Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни
методическая разработка на тему
Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry.docx | 68.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр и игровых упражнений
в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период складываются все системы и функции организма ребенка, происходит не просто «количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков», но «прежде всего качественные изменения в организме и психике». Исследования, проводимые психологами, педагогами, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимости.
Основой познания мира, направленной на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, является сенсорное развитие, первой ступенью которого является чувственный опыт. Поэтому воспитание сенсорной культуры, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования. От того, насколько совершенно дошкольник будет слышать, видеть, осязать окружающее, в значительной степени в дальнейшем будет зависеть успешность его умственного развития.
Исследованием проблемы воспитания сенсорной культуры дошкольников занимались такие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги и психологи, как: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина и др.
Проблема воспитания сенсорной культуры выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов. По мнению психологов и педагогов, необходимым фактором эффективного воспитания сенсорной культуры дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения. Разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов были разработаны Ф. Фребелем, М. Монтессори, Венгером Л.А., Е.И. Тихеевой и др.
Проблема изучения роли дидактической игры игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры младших дошкольников (в том числе детей четвертого года жизни) не потеряла своей актуальности и сегодня: воспитание сенсорной культуры является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а ведущей деятельностью дошкольников является игровая.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры у детей четвертого года жизни посредством дидактических игр и игровых упражнений
Сегодня не вызывает сомнения утверждение ведущих психологов и педагогов о том, что полноценное общее развитие дошкольников невозможно без воспитания у них сенсорной культуры.
Термин «сенсорная культура» включает 2 понятия: сенсорный (от латинского слова «sensus» - чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям, и культура - «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни», высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
В дошкольную педагогику понятие «сенсорная культура» вошло благодаря работам Марии Монтессори, итальянского врача, ученого, педагога, автора методики по развитию детей. Ценность ее педагогической системы заключалась в том, что она рассматривала сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности. Без развитых органов чувств, по мнению М. Монтессори, не могло быть интеллекта и воспитанного человека. Для приобретения сенсорной культуры необходимо использовать среду, одним из главных факторов которой выступает дидактический материал. Однако она ошибочно считала, что для приобретения сенсорной культуры достаточно только систематически упражнять органы чувств ребенка в различении цвета, формы, величины. Разнообразный, точно сделанный материал фиксировал детское внимание на определенном изолированном свойстве предмета (например: для объема - это цилиндры, кубы и призмы; для длины - палки, разделенные на дециметры; для цветов - кусочки шелка; для шумов - цилиндрические коробочки с разным содержанием и т.д.). М. Монтессори не учитывала, что ребенок, в отличие от детенышей животных, развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.
Основатель детского сада Ф. Фребель считал, что ребенок обладает, помимо основных инстинктов, инстинктом познавательным, исследовательским, который является основой учебной деятельности. С целью развития органов чувств необходимо использовать дидактический материал, предназначенный для формирования представлений о форме, величине, пространственные отношения, числа, - так называемые дары, а также систему занятий и игр, направленную на развитие сенсорики.. В дошкольном возрасте развитие стремления к познанию должен реализовываться через непосредственное созерцание предметов окружающего мира.
К. Ушинский, отстаивая принцип наглядности в умственном воспитании детей, подчеркивал необходимость того, чтобы предмет непосредственно отражался в душе ребенка, его чувства в этом процессе превращались в понятия, а из понятий состояла воплощенная в слове мысль.
Известный детский психолог Венгер Л.А. под сенсорной культурой понимал общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей, а под сенсорной культурой ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. С группой сотрудников он определил основные задачи воспитания сенсорной культуры и соответствующие им уровни перцептивного развития ребенка от рождения до поступления в школу.
Отечественный психолог Ананьев Б.Г, давая определение сенсорной культуре как совокупности воспринимаемых и ощущаемых явлений действительности на эмоциональном уровне, считал: познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» - восприятия, ощущений, представлений.
