороннее  гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Направления физического развития:

Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:

  • связанной с выполнением упражнений;
  • направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
  • способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
  • связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Становление целенаправленности  и саморегуляции  в двигательной сфере.

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

  • систематичность и последовательность;
  • развивающее обучение;
  • доступность;
  • воспитывающее обучение;
  • учет индивидуальных и возрастных  особенностей;
  • сознательность и активность ребенка;
  • наглядность.
  • цикличность.
  • оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
  • осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.

Методы физического развития:

Наглядные:

  • наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
  • наглядно-слуховые приемы  (музыка, песни);
  • тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

Словесные:

  • объяснения, пояснения, указания;
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  • словесная инструкция.

Практические:

  • Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • Проведение упражнений в игровой форме;
  • Проведение упражнений в соревновательной форме.

Формы  организации работы  с детьми по  образовательной области

«Физическое развитие» 2-3 лет

1.Основные движения:

  -ходьба; бег; бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

2.Общеразвивающие упражнения

3.Подвижные игры

4.Спортивные упражнения

5.Активный отдых

6. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

ОД по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов

Утренний отрезок времени, индивидуальная работа воспитателя, игровые упражнения

утренняя гимнастика:классическая, сюжетно-игровая, тематическая,  полоса препятствий

по

дражательные движения, прогулка, подвижная игра большой и малой подвижности

игровые упражнения, индивидуальная работа, занятия по физическому воспитанию на улице

подражательные движения, вечерний отрезок времени, включая прогулку

Гимнастика после дневного сна: коррекционная, оздоровительная, сюжетно-игровая, полоса препятствий

Физкультурные упражнения, коррекционные упражнения, индивидуальная работа, подражательные движения, физкультурный досуг, физкультурные праздники

день здоровья,

Неделя здоровья

Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОО и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
  2. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
  3. Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических  условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.
  4. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:

-Зоны физической активности,

-Закаливающие процедуры,

-Оздоровительные мероприятия и т.п.

  1. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
  3. Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная  гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
  4. Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
  5. Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
  6. Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.
  7. Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов упражнений)
  8. для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д.с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.
  9. Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
  10. Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
  11. Определение  и использование здоровьесберегающих технологий.

Методическое обеспечение образовательной области  «Физическое развитие»

Перечень литературы

и пособий

-Закирова К.В., Мортазина Л.Р., Әй уйныйбыз,уйныбыз...Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма.Казан:Беренче полиграфия компаниясе,2013.-224 б.

-Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в деиских дошкольных учреждениях /Т.О.Крусева.-Ростов и/Д:Феникс,2005.-253,[1]с.-(Справочник

-Лайзане С.Я., «Физическая культура для малышей», Москва, «Просвещение», 1997

-Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б, Воробьева О.И., «Спортивные праздники и развлечения для дошкольников», Москва, «Аркти», 2000

-Маханева М.Д.  “Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений- М.,: АРКТИ, 1997.

-Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду», Москва: «Мозаика –Синтез». 2014.

-Степаненкова  Э.Я.,  «Методика физического воспитания», Москва, «Мозаика-Синтез», 2005

-Федорова С.А.  Авторская работа « Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре» Рецензент Е.В.Александрова.

-Инструктор по физкультуре 2009-2014 годы.

-Шебеко  В.Н.,Ермак Н.Н «Физкультурные праздники в детском саду»

Москва «Просвещение» 2001г.

-Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. М.:Мозайка-Синтез,2009.-88 с.

-  Шаехова Р.К.      “Региональная программа  дошкольного образования» 2012.

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Психолого - педагогические условия

Предметно-развивающая среда в МБДОУ создана на основе ФГОС.

3.2 Предметно-пространственная среда

Развивающая среда в детском саду построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие ребенка.

Развивающая среда в детском саду – комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных и творческих способностей в организованном пространстве.

Цель создания развивающей среды – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности.

