Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) по теме
Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.
Формирование терпимого отношения к людям — процесс длительный и кропотливый, и он только начинается в дошкольном возрасте. Свою лепту в него вносит, в первую очередь, семья, а затем школа и все другие институты социализации. Тем не менее, взрослые, работающие с малышами в детском саду, имеют уникальную возможность заложить основы нравственных установок и нравственного поведения, создать предпосылки для полноценного формирования личности. Зерна, посеянные в этот период, обязательно прорастут и дадут обильные всходы, нужно только постараться все сделать правильно, используя принцип «не навреди».
Ребенок, систематически посещающий дошкольное учреждение, постоянно взаимодействует с педагогами, своими ровесниками. У воспитателя есть возможность влиять на такое взаимодействие во время занятий, прогулок, во время игр, во время приема пищи и т.п. И от того, насколько целенаправленно и осознанно он воспользуется этой возможностью, будет зависеть успех воспитательной работы.
Приобретение терпимости является лишь условием принятия позиции ненасилия. Отсюда ясно, что цель — формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста — может быть достигнута только в контексте целенаправленного развития у них способности к ненасильственному взаимодействию. В центре внимания должен быть сам процесс взаимодействия как между взрослыми и детьми, так и между дошкольниками.
К сожалению, педагоги далеко не всегда способны своевременно реагировать на различные взаимодействия, которые возникают в процессе общения детей друг с другом в игре, в труде, в НОД. Чаще всего их внимание привлекают ситуации: кто-то заплакал, ушибся, подрался со сверстником. Что-то остается незамеченным, соответственно на них нет и должной реакции. Держать в поле зрения всех детей, своевременно и грамотно реагировать на возникающие эксцессы – великое искусство воспитания, доступное лишь педагогам-мастерам.
Все сказанное в предыдущих разделах по теме «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образования» дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования терпимости у дошкольников.
Во-первых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должна научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
Во-вторых, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, умения позитивно разрешать конфликты.
В-третьих, ребенок должен научиться выдержке и терпению.
В-четвертых, большое значение приобретает развитие у ребенка эмпатии в разных ее видах.
В-пятых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его личностные качества (для малышей это пока не очень понятно), и особенно действия и поведение, вызывают негативные эмоции.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям на наш взгляд важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Рекомендуем выбрать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно - продуктивную, проводить ролевые, театрализованные, дидактические игры; упражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организация проблемно - поисковой деятельности поможет ребенку воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Изготовление эмблем, плакатов, их презентация приобщит детей к совместной продуктивной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.
Формирование терпимого отношения к людям — процесс длительный и кропотливый, и он только начинается в дошкольном возрасте. Свою лепту в него вносит, в первую очередь, семья, а затем школа и все другие институты социализации. Тем не менее, взрослые, работающие с малышами в детском саду, имеют уникальную возможность заложить основы нравственных установок и нравственного поведения, создать предпосылки для полноценного формирования личности. Зерна, посеянные в этот период, обязательно прорастут и дадут обильные всходы, нужно только постараться все сделать правильно, используя принцип «не навреди».
Ребенок, систематически посещающий дошкольное учреждение, постоянно взаимодействует с педагогами, своими ровесниками. У воспитателя есть возможность влиять на такое взаимодействие во время занятий, прогулок, во время игр, во время приема пищи и т.п. И от того, насколько целенаправленно и осознанно он воспользуется этой возможностью, будет зависеть успех воспитательной работы.
Приобретение терпимости является лишь условием принятия позиции ненасилия. Отсюда ясно, что цель — формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста — может быть достигнута только в контексте целенаправленного развития у них способности к ненасильственному взаимодействию. В центре внимания должен быть сам процесс взаимодействия как между взрослыми и детьми, так и между дошкольниками.
К сожалению, педагоги далеко не всегда способны своевременно реагировать на различные взаимодействия, которые возникают в процессе общения детей друг с другом в игре, в труде, в НОД. Чаще всего их внимание привлекают ситуации: кто-то заплакал, ушибся, подрался со сверстником. Что-то остается незамеченным, соответственно на них нет и должной реакции. Держать в поле зрения всех детей, своевременно и грамотно реагировать на возникающие эксцессы – великое искусство воспитания, доступное лишь педагогам-мастерам.
Все сказанное в предыдущих разделах по теме «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образования» дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования терпимости у дошкольников.
Во-первых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должна научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
Во-вторых, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, умения позитивно разрешать конфликты.
В-третьих, ребенок должен научиться выдержке и терпению.
В-четвертых, большое значение приобретает развитие у ребенка эмпатии в разных ее видах.
В-пятых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его личностные качества (для малышей это пока не очень понятно), и особенно действия и поведение, вызывают негативные эмоции.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям на наш взгляд важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Рекомендуем выбрать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно - продуктивную, проводить ролевые, театрализованные, дидактические игры; упражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организация проблемно - поисковой деятельности поможет ребенку воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Изготовление эмблем, плакатов, их презентация приобщит детей к совместной продуктивной деятельности.
Примерное тематическое планирование по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста толерантности.
Задачи:
- ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
- воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
- ознакомление и закрепление знаний родителей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка».
Сентябрь
Обследование детей
Работа с родителями анкетирование родителей. Проведение родительского собрания по теме
« Толерантность в разрешении конфликтов».
Октябрь
Беседа на тему: «Право на имя»
Цель: познакомить детей с правом на имя; дать представление о документе «Свидетельство о рождении»; воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Чтение художественной литературы. Читать произведения, в которых у персонажей есть имена.
Игра - ситуация «Мама гуляет с малышом».
Продуктивные виды деятельности. Например, нарисовать свое имя, слепить букву на которую начинается имя.
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №7,№1 «Конвенция о правах ребенка».