А.В. Запорожец, О.П. Усова указывали на то, что основным в формировании сенсорных способностей детей является обучение их обобщенным способам обследования предметов, перенос усвоенных способов действий в новые условия, новые предметы. Это дает возможность детям самостоятельно ориентироваться в разнообразных свойствах новых предметов.
С термином «сенсорная культура» тесно связаны такие понятия, как «сенсорное развитие» (необходимое условие успешного овладения любой практической деятельностью), «сенсорное воспитание», «сенсорный опыт».
Сенсорное развитие – «это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, весе, положении в пространстве…», а также запахе, вкусе и т.д.
С одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо не только для успешного обучения ребенка в детском саду, но и в школе.
Для полноценного сенсорного развития необходимо целенаправленное сенсорное воспитание, важность которого определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем.
Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Е.Н. Водовозова, последовательница Ушинского, считала, что процесс сенсорного воспитания должен происходить одновременно с развитием высших психических функций, познавательных процессов, с которыми связано развитие мышления, речи, памяти. Ребенка следует учить осознанно воспринимать окружающий мир, развивать наблюдательность. «Если воспитатель не сумел сделать этого в ту пору, когда у ребенка только начинает пробуждаться наблюдательность к окружающему, которая имеет такое огромное значение для психологической жизни человека, то умственные способности ребенка постепенно притупляются, и, став школьником, он будет равнодушно смотреть на мир».
Л.А. Венгер понимал под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Основная задача сенсорного воспитания - формирование у детей системы перцептивных действий, системы сенсорных эталонов, умения самостоятельно применять их в собственной деятельности.
В некоторых современных программах обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях не выделяется раздел «Сенсорное воспитание», задача его реализуются в различных образовательных областях, например: «Познание», «Художественное творчество».
Содержание сенсорного воспитания согласуется с содержанием детской деятельности, осуществляется на занятиях и в повседневной жизни. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению доктора психологических наук Н. Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира».
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
В ходе овладения сенсорной культурой ребенок приобретает сенсорный опыт: накапливает запас ощущений и восприятий.
В качестве критериев уровня развития сенсорной культуры воспитателем ДОУ могут быть использованы параметры оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста, предложенные Е.А. Стребелевой, доктором педагогических наук, профессором, заведующей лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии.
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей
четвертого года жизни
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Период до трех лет психолог Венгер Л.А. называл периодом сенсомоторных предэталонов, «подготовительным этапом»: ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, имеющие существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д. Трехлетний ребенок «узнает шар и куб.., различает большие и маленькие предметы.., красный, синий, зеленый, желтый, белый, черый цвета.., высокий и низкий звуки .
С четвертого года жизни у детей начинается новый этап развития, пора вступления ребенка в дошкольное детство. «Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами».
Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных и качественных свойствах объектов.
Память дошкольника в этот период непроизвольная, образная, при этом преобладает узнавание, а не запоминание. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
В стадии становления находится речь ребенка.
Эти особенности развития ребенка четвертого года жизни определяют особенности воспитания у него сенсорной культуры.
Венгер Л.А. отмечал: «В возрасте от трех лет дети переходят от использования предэталонов (индивидуальных единиц восприятия) к освоению сенсорных эталонов (культурно-выработанным средствам восприятия). Эталон – «мерило, стандарт, образец для сравнения».
Термин «сенсорный эталон» был введен психологом А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия, формирования перцептивных действий (системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предложены ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при исследовании объектов и анализе их свойств).
Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов, устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Доктор психологических наук Г.А. Урунтаева считает, что сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Они характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества.
Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент.
Задачи педагога, работающего с детьми второй младшей группы, заключаются в том, научить детей:
- использованию «разных способов обследования предметов», развить способности «устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- «группировать предметы по цвету, размеру, форме», различать «круг, квадрат, треугольник», подбирать «цвета, соответствующие изображаемым предметам», различать «звуки по высоте».
Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Дошкольники должны получить четкие представления об этих свойствах, научиться их узнавать в разных ситуациях и вариантах.