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.) основана на деятельно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностно-ориентированного развития ребенка.

Развивающая предметная среда (Л.С. Новоселова) – система материальных объектов деятельности ребенка, насыщенная оборудованием для организации самостоятельности творческой деятельности.

Предметно-развивающая среда в группе

Вид  помещения

Основное  предназначение

Оснащение

«Физкультурный  уголок»

  • Расширение  индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности

Для прыжков

  • Для бросания, ловли  
  • Для ползания и лазания
  • Атрибуты  к  подвижным  и спортивным  играм

«Уголок  природы»

  • Расширение познавательного  опыта, его использование в трудовой деятельности

  • Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
  • Сезонный материал
  • Паспорта растений
  • Литература   природоведческого  содержания, набор картинок, альбомы  
  • Материал для проведения элементарных опытов
  • Обучающие и дидактические игры по экологии
  •  Инвентарь   для  трудовой  деятельности
  • Природный   и  бросовый  материал.

«Уголок развивающих  игр»

  • Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей
  • Дидактический материал по сенсорному воспитанию
  • Дидактические  игры
  • Настольно-печатные  игры
  • Познавательный материал
  • Материал для детского экспериментирования

«Строитель

ный уголок»

  • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
  • Напольный  строительный  материал;
  • Настольный строительный материал
  • Пластмассовые конструкторы  (младший возраст- с крупными деталями)
  • Мягкие строительно- игровые модули (младший возраст)
  • Транспортные  игрушки
  •         

«Игровая  зона»

  • Реализация  ребенком  полученных  и  имеющихся знаний  об  окружающем  мире  в  игре.  Накопление  жизненного  опыта
  • Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека».
  • Предметы- заместители

«Уголок  безопаснос

ти»

  • Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности
  • Дидактические, настольные  игры  по  профилактике  ДТП
  • Макеты  перекрестков,  
  • Литература  о  правилах  дорожного  движения

«Туган җирем -Татарстан»

  • Расширение    представлений  детей о народах Поволжья,  накопление  познавательного  опыта
  • Государственная  символика и символика Татарстана
  • Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.
  • Предметы народно- прикладного искусства
  • Детская художественная литература на двух языках
  • Видео и аудиозаписи
  • Куклы в татарской одежде (мальчик и девочка)
  • Портрет Г.Тукая.

«Книжный  уголок»

  • Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
  • Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей

Наличие художественной литературы

Тематические выставки

«Театрализованный  уголок»

  • Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях
  • Ширмы
  • Различные виды театров (в соответствии с возрастом)
  • Предметы декорации

«Творческий уголок»

  • Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
  • Бумага разного формата, разной формы, разного тона
  • Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
  • Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

Трафарет

«Музыкаль

ный  уголок»

  • Развитие   творческих  способностей  в  самостоятельно-ритмической  деятельности
  • Детские музыкальные инструменты
  • Магнитофон
  • Набор аудиозаписей
  • Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
  • Игрушки- самоделки
  • Музыкально- дидактические игры
  • Музыкально- дидактические пособия

3.3 Организация образовательной деятельности в детском саду.

Режим  работы дошкольного учреждения   и  длительность  пребывания  в  нем  детей  

определяются  Уставом,  договором,  заключаемым  между  дошкольным  образовательным  

учреждением  и  учредителем,  и  является  следующим:

-группы  функционируют  в  режиме  5-дневной  рабочей  недели  и  в  режиме   12- часового  

пребывание  детей с  6.00  до  18.00.

Для качественного обеспечения организации жизнедеятельности детей для младшего возрастного периода в детском саду составлен режим дня с учетом требований СанПиН.


3

.4.  12нче номерлы  кечкенәләр төркеменең 2015-2016 нче уку елена салкын

вакытка көндәлек  режимы.

                   

                               Режим моментлары

Вакыт

Балалрны кабул итү,фильтр үткәрү,уеннар,дежур тору.

