Методическая копилка
план-конспект занятия по логопедии по теме
Материал, представленный в данном разделе может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 18.97 КБ |
buratino.docx | 19.18 КБ |
puteshestvie_lisy_k_lesniku.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
образовательной деятельности c применением инновационных технологий
“Помоги Золушке”.
Учитель – логопед:
Хлюстова Надежда Сергеевна
г. Тутаев
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепление правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах, словах, в дидактических играх со словами.
- Обогащение лексики многозначным словом “иголка”.
- Упражнение в словоизменении: родительный падеж существительных единственного числа с предлогом из.
Коррекционно – развивающие:
- Развитие фонематического слуха, умения определять места звука в слове, навыков слогового анализа.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики рук, самомассаж ладоней и пальцев рук.
- Развитие тактильно – кинестетического восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание добрых дел, желание помочь.
Предварительная работа:
- Чтение сказки Ш. Перро “Золушка”.
Оборудование:
- Иллюстрация к сказке.
- Картинка пароход.
- Соломинки, баночки с водой.
- Дидактические пособия.
- “Почтовые ящики” (состоят из трёх бумажных коробок синего цвета, одинакового размера. В верхней части каждой коробки прорезана щель для опускания картинок. Под щелью – модель звуковой структуры слова – начало, середина, конец).
- “Кладовка” – трёхступенчатая лесенка.
- Предметы и предметные картинки, названия которых содержат звук [л].
- Песочница.
- Массажные коврики “Тибетский иппликатор”.
- Музыкальное сопровождение.
Психолого – педагогические технологии:
- Сказкотерапия.
- Игротерапия.
- Музыкотерапия.
- Песочная терапия.
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент. Сообщение темы образовательной деятельности.
Логопед: Вы слышите эту музыку? Сказочную музыку. Она звучит, потому что у нас сегодня состоится путешествие в сказку. Её написал знаменитый французский писатель – сказочник Шарль Перро, и называется она “Золушка”. Вам знакома эта сказка? Произнесите за мной это слово, выделяя звук [л]. Вот так: ЗоЛушка. Золушка хочет вам помочь правильно произносить звук [л] в словах.
- Пальчиковая игра “Пароход”.
Логопед: Вот пароход, на котором мы поплывём в вутешествие в сказку. Дети рассматривают картинку. Описание игры: обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Пароход плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
- Упражнение на дыхание “Бульки”.
Логопед: Какие колечки оставляет на воде пароход?
- Игра “Пароход”. Уточнение правильной артикуляции. Характеристика звука.
Логопед: Как пароход даёт гудок?
Дети: л – л – л – л …
Логопед: Звук [л] какой? Что делают губы? Где находится язычок, когда мы произносим звук [л]?
- Произношение звука [л] в слогах.
Логопед: Мы попали в сказку. А вот и Золушка. Она работает и поёт песенки. Споём вместе с Золушкой.
Звучит музыка. Дети рассматривают иллюстрацию в книжке.
Поют (отражённо за логопедом) слоги:
ал – ал – ал ыл – ыл – ыл
ол – ол – ол ул – ул – ул
- Игра “Помоги Золушке выбрать нужную иголку”.
Логопед: Золушке нужно подшить платье к балу. Какая иголка ей понадобится для этой работы? Какие бывают иголки?
Дети: Иголки для шитья; иголки у ёлки; иголки у ежа.
- Самомассаж кистей и пальцев рук “Тибетским иппликатором”.
Логопед: Проговаривая стихотворение, прикладываем на каждое слово ладони и пальцы то правой, то левой руки.
У портного есть игла,
Есть иголки у ежа,
Уколы делают иголкой
И у ёлки есть иголки.
- Дидактические игры со словами.
Логопед: Прежде, чем ехать на бал, Золушке надо сделать много работы. Вы поможете Золушке?
- Игра “Помоги Золушке опустить открытки в почтовые ящики”.
Логопед: Золушка приготовила открытки для своих друзей. Назови предметы, изображённые на них. Какой звук объединяет все эти слова. Помогите Золушке опустить открытки в почтовые ящики с учётом схемы места звука [л] в словах.
- Игра “Помоги Золушке навести порядок в кладовке”.
Логопед: Расставьте все эти предметы по полкам с учётом количества частей в слове:
первая полка – слова состоят из одной части;
вторая полка – слова состоят из двух частей;
третья полка – слова состоят из трёх частей.
Дети раскладывают предметы:
мел мыло молоток
слон клубок шкатулка
лук пила скакалка
- Развитие связной речи.
Логопед: Составьте предложения по предметным картинкам и посчитайте количество слов в предложениях.
- Итог.
Звучит музыка.
Логопед: Итак, вы помогли Золушке сделать всю работу, произнесли много слов со звуком[л]. Золушка едет на бал, а мы возвращаемся в детский сад.
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности по развитию
фонематической стороны речи на тему
“Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях”
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Хлюстова Надежда Сергеевна
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепить правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Уточнить понятие “звук”, “буква”.
- Упражнять в образовании форм Творительного падежа имён существительных.
- Продолжить учить составлять предложения по графическим схемам.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематический слух.
- Формировать умения определять положение звука в слове.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать мелкую моторику рук, самомассаж ладоней и пальцев рук.
- Развивать внимание и память.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание добрых чувств, желания помочь.
Предварительная работа:
- Заучивание физкультминутки и стихотворения для массажа карандашом.
Оборудование:
- Игрушка Буратино.
- Ранец.
- Предметные картинки, названия которых содержат звук [р].
- Карточки с картинками.
- Соломинка, баночки с комочками пенопласта.
- Дидактические пособия.
- Ребристые карандаши.
- Пробки.
- Фишки для звукового анализа.
- Схема предложения.
Ход образовательной деятельности.
- Оргмомент. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришёл Буратино. Он вместе с нами будет учиться правильно и красиво произносить звук [р]. Он пришёл с ранцем, в котором принёс задания. Поможем мы с вами ему их выполнять? После каждого выполненного правильно задания он будет вам кивать головой.
- Характеристика звука.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [р]. Какой он?
Дети: Звук [р] – твёрдый, согласный.
Логопед: Звук [р]мы обозначаем вот такой буквой. (Выставляется на магнитную доску буква Р.) А чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.
- Дыхательная гимнастика.
Логопед: Когда Буратино шёл к нам в гости, то он любовался как летят снежинки. Посмотрите и подуйте на них, представьте, что они летят.
- Речевая зарядка.
Логопед: Буратино любит играть на трубе. У него их две и звучат они по – разному. Большая труба звучит сурово, а маленькая труба звучит нежно, мягко. (Перед детьми выставляются две картинки с изображением двух труб: большой и маленькой. Логопед попеременно показывает картинки и произносит слоги, а дети повторяют слоги с определённой силой голоса).
ра – ра – ра
ро – ро – ро
ры – ры – ры
ру– ру – ру
ар – ар – ар
ор – ор – ор
ыр – ыр – ыр
ур – ур – ур
- Самомассаж кистей и пальцев рук ребристым карандашом.
Упражнения:
“Волчок”.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
“Утюжок”.
Карандаш я прокачу
Вправо – влево – как хочу.
“Подъёмный кран”.
Карандашик поднимаю,
Крепко пальцем прижимаю.
“Вертолёт”.
Отправляется в полёт
Наш красавец – вертолёт.
“Прятки”.
Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
“Качалочка”.
Карандаш не отдыхает,
Между пальцами гуляет.
“Ладошка”.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
- Формирование навыков определения положения звука в слове. Игра “Сложи” узор.
Логопед: Ребята, посмотрите, какие интересные картинки вам принёс Буратино. Давайте поиграем с вами в игру. (Детям предлагаются карточки с картинками. Нужно проговорить слова, определить положение звука [р] в слове и выложить фишку в соответствующее окошко. После того, как все фишки выложены, детям даются “проверялочки”).
- Физкультминутка.
“Буратино”
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Выполнение движений по тексту).
- Упражнение на образование Творительного падежа существительных.
Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, чем угощает Буратино своих друзей.
Дети: Виноградом, тортом, зефиром, грушами.
- Формирование навыков слогового анализа. Игра “Собери ромашки”.
Дети подбирают лепестки ромашки к сердцевинам. К сердцевине с цифрой 1 – лепестки с картинками, в названии которых один слог, к сердцевине с цифрой 2 – лепестки с картинками, в названии которых два слога, к сердцевине с цифрой 3 – лепестки с картинками, в названии которых три слога.
- Звуковой анализ слова.
Дети выкладывают звуковой анализ слова роза, шары.
- Развитие связной речи.
Логопед: Ребята, что это за схема?
Дети: Это схема предложения.
Логопед: Что вы можете сказать про это предложение?
Дети: В этом предложении 4 слова. Первое слово начинается с большой буквы. В конце предложения стоит точка.
Логопед: Составьте предложения по данной схеме.
- Итог.
Логопед: Ребята, вы помогли Буратино выполнить все задания, произнесли много слов со звуком [р]. Буратино вас благодарит и говорит вам спасибо. Какой звук мы сегодня с вами учились правильно и красиво произносить? Что вам больше всего понравилось выполнять?
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности по развитию
фонематической стороны речи на тему
“Автоматизация звука [р] в словах и предложениях”
“Путешествие лисы к леснику”
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Хлюстова Надежда Сергеевна
Цель: автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильное произношение звука [р]в словах, предложениях.
- Уточнять понятия “звук”, “буква”.
- Формировать фонематический (звуковой) анализ.
- Упражнять в правильном употреблении притяжательных прилагательных.
- Продолжать учить составлять предложения по опорным схемам.
Развивающие:
- Развивать координацию движений пальцев рук.
- Развивать высшие психические функции.
Воспитательные:
- Развивать самоконтроль и взаимоконтроль.
- Воспитывать умение слушать и слышать.
Оборудование: сюжетная и предметные картинки, панно, буквы, дидактическая игра “Рыбалка”, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мяч, схема предложения, матрёшка.
Ход образовательной деятельности.
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: Пришла весна и растаяла у лисы избушка. Не хочет она выгонять зайчика. Решила лиса построить новую, прочную избушку из дерева. Ребята, какую лиса хочет построить избушку?
Дети: Деревянную.
Логопед: Лиса попросила нас помочь ей. Чтобы построить деревянную избушку нужны брёвна и доски. А чтобы напилить их, нужно спросить разрешение у лесника. Отправимся ребята с вами к леснику? Но на пути нам будут встречаться препятствия.
- Основная часть.
Логопед: Прежде, чем отправиться к леснику, мы с вами разомнёмся. Какой одинаковый звук слышится в словах: роза, карта, шар.
Дети: Звук [р].
Логопед: Дайте характеристику звука [р].
Дети: Звук [р]- твёрдый, согласный.
Логопед: Звук [р] обозначаем буквой Р. Чем звуки отличаются от букв?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
Логопед: Я буду называть слова, а вы первый звук замените в словах на звук [р]: мак – рак, нога – рога, кот – рот, мука – рука, хобот – робот, козы – розы. Размялись мы с вами ребята и отправимся к леснику.
Стоит избушка. В ней живут слова. (Выставляются на доску слова: ведро, рак, барабан, сыр, роза, ракета).
Чтобы попасть в избушку, нужно составить лесенку. На первой ступеньке слова, в названии которых один слог, на второй – слова, в которых два слога, на третьей – слова, в которых три слога.
Дети: Называют слова с одним, двумя, тремя слогами.
Логопед: Составили лесенку и попали в избушку. Определите положение звука [р] в словах.
Дети: Дети работают с линейкой с бусинкой.
Логопед: Отправимся дальше мы по тропинке. И вот оказались мы на Волшебной поляне. Гном рассыпал буквы. По первым звукам слов составим слово (фартук, рыба, утка, кот, тыква – фрукт).
Логопед: Идём дальше и перед нами речка.
Пальчиковая гимнастика
В тихой речке у причала
Рыбка, рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака –
Дядю Федю – чудака
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушёл хитрец. Сорвался!
В речке водится много рыбы. Давайте наловим, ребята, для лесника рыбы.
Игра “Рыболов”.
Логопед: Чтобы нам перейти речку по мостику и не замочиться, выложим схему слова “рыба”.
Дети: Выкладывают слово фишками и объясняют.
Игра с мячом “Что это”?
Врач – профессия
Грузовик – транспорт
Груша - фрукт
Логопед: Перешли мы с вами речку по мостику и попали в Школу Мудрой Совы. Сова приготовила для нас задание.
Работа со звуковыми линейками. Определить количество звуков в словах: шар, рука, карта, роза.
Дети: Работают со звуковыми линейками.
Логопед: Ребята, в лесу на нас смотрят животные.
Из – за дерева выглянула мордочка лисы. Чья мордочка?
Из – за кустов показались уши зайца. Чьи Уши?
Мелькнул хвост белки. Чей хвост?
Сверкнули глаза волка. Чьи глаза?
Дети: Лисья, заячьи, белчий, волчьи.
Логопед: Вот и подошли мы с вами, ребята, к домику лесника, а на двери схема. Что это за схема?
Дети: Это схема предложения.
Логопед: Что мы можем сказать про это предложение?
Дети: Предложение состоит из четырёх слов, первое слово начинается с большой буквы, а в конце предложения ставим точку, между словами расстояния.
Логопед: Составьте предложения по этой схеме.
Дети: Составляют предложения.
Логопед: Лесник приготовил для вас сувенир. Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: Матрёшка.
Логопед: Расставьте матрёшек по росту и прочитайте слово, которое вам сказал лесник.
Дети: Умники.
Логопед: Лесник вас похвалил и дал разрешение лисе напилить деревьев, чтобы построить прочную, деревянную избушку.
- Итог.
Логопед: Лиса благодарит и говорит вам спасибо. Какие задания вы выполняли по дороге к леснику? Что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...