Развитие восприятия сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни включает в себя два основных компонента:
1) формирование и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов;
2) формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности имеют форма, величина и цвет. Знакомство с каждым видом этих эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
В качестве сенсорных эталонов формы выступают пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал). Знакомя детей четвертого года жизни с геометрическими формами и их разновидностями, педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности: хроматические или цветные (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный). После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Воспитатель заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки). Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок).
Эталоном величины служит метрическая система мер (соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам). Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера - умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Особое внимание должно уделяться усвоению и правильному употреблению детьми данного возраста названий свойств предметов (цвета, формы, величины).
Все предполагаемые задания по усвоению сенсорных эталонов можно разделить на следующие типы:
- задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;
- задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;
- задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);
- задания на развитие глазомера.
Детей четвертого года жизни необходимо знакомить с разными свойствами предметов, чередуя их. Рекомендуется использовать комплексные задания, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов (например, форму и цвет, форму и размер).
При правильной организации процесса воспитания сенсорной культуры к четырехлетнему возрасту ребенок должен уметь: «группировать предметы по цвету, размеру, форме…различать круг, квадрат, треугольник», выделять и называть признаки предмета (цвет, форму, материал)., «подбирать цвета, соответствующие предмету».
Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчит ребенку ориентировку в окружающем мире, поможет увидеть знакомое в незнакомой, заметить особенности незнакомого, накопить новый сенсорный опыт.
Сделать процесс освоения сенсорных эталонов эффективным позволяют дидактические игры и игровые упражнения, при этом большая часть дидактических игр должна быть рассчитана на работу со всей группой одновременно, что требует некоторых дополнительных материалов.
Особенности и значение дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культурыу детей четвертого года жизни
Большую роль в жизни детей, по мнению ведущих педагогов и психологов, занимает игра, которую А. В. Запорожец называл «специфической детской деятельностью».
К.Д. Ушинский отмечал: «…обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда — не развлекающим»… «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Отечественная система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
Дидактическая игра – это «вид игры, организуемой взрослыми для решения обучающей задачи».
Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. А.С. Макаренко отмечал: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра».
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Обязательным элементом дидактической игры является отражение учебного материала.
В дошкольном учреждении дидактические игры организуются по плану в часы занятий или в часы, отведенные для игры: в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится вне занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующим занятием.
Дидактические игры кратковременные, поэтому важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Их следует проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Единой классификации дидактических игр нет. Они различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. Д.В. Менджерицкая предложила классификацию дидактических игр в зависимости от материала:
1) Игры с предметами (наиболее доступны детям, т.к. основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними).
2) Настольно-печатные игры (основаны на принципе наглядности, в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение; требуют самостоятельной умственной работы), их содержание разнообразно.
3) Словесные игры (наиболее сложные т.к. не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями: учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки).
Дидактическая игра - явление сложное, в ней отчетливо прослеживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач определяется воспитателем; она подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке?», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?».
Дидактическая игра невозможна без игровых действий, которые составляют основу дидактической игры. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия иногда и не являются тождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже при отражении реальных явлений и действий.
Игра приобретает обучающий характер и становится содержательной, когда ребенок обучается игровым действиям. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действий при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решать поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, т.е. умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковые для всех, при разделении детей в игре на группы игровые действия различны.
Игровые действия не обязательно следуют один за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем различен не только в зависимости от возраста играющих, но и индивидуального уровня развития ребенка.
Одним из основных элементов дидактической игры являются заданные правила игры, основная цель которых организовать действия детей. Они имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер и разнообразно сочетаются между собой. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении.
Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, и вне игры в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений, заботы о товарище и др. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления умений, овладения способами общения в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и традиций.
Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получают радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрения их усилий и достижения.
Игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указания. Многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развития. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором».
Структурным элементом дидактической игры является результат.
Во время проведения игры от детей требуется не только выполнение правил игры, но умение общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее ценность, снижает воспитательное воздействие.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка к проведению игры заключается в отборе игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний); установлении соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; в определении наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выборе места; определении количества играющих; подготовке необходимого дидактического материала; подготовке к игре руководителя и детей. Необходимо учитывать содержание, степень сложности и новизны игры для детей.
Проведение игры заключается в ознакомлении детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, объяснением хода и правил игры, игровых действий детей и педагога.
Анализ проведенной игры должен быть направлен на выявление результативности приемов ее подготовки и проведения. Он позволяет уровень достижений каждого ребенка и группы в целом.
В воспитании сенсорной культуры необходимо использовать как дидактические игры, так и дидактические упражнения, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения того или иного средства.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Основная цель дидактических упражнений - повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии, при этом используется дидактический материал, разработанный с определенной целью, которая прямо ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя. Дидактический смысл упражнений заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции с учетом уровня его развития, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Дидактические игры для воспитания сенсорной культуры дошкольников следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисования, лепки и т.п.)
Ценность дидактических игр и игровых упражнений заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья».
В дидактической игре, игровых упражнениях создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.
«В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, писал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Дидактические игры и игровые упражнения позволяют дошкольникам:
- оформлять чувственное впечатление, уточнять название предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет);
- ориентироваться не только по внешнему виду предметов, но и по словесному описанию;
- повторно воспринимать окружающие предметы, их свойства, упражняться в их узнавании и различии;
- делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
- соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами);
- обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию;
- развить умения оперирования полученными знаниями, использования их при решении новых для детей проблем
- совершенствовать все виды детской деятельности, формировать относительную самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата.
Дидактические игры и игровые упражнения позволяют воспитателю, работающим с детьми четвертого года жизни:
- организовать процесс воспитания сенсорной культуры с учетом возрастных и психических особенностей детей;
- организовать работу по изучению разных свойств предмета с разным количеством детей (со всей группой дошкольников, с небольшим количеством детей или индивидуально);
- использовать комплексные задания;
- проследить процесс воспитания сенсорной культуры у каждого ребенка;
- выполнить функцию контроля за ходом воспитания сенсорной культуры.
Дидактические игры в воспитании сенсорной культуры детей четвертого года жизни могут использоваться не только как обучающий, развивающий компонент, но и как диагностический.
Дидактические игры и игровые упражнения будут эффективным средством формирования сенсорной культуры детей четвертого года жизни, если:
- их содержание будет направлено на расширение и усложнение перцептивных действий;
- они будут предполагать закрепление представлений детей о сенсорных эталонах;
- они будут включены в различные виды деятельности, требующие опоры на сенсорный опыт детей: труд, конструирование, рисование и др.
Заключение
Сенсорная культура - понятие, употребляемое в педагогике для обозначения уровня ощущений и восприятия ребенка как основы его успешной познавательной деятельности. «Сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности». Важным периодом для воспитания сенсорной культуры считают четвертый год в жизни дошкольника. Именно в этот период, по мнению ведущих педагогов и психологов, необходимо осуществлять переход к систематическому ознакомлению дошкольника с сенсорными эталонами и способами их использования. Процесс усвоения сенсорных эталонов и способов их применения длительный и сложный.
Эффективным средством воспитания сенсорной культуры дошкольника являются дидактические игры и игровые упражнения. Вопросы их использования в педагогическом процессе в дошкольных учреждениях изучали зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Ф. Фребель, М. Монтессори, В.Н. Аванесов, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Их исследования позволили определить функции и особенности дидактических игр, игровых упражнений, разработать содержание, методы и приемы руководства ими со стороны взрослого с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Дидактические игры и игровые упражнения помогают формированию у детей четвертого года жизни систем перцептивных действий, самостоятельному их применению в практической и познавательной деятельности, позволяют знакомиться с сенсорными эталонами.
Особая роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры дошкольника заключается в том, что они делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный сенсорный опыт.
Список литературы
1. Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1998. - С.144.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Астрель, Люкс, 2005. – С.672.
3. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С.29.
4. Годжаспирова Г.М. Педагогика: учебник - М.: КНОРУС, 2010. – С.744.
5.Гризик Т.И. Программа воспитания, образования и развития дошкольников «Радуга». М.: Просвещение, 2010. - С.111.
6.Гуськова О.А. Дидактические материалы Е.И. Тихеевой и Е.Н. Водовозовой в практике ДОУ //Управление. 2008 - № 6. - С.106.
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. - С. 109.
8. Домон Г, Домон Д. Дошкольное обучение ребенка (перев. с англ.- М.: Аквариум, 1995. – С. 400.
9.Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А. – М.: Айрис – пресс, 2005. – С.400.
10. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся педучилищ / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1988. – С. 416.
11. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 243.
12.Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Академия педагогических наук, 2003
13.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 1986. – С.128.
14. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение , 2011. – С. 160.
15. Мижериков В. Психолого-педагогический словарь для учителя и руководителя общеобразовательного учреждения. – Ростов на/Д.: «Феникс», 1998. С. 544.
16. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей // Справочник ст. воспитателя. 2010. - №1. - С.58.
17. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Вераксы Н.Е. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. –С.336.
18. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996. – С. 144.
19.Поддъяков Н.Н. , Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей . – М.: Просвещение, 2001.- С.192
20. Словарь русского языка. - Т. 2. /Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2 изд. – М.: Русский язык, 1981 – 1984. –С. 736.
21. Словарь русского языка. - Т. 4. /Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2 изд. – М.: Русский язык, 1981 – 1984. –С. 782.
22. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / под ред. Е.А. Стребелевой. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2007. - С. 164.
23.Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. - М.: АРКТИ, 2009. - С.88
24.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 127.
25.Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – С. 368.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: «Академия». 2007. – С.384.
27.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - С.72.
Дидактические игры и упражнения для детей
четвертого года жизни
Воздушные шары
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками - ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось - синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.
Спрячь мышку
Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах. Словарь тот же, что в предыдущем задании.
Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 X 15 см), посередине белый квадрат (8X8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов- дверцы (10X10 см), большая мягкая игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы 10X8 см, белые квадраты на них 5X5 см, цветные квадраты 6 X 6 см.
Руководство. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»: «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.
Детям раздается по одному листочку - «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки».
Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек».
При повторном проведении игры детям раздается по три «домика». Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.
Подбери по цвету
Вариант 1
Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).
Материал. У каждого ребенка карточка (30 X 20 см), разделенная на шесть клеток (10 X Ю см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета.
Руководство. Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это - что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает. «Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая - красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек.
«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.
Вариант 2
Дидактическая задача. Та же, что и в первом варианте.
Материал. Кукла. Раздаточный: те же карточки-«коврики», по две игрушки-силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета. Кроме картона, следует использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т.д.).
Руководство. Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету»: «Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке спрячется по две игрушки. Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом - оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки».
В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно».
Вариант 3
Дидактическая задача. Та же, что в первом и втором варианте игры, только используются не предметные игрушки, а геометрические формы.
Материал. Кукла. Раздаточный: карточки-«коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).
Руководство. Воспитатель: «Дети, сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только я вам раздала не игрушки, а фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть по две фигурки одинакового цвета, на такую же клеточку вы их положите. Есть и по три фигурки одного цвета, значит, на такой же клеточке их нужно положить рядом. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится».
Кукла Таня подводит итог.
Лебедушка
Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет-признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.
Материал. Разноцветные кружки (диаметр 2 см), черный лист бумаги, кисточка, салфетка для клея на каждого ребенка. Баночка с клеем на каждый стол.
Руководство. Воспитатель раздает детям материалы для аппликации. Затем читает народную песенку «Лебедушка»:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На траву водичку стряхивает.
Прослушав песенку, дети выполняют аппликацию: наклеивают кружки синего, белого, зеленого цветов на бумагу черного цвета.
Воспитатель объясняет, что лебедушка белая, реченька синяя, травка зеленая, показывает детям рисунок, иллюстрирующий прочитанный поэтический текст. «Мы сейчас с вами тоже сделаем интересную картинку,- говорит воспитатель,- будем наклеивать кружки такого цвета, о котором говорится в песенке (показывает образец). Речка, травушка, лебедушка обозначены у нас кружками разного цвета. Подумайте и скажите, какого цвета бывает речка. Правильно, синяя. Поэтому мы сделаем ее из кружков синего цвета. Посмотрите (показывает образец), кружочки наклеены в ряд, получилась дорожка из синих кружочков - это речка, «по реченьке лебедушка плывет». Кто скажет, какого она цвета? Правильно, белая - «белым крылышком помахивает». Белый кружочек положим над дорожкой-речкой вот так (показывает). Кто скажет, какого цвета надо взять кружочки для травки? Правильно, зеленые (показывает, что кружочки зеленого цвета надо положить под кружочками синего цвета)».
После объяснения воспитателя дети самостоятельно выполняют задание. Взрослый предлагает еще раз посмотреть на образец, правильно разложить все кружки на бумаге и наклеить их.
Чтобы у детей не закреплялась однозначная связь цвета с определенным предметом, при повторном проведении упражнения необходимо менять предметы. Так, если синий цвет обозначает в данном случае речку, то в другом он может обозначать василек и т. п.
Живое домино
Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.
Окраска воды
Вариант 1
Дидактическая задача. Формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Материал. Две большие банки - на одной светло-красная наклейка, на второй - темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.
Руководство. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная краска, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло-красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже темная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о тряпочку.
Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло-красная». Так же последовательно диктуется способ получения темно-красной воды.
Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло-красную, потом темно-красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее. Воспитатель сливает воду в соответствующие большие банки.
На прогулке зимой вода переливается в металлические формочки и в дальнейшем цветной лед используется для украшения участка.
Вариант 2
Дидактическая задача. Та же, что в первом варианте. Словарь тот же, но добавляется слово «оттенок».
Материал. Раздаточный: тот же, что в первом варианте, но теперь детям раздаются краски шести цветов. Каждый ребенок получает одну из них.
Руководство. Воспитатель напоминает детям, как они окрашивали воду в красный цвет: «А сегодня мы будем красить воду в самые разные цвета, и каждого цвета вы сделаете по два оттенка - светлый и темный. Кто помнит, сколько надо набрать краски на кисточку, чтобы вода получилась светлая? Правильно, до середины кисточки. У кого краска желтая, надо набрать побольше, а то вода покрасится совсем незаметно». Дети окрашивают воду в светлые тона разных цветов. После этого вспоминают, как получается вода темного оттенка, и все делают темную воду.
Воспитатель обращается к детям: «У нас получилась красивая разноцветная вода разных оттенков - светлого и темного. Принесите баночки со светлой водой и поставьте на стол слева. Теперь вернитесь к своим столам и принесите темную воду. Поставьте ее на стол справа».
Вода сливается в соответствии с цветом и оттенком в металлические формочки или более крупную посуду (в этом случае лед нужно будет расколоть на мелкие кусочки).
Эта игра-упражнение в течение зимы может повторяться несколько раз.
Украсим елочку
Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Материал. Планшет (30X 50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.
Руководство. Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети,- говорит воспитатель,- совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками.
Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас - игрушки определенных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые. Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы речевого развития детей четвертого года жизни
Игровые приемы речевого развития детей четвертого года жизни Развитие речи является одной из самых сложных задач в 21 веке. Очень часто в наше время мы сталкиваемся с тем, что дети говорят ...
"Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....
Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни - как приоритетное направление деятельности МАДОУ.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране....
Консультация для родителей: «Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС»
Консультация для родителей включает в себя содержание психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС....
Особенности игровой деятельности детей четвертого года жизни
В статье рассматриваются особенности развития игровой деятельности детей второй младшей группы....
Упражнения и развивающие игры для детей четвертого года жизни
Материал будет полезен воспитателям и родителям для формирования у детей чувства собственного достоинства и независимости.Выполняя данные упражнения ребенок становится самостоятельным....
Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни.
Физическому развитию в ДОУ уделяется много времени....