6.00-7.25

Иртәнге гимнастика

7.25-7.30

Иртәнге ашка әзерлек

Ашау вакыты

7.30-7.40

7.40-8.00

Уеннар,бердәм эшчәнлегенә әзерлек

8.00-8.20

Турыдан-туры белем бирү эшчәнлегенә әзерлек

8.20-8.30

Турыдан-туры белем бирү эшчәнлеге

I-

II-

8.30-8.40

8.50.-9.00

Урамга чыгарга әзерлек

I-

II-

8.40-8.55

9.00-9.10

Саф  һавада булу (уеннар,күзәәтүләр,хезмәт)

I-

II-

8.55-11.00

9.10-11.10

Урамнан керү

I-

II-

11.00-11.20

11.10-11.20

Көндезге ашка әзерлек

Көндезге аш

11.20-11.30

11.30-12.00

Йокыга әзерлек,көндезге йокы

12.00-15.00

Йокыдан уяту,һава процедуралары

15.00-15.10

Төштән соңгы ашка әзерлек

Ашау вакыты

15.10-15.20

Уеннар,балаларның мөстәкыйль эшчәнлеге.

15.20-15.30

Турыдан-туры белем бирү эшчәнлеге

I-

II-

15.30-15.38

15.50-15.58

Урамга чыгарга әзерлек

Саф һавада булу.Уеннар,бердәм эшчәнлек

15.38-15.45

15.45-16.15

Кичке ашка әзерлек

Кичке аш

16.25-16.35

16.35-17.00

Урамда булу,уеннар,балаларны өйләренә озату

17.00-18.00

3.5.  2015-2016 нче уку елына БЕЛЕМ БИРҮ ЭШЧӘНЛЕГЕН ОЕШТЫРУ ТӘРТИБЕ

Беренче кечкенәләр

төркеме 2-3 яшьлекләр (8-10 мин)

ДҮШӘМБЕ

1п      8.30.-8.38

 2п     8.45-8.58

1п  15.30-15.40

2п   15.50-16.00

Әвәләү

Физик тәрбия

СИШӘМБЕ

 1п 8.30-8.38

2п  8.45-8.58

1п   15.30.-15.40

2п   15.40-16.00

Әйләнә-тирә белән танышу

Музыка

ЧӘРШӘМБЕ

1п 8.30-8.38

2п  8.45-8.58

1п   15.30.-15.40

2п   15.40-16.00

Сөйләм телен үстерү

Төзү

ПӘНҖЕШӘМБЕ

 1п 8.30-8.38

2п  8.45-8.58

1п  15.30.-15.40

2п   15.40-16.00

Рәсем

Музыка

ҖОМГА

1п 8.30-8.38

2п  8.45-8.58

1п  15.30.-15.40

2п   15.40-16.00

Матур әдәбият белән танышу

Физик тәрбия

Атнага белем бирү эшчәнлеге  - 10

Искәрмә: Татарстан Республикасының Мәгариф һәм фән министрлыгының 2013 елның 8 ноябреннан №15588/13 методик рекомендацияләре нигезендә: Рус теле: уртанчыларда танып белү (формир.целостн.картины мира), әвәләү/апплик., рәсем, зурлар төркемендә: танып белү (формир.целостн.картины мира),танып белү (констр), рәсем; мәкт.әзерлек төркемендә: танып белү (констр),танып белү (формир.целостн.картины мира), рәсем урынына кертелде.Эшчәнлек арасында  һәр төркемдә 10 минут тәнәфес.

Общая продолжительность режимных моментов.

 Вторая группа раннего возраста (от 2-3лет)

Самостоятельная деятельность

3 ч5 мин

Прогулка

3 ч 10мин

Сон

3 ч

занятия

1 ч 30 м.в нед.

Подготовка приема пищи

1ч 20 мин

Двигательная активность

3 ч.30мин




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019гг

Рабочая программа первой младшей группы разработана с учетом  ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запросов родите...