Цикл бесед «Содействие — сорадость», заданы альтернативно, например, («дружелюбие — враждебность», «терпение — нетерпение».) педагог ничего не навязывает детям, он ставит их в противоположные позиции, а ребенок сам уже внутренне должен определиться, какая позиция для него более привлекательна.
Ноябрь
Беседа на тему: «Право знать своих родителей и их заботу»
Цель: закрепить знания о семье, воспитывать чувство долга и внимания к
ближним, вызвать интерес к истории своего рода.
Чтение художественной литературы. Читать произведения где упоминаются
члены семьи.
Игра - ситуация «Семья»
Продуктивные виды деятельности. Нарисовать семью, портрет родителей. Приготовить для мамы(папы) подарок.
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №920-21, «Конвенция о правах ребенка», оформить папку передвижку на тему «16 ноября день толерантности».
Цикл бесед «Руководство — подчинение — равенство» формирует у ребенка представление о позиционности взаимодействия.
Декабрь
Беседа на тему: «Право на жилье и его неприкосновенность»
Цель: уточнить знания детей о родном городе; выучить домашний адрес; обучить
основам ОБЖ.
Чтение художественной литературы. Например, «Три поросенка» С Михалков, «Морозко» русская народная сказка.
Игра - ситуация «Наш дом - теремок», «Строительство кукольного города». Продуктивные виды деятельности. Рисование на тему «Мой дом», сделать гирлянду для украшения квартиры к празднику.
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №22, «Конвенция о правах ребенка».
Циклы «Выдержка — невыдержанность», «Терпение — нетерпение» развивают основы психологической толерантности по взаимодействии. Внимание уделяется формированию собственно терпимости, в основе которой лежит эмпатия и принятие другого человека.
Январь
Беседа на тему: « Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» Цель: здоровье главная ценность человека; познакомить с правилами здорового образа жизни, дать представления о том, что для жизни и здоровья ребенка необходимы условия:дом,одежа,еда,игрушки.
Чтение художественной литературы. Например, К.Чуковский «Айболит», С.Михалков « Прививка»
Игра - ситуация «Больница»
Продуктивные виды деятельности. Приготовить салат из овощей, фруктов. Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №24-27 «Конвенция о правах ребенка».
Февраль
Беседа на тему: «Право на образование»
Цель: формировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого.
Чтение художественной литературы. Например, А Толстой «Буратино». Игра - ситуация «Детский сад», «Школа».
Продуктивные виды деятельности. Сделать для малышей дидактическую игру «Парные картинки», книжки - малышки.
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №28-29,23 «Конвенция о правах ребенка».
Цикл «Симпатия — антипатия» решает задачу дифференциации отношений на эмоциональном уровне.
Март
Беседа на тему: «Право на защиту от экономической эксплуатации», «Право на защиту от похищения».
Цель: формировать представления о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью; познакомить с основами ОБЖ; воспитывать уважение к труду.
Чтение художественной литературы. Например, русская народная сказка
«Маша и медведь», В. Гауфт «Карлик нос», «Маленький Мук».
Игра - ситуация «Ремонт машин», «Медвежонок чинит автомобиль»
Продуктивные виды деятельности. Хозяйственно - бытовой труд в группе:
уборка игрушек, постирать кукольное белье, дежурство по столовой.
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №32
«Конвенция о правах ребенка»
Центральный цикл бесед посвящен собственно эмпатии, которая выступает в таких трех формах, как сопереживание, сочувствие, содействие. Причем особенно важен завершающий этап, который побуждает ребенка к активному действию — «содействию». Данный цикл необходимо соотнести с категорией «сорадость».
Апрель
Беседа на тему: «Право на культурную и национальную самобытность, родной язык» «Право на гражданство».
Цель: познакомить с многонациональным российским государством; традициями и праздниками разных народов.
Чтение художественной литературы. Сказки народов живущих в России. Игра - ситуация Народные подвижные игры. «Полет на другую планету»
Продуктивные виды деятельности. Изготовление игрушек, рисование орнаментов разных народов. Иллюстрации к сказкам.
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №2,3 «Конвенция о правах ребенка»
Последний цикл «Принятие — непринятие» является наиболее сложным для усвоения дошкольниками.
Май
Обследование детей.
Работа с родителями. Анкетирование родителей
Июнь
Беседа на тему: «Право на отдых и досуг»
Цель: дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. Чтение художественной литературы. Произведения о путешествиях, приключениях.
Игра - ситуация «Собираемся уезжать на море», «Катание на корабле», «Дрессировщики», «Путешествие в сказку».
Продуктивные виды деятельности. Составить фотоальбом «как я отдыхал летом».
Работа с родителями. Поместить в родительский уголок статью №31 «Конвенция о правах ребенка»
В примерном тематическом планировании мы исходили из следующих посылок. Во-первых, во время бесед можно формировать представления детей о том или ином личностном качестве. Во-вторых, закреплять такое представление с помощью ассоциации. В-третьих, моделировать такие ситуации, где дети эмоционально переживали бы проявления того или иного личностного качества. Наконец, в-четвертых, воспроизводили бы в игре, в смоделированных ситуациях те или иные поведенческие реакции, причем не заданные педагогом, а найденные самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)
Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....
Тематическое планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду и творчеству.
Тематическое планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду и творчеству....
доклад " Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разной национальности"
Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ем...
Перспективно-тематическое планирование по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста
Перспективно-тематическое планироание по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Календарно - тематическое планирование парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город Канск"
Планирование на учебный год для старшей и подготовительной группы....
Календарно - тематическое планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Календарно - тематическое планирование по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости"...
Комплексно-тематическое планирование . Цикл тем для детей старшего дошкольного возраста
Комплексно - тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста....