Сборник развивающих игр и упражнений
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цимбал Руфина Субхановна

В сборнике представлены игровые упражнения и игры, направленные на развитие логических способностей детей, таких свойств личности, как внимательность, настойчивость, умение сосредоточиваться, предвидеть, находить нестандартные решения. Предложенные детям в игровой, занимательной форме методы помогут прививать интерес к поиску решений, возникающих перед ними проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_sbornik_razvivayushchih_igr_i_uprazhneniy.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК

РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

   

Цимбал Руфина Субхановна

Iквалификационная категория, воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Гусельки»

ХМАО- Югра  г. Югорск

Ул.Чкалова д.1 корпус 1

ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь во всех ее появлениях становится разнообразнее, сложнее, интереснее. Ежедневно перед каждым из нас ставит все больше неожиданных задач, одни из них мы решаем, быстро копируя действия других, повторяя услышанное или увиденное, нестандартные же задачи по силу не всем. Их решают успешнее те, у кого подвижное гибкое мышление, хорошо развитое воображение, кто умеет быстро ориентироваться, анализировать, находить связи и взаимосвязи, закономерности. Поэтому научить самостоятельно овладевать знаниями гораздо продуктивнее, чем научить просто владеть ими.

Умение логически мыслить, совершенствовать нешаблонные «шаги» рассуждений, требуются каждому ежедневно, а порой и ежечасно. Всему этому можно научить детей, используя систему развивающих игр и упражнений, направленную на развитие логического мышления.

В сборнике представлены игровые упражнения и игры, направленные на развитие логических способностей детей, таких свойств личности, как внимательность, настойчивость, умение сосредоточиваться, предвидеть, находить нестандартные решения.

Предложенные детям в игровой, занимательной форме методы помогут прививать интерес к поиску решений, возникающих перед ними проблем.

СОДЕРЖАНИЕ

1.        Введение

2.         Вопросы для проверки словесно-логического мышления………. …...…..3

3.        Логические упражнения по развитию речи……………………………....…3

4.        Логические игры        ………………………………………………………..........8

5.        Учимся представлять последствия событий…………………………….....10

6.        Продолжи предложения ………………………………………………….....11

7.        Литература……………………………………………………………..….....14

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.         Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2.         Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3.         Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4.         Будет кубик катиться? Почему?

5.         Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6.         Бели по телевизору показывают футбол - может мяч вылететь и ударить мальчика?

7.         У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8.         Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко7

9.         Кого легче заметить на снегу, а кого трудно?

10.        По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котенок. Откуда он взялся?

11 .Мама выглянула в окно и говорит: « На улице сильный ветер!» (« Ночью был дождь») как она догадалась?

12.        Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.        По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.        Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.        На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.        Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19.        Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20.        Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.        Если человек прыгнет с самолета, он разобьется. А как же парашютисты?

22.        Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадет на землю?

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.

-         Моряк увидел далекий остров, т.к. взял в руки ( лупу, бинокль, очки)

-         Маша уколола спицей палец, т.к. не умела ( стирать, вязать, шить)

-         Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, т.к. лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая)

-         Машина не смогла двигаться дальше, т.к. у нее Сломалось ( зеркало, багажник, руль)

-Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в нее ( прутик, камни, крошки)

-         Катя отдернула руку, потому что взялась за ( горячую, металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки

УПРАЖНЕНИЕ №2.

Цель: выбрать из 3-х объектов один липший, с учетом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

-         ЦВЕТ: цыпленок, лимон, василек Огурец, морковь, трава

Халат врача, помидор, снег

-         ФОРМА: телевизор, книга, колесо Косынка, арбуз, палатка

-         ВЕЛИЧИНА: бегемот, муравей, слон Дом, карандаш, ложка

-         МАТЕРИАЛ: банка, кастрюля, рюмка Альбом, тетрадь, ручка

-         ВКУС: конфета, картошка, варенье Торт, селедка, мороженое

-         ВЕС: вата, гиря, штанга мясорубка, перышко, гантеля

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

ЦЕЛЬ: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

-         стол, стул, диван -творог, сыр, масло

-         врач, повар, летчик

-         сок, кефир, компот

-         шишка, желудь, орех

-         корабль, лодка, яхта

-         паровоз, электричка, трамвай

-         книга, альбом, блокнот

-         торшер, бра, настольная лампа

-         сосиски, колбаса, котлета

-         земляника, клюква, малина

-         сыроежка, лисичка, подберезовик

-         сосна, береза, липа

-         жасмин, шиповник, сирень- дождь, ветер, иней

УПРАЖНЕНИЕ № 4.

ЦЕЛЬ:        закончить        предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом потому что.

-         Мама отругала сына, потому что

-         Мальчик решил переодеться, потому что

-         Девочка поднялась с сиденья, потому что

-         Мальчик быстро бежал к школе

-         У Саши заболели глаза

-         Учительница весело рассмеялась

-         Бабушка выключила телевизор

-         Собака грозно зарычала

-         Мама заплакала

-         Гости громко рассмеялись

-         Кот выгнул спину и зашипел

-         Мама открыла окно

-         Петя громко вскрикнул

-         Стая ворон поднялась над полем

-         Машины резко затормозили

-         Милиционер громко засвистел

УПРАЖНЕНИЕ № 5.

ЦЕЛЬ: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком.

ПРИМЕР: книга-альбом-тетрадь. Лишним предметом окажется книга, т.к. в ней есть текст, а альбом и тетрадь не содержат, это просто скрепленная бумага.

-         Ночник, свеча, торшер

-         Глаза, нос, брови

-         Простыня, пододеяльник, наволочка

-         Пруд, река, озеро

-         Слива, яблоко, персик

-         Брюки, шорты, юбка

-         Стол, полка, стул

-         Кофта, свитер, рубашка

-         Коза, свинья, корова

-         Картошка, морковь, огурец

-         Елка, береза, сосна

-         Трамвай, электричка, троллейбус

-         Сковородка, чашка, кастрюля

-         Петух, гусь, воробей

УПРАЖНЕНИЕ № 6.

ЦЕЛЬ: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует.

Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребенком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.

ПРИМЕР: ( огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

 ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейка.

УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

ЛЕС: ягоды, грибы. Звери, цветы, деревья, птицы.

МОРЕ: пляж, соленая вода, песок, отдыхающие, рыбы.

РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

УПРАЖНЕНИЕ №7.

ЦЕЛЬ: рассказать, во что превратится:

-         Стул без спинки

-         Чашка без ручки

-         Мороженое без холодильника

-         Всадник без лошади

-         Дерево без веток

-         Стол без ножек

-         Дивщг без спинки

-         Самолет без крыльев

-         Книга без страниц

-         Подушка без перьев

-         Спички без серы

-         Снеговик без холода

-         Телевизор без электричества

-         Карандаш без грифеля

-         Кофта без рукавов

-         Кепка без козырька

-         Окно без стекол

-         Сад без деревьев

УПРАЖНЕНИЕ №8.

ЦЕЛЬ: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта ее продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

-         Дети сели в лодку

-         Мама надела нарядное платье

-         Петя закрыл лицо руками

-         Катя подняла с земли птенчика

-         Вова взял собаку на поводок

-         Дедушка поставил в огороде пугало

-         Рабочие привезли кирпич

-         Папа купил цветы

-         Лена размахивала руками

-         Дима нагнулся над кустом

-         Водитель открыл багажник автомобиля

-         Мама подошла к телефону

-         Лена налила в миску суп

-         Марина открыла окно

-         Сережа подошел к ручью

УПРАЖНЕНИЕ №9.

ЦЕЛЬ: подробно рассказать, что разного у 2-х объектов. В случае затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребенок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

ПРИМЕР: (сравнение самолета и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие ( птица живая, а самолет-не живой), голова ( у птицы есть голова, у самолета-нет), движение крыльев ( птица машет крыльями, а самолет-нет), перья (птица покрыта перьями, а самолет-нет), и .т.п.

-         Самолет и птица

-         Река и озеро

-         Кукла и девочка

-         Солнце и луна

-         Туча и облако

-         Книга и альбом

-         Трамвай и метро

-         Компьютер и телевизор

-         Зонт и крыша

-         Велосипед и автобус

-         Коляска и санки

-         Столб и дерево

УПРАЖНЕНИЕ № 10

ЦЕЛЬ: придумать несколько возможных причин названному явлению. Четко сформулировать каждое объяснение.

-         Опоздание в школу

-         Дым на лестнице

-         Вода на полу в ванной

-         Крик во дворе

-         Масляное пятно на стене

-         Разбитое окно

-         Сломанный замок

-         Ожог на руке

-         Выстрел из ружья

-         Чемодан в руке

-         Пустая лодка посередине озера

-         Осколки стекла на ковре

-         Собака одна на острове

-         Кот на дереве

-         Оцарапанный шкаф

-         Забор, из которого выломаны две доски

УПРАЖНЕНИЕ № 11.

ЦЕЛЬ: на основании  2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.

-         Все овощи растут на грядке. Морковь продается в магазине. Значит...( ее привезли в магазин с огорода).

-         Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит….

-         Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит….

-         Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит…

-         Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит….

-         Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал одежду. Значит…

-         Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит….

ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Я - ЛУНА, А ТЫ - ЗВЕЗДА.

ЦЕЛЬ: развивать ассоциативное мышление.

Один говорит, например: «Я - гроза». Другой должен быстро ответить что- либо подходящее, к примеру: «А я - дождь». Первый продолжает тему: «Я - большая!». Ему можно быстро ответить: «Я - осень».

Все, кроме одного, садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: «Я - пожарная команда!» Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я - шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «Я - пожарный». Ребенок - «пожарная команда» должен выбрать одного из двух, например: «Я беру шланг». Он берет за руку «шланг» и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребенок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я - швейная машина!» и игра продолжается.

УЗНАЙ МЕНЯ.

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и .т .д. не называя его самого. Например, «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.

ЧТО ОБЩЕГО И ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ?

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление.

Что общего между собакой и стулом?

У стула четыре ножки, а у собаки четыре лапы. А чем они отличаются? Собака живая, а стул - нет. Собака животное. А стул - предмет мебели.

Что общего между морковью и апельсином?

У них одинаковый цвет — оранжевый. Они съедобные, вкусные. А чем они отличаются? У них разная форма. Апельсин растет на дереве, а морковь в земле. Апельсин —фрукт, а морковь - овощ.

УГАДАЙ.

ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление и речь.

Воспитатель перечисляет рад характерных для задуманного предмета признаков. Дети должны назвать этот предмет.

Вкусный, алый, сахарный.

Желтые, красные, осенние.

Белый, пушистый, легкий.

Ветвистая, зеленая, колючая.

Бурый, косолапый, неуклюжий.

Хитрая, рыжая, хищница.

Серый, злой, голодный.

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

ЦЕЛЬ: развивать творческое мышление.

Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее.

Ворона каркает, а воробей...

Сова летает, а кролик...

Корова ест сено, а мышка...

Крот строит норки, а сорока...

Петух кукарекает, а курица...

Лягушка квакает, а лошадь...

У коровы теленок, а у собаки...

У медвежонка медведица, а у бельчонка...

ЧТОБЫ…- НУЖНО.

В этой игре присутствует логическая цепочка. Последняя часть предложения

-         задание для следующего игрока.

Примеры:

-         Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

-         Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

-         Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

-         Чтобы быть сильным, нужно хорошо кушать. И.т.д.

СРАВНИ ЗВЕРЕЙ.

-         Кто больше: медведь или волк, заяц или лиса, лось или медведь, белка или заяц?

-         Кто меньше: волк или лось, лиса или белка, еж или мышка, волк или медведь?

-         Кто из зверей больше зайца, но меньше медведя ( волк и лиса), меньше лисы, но больше белки ( заяц).

УЧИМСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ СОБЫТИЙ.

Цель: придумать как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

Например: событие - «Охотник выстрелил в воздух».

Следствия этого события:

-из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

-ружье дало отдачу в плечо и охотник упал;

-пуля попала в пролетавшую птицу и .т.д.

УПРАЖНЕНИЕ №1.

Представь, что ты можешь уменьшаться до размеров муравья. Придумай историю о своем чудесном превращении, используя вопросы: -какое бы у тебя было любимое занятие?

-чего бы ты опасался?

-через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

УПРАЖНЕНИЕ №2.

Представь, что ты можешь стать высотой 3 метра.

-какое бы у тебя было любимое занятие?

-что бы тебе не понравилось?

-с кем бы тебе хотелось встретиться с кем бы не хотелось встречаться? - через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

Что бы произошло й что бы ты сделал, если бы:

-из крана на кухне полился апельсиновый сок;

-из тучи, вместо дождя, стал падать изюм;

-люди придумали таблетки от сна.

Подумай и закончи предложение.

-         если брат старше сестры, то сестра ( младше брата)

-         если стол выше стула, то стул...

-         если ручей уже реки, то река...

-         если поезд едет быстрее машины, то машина...

ПРОДОЛЖИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

-в горах нельзя кричать потому, что...

-птицы начали вить гнезда потому, что...

-ласточки начали летать низко над землей потому, что...

-зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что...

-птицы полетели на юг потому, что...

ВЫБЕРИ ОДНУ ИЗ ПРИЧИН. ОБЪЯСНИ СВОЙ ВЫБОР

1 .Снег начал таять потому, что...

-ярко светит солнце -повысилась температура воздуха -подул южный ветер -наступила весна

2.        Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что...

-это имя девочки

-все имена пишутся с большой буквы

-так принято писать

-по-другому будет считаться ошибкой

3.        Колобок не сумел уйти от лисы потому, что...

-он был простофилей

-лиса была хитрая - лиса перехитрила колобка - лиса съела колобка.

РЕШИ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

1.         Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2.         Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

3.         Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4.         Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?

5.         Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

6.         Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?

7.         Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто- то из них сажал яблони, кто-то - груши, кто-то - сливы, кто-то - вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?

8.         Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?

9.        Две девочки сажали деревья, а одна - цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?

10.         Три девочки нарисовали двух кошек и одного зайца, каждая по одному животному. Что нарисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей нарисовали разных животных?

11.         Два мальчика купили марки, один - значок и один - открытку. Что купил Толя, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разные предметы, а Миша купил значок?

12.         Два мальчика жили на одной улице, а два - на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?

13.         Две девочки играли в куклы, а две - в мяч. Во что играла Катя, если Алена с Машей и Маша со Светой играли в разные игры, а Маша играла в мяч?

14.         Ира, Наташа, Оля и Оксана вышивали разные картинки. Две девочки вышивали цветок, две - домик. Что вышивала Наташа, если Ира с Наташей и Наташа с Олей вышивали разные картинки, а Оксана вышивала домик?

15.         Мальчики читали разные книги: один - сказки,  другой - стихи, двое других - рассказы. Что читал Витя, если Леша с Витей и Леша с Ваней читали разные книги, Дима читал стихи, а Ваня с Димой тоже читали разные книги?

16.         Две девочки играли на пианино, одна на скрипке и одна на гитаре. На чем играла Саша, если Юля играла на гитаре, Саша с Аней и Марина с Сашей играли на разных инструментах, а Аня с Юлей и Марина с Юлей тоже играли на разных инструментах?

17.         Две девочки плыли быстро и две медленно. Как плыла Таня, если Ира с Катей и Ира с Таней плыли с разной скоростью, Света плыла медленно, а Катя со Светой тоже плыли с разной скоростью?

18.         Два мальчика сажали морковь и два - картошку. Что сажал Сережа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Сережей тоже сажали разные овощи?

19.         Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?

20.         Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?

21.         Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?

22.         Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?

23.         Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?

24.         Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?

25.         Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?

26.         Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

27.         Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?

28.         Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?

29.         Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?

30.         Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?

31.         Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?

32.         Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?

33.         Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?

34.        Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Генденштейн Л.Э. и Мадышева Е. Л. Энциклопедия развивающих игр. М., 1998 г.
  2.  Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет М,1996
  3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М, 1998
  4.  Стребелева Е.А.  Формирование мышления. М.2005.

.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с ОВЗ (развитие мелкой моторики, восприятия, вибрационной чувствительности, внимания и памяти, мышления и воображения, раз...

Сборник дидактических игр и упражнений « Логическая азбука»

Сборник дидактических игр и упражнений для детей старшего, дошкольного возраста...

Сборник игр, заданий и упражнений, направленных на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе «Игры, направленные на развитие внимания у детей 6–7 лет »

Сборник содержит задания, игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 6-7 лет.Внимание имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические пр...

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Сборник игр и игровых упражнений "Калейдоскоп эмоций"

В сборнике представлен практический материал по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников в организованной деятельности с использование ИКТ, что позволяет с большим интересом получать ин...