Роль семьи в воспитании ребенка
статья на тему

Щекина Екатерина Васильевна

М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами поведения типичной является тяжелая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, мало­эффективная либо исключительно суровая, либо слишком сла­бая дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]

П. Лич в своих наблюдениях утверждает, что, если взрослый учит ребенка подчиняться силе и она выступает основным аргументом во взаимоотношениях родителя с ребенком, то ребенок начинает проявлять агрес­сивность к другим детям преднамеренно.[2]

Стиль воспитания в семье и личностные особенности взрослых вы­ступают как один из наиболее важных  факторов, оказыва­ющих влияние на формирование агрессии у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_vospitanii_rebenka.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Щекина Екатерина Васильевна

                                                              Воспитатель ГБДОУ Московского района № 107   г.Санкт-Петербург

                                                                               

Статья

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

Известно,  что на становление характера ребенка влияет множество факторов, например, стили воспитания в семье, характер отношений в ближайшем кругу общения, и т. п..  Рассматривая различные стили воспитания ребенка в семье, их связь с поведением ребенка и его образом жизни в целом,  Л. Пулккинен выделяет «эгоистическое обращение» с ребенком, которое приводит к становлению у детей слабого самоконтроля и являет собой, со слов  автора, «более близорукий стиль воспитания»: родители не интересуются деятельностью детей, их мнениями, чувствами. Поведение родителей  неустойчиво, несправедливо и зависит от их настроения. Постепенно, вопреки даваемым советам, ребенок "скатывается" к неправильному поведению».[3]

М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами поведения типичной является тяжелая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая, либо слишком слабая дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]

П. Лич в своих наблюдениях утверждает, что, если взрослый учит ребенка подчиняться силе и она выступает основным аргументом во взаимоотношениях родителя с ребенком, то ребенок начинает проявлять агрессивность к другим детям преднамеренно.[2]

Стиль воспитания в семье и личностные особенности взрослых выступают как один из наиболее важных  факторов, оказывающих влияние на формирование агрессии у детей. Известно, что в тех случаях, когда ребенок испытывает постоянное негативное психическое воздействие, в первую очередь со стороны взрослых в семье, значительно возрастает риск возникновения нарушений развития. Одним из вариантов нарушенного развития личности является психопатия. В качестве причин приобретенных психопатий называются:

  • неправильное воспитание;
  • условия жизни ребенка в семье;
  • психогенные воздействия, в первую очередь со стороны взрослых в семье.

Можно выделить три пути, по которым осуществляется влияние семьи на формирование личности:

1) фиксация определенного поведения путем прямого подражания тому, что ребенок видит в семье;

2) закрепление негативистических реакций ребенка (например, в условиях деспотического воспитания сначала возникают реакции угнетения, а затем, через борьбу с этим состоянием, — изменения характера);

3) прямое культивирование, подкрепление со стороны окружающих психопатических реакций ребенка.

В каждом типе неправильного воспитания совмещаются перечисленные механизмы или одновременно, или последовательно. Каждый из перечисленных выше механизмов влияния семьи на формирующуюся личность особенно значим на определенных этапах развития ребенка.

Специалисты отмечают наличие связи между тем или иным типом воспитания и появлением у ребенка конкретных особенностей характера. В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин выделяют ряд типов неправильного воспитания, наиболее характерными из которых являются: [1]

• «кумир семьи» (ребенка обожают, исполняют любую его прихоть, захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают от всех тягот);

• гиперопека (родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, стараются сделать из него «вундеркинда» или «праведника», для этого навязывают ему свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают его возможности быть с другими детьми, диктуют каждый шаг);

• гипоопека(явно недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, он большую часть времени предоставлен сам себе, его воспитанием никто не занимается);

• безнадзорность (более высокая степень гипоопеки: ребенок полностью предоставлен сам себе, никому нет до него дела);

• «золушка» (ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его систематически унижают, оскорбляют, лишают удовольствий, держат в страхе, противопоставляют другим детям);

• «ежовые рукавицы» (систематические угрозы и избиения ребенка, исключительно диктаторское отношение к нему, отсутствие ласки, тепла, поощрений). Этот тип неправильного воспитания обычно сочетается с гипер -  или  гипоопекой. [1]

Полученные этими авторами результаты в исследовании психопатий показали, что наиболее частыми типами неправильного воспитания явились гипоопека (40 %) и «ежовые рукавицы» в сочетании с гипоопекой (24 %). Выявленные статистические зависимости позволяют говорить о том, что существует зависимость формирования ядерных психопатий от гиперопеки, краевых (приобретенных) — от безнадзорности и «ежовых рукавиц» в сочетании с гипоопекой, органических — от воспитания по типу «ежовых рукавиц» в условиях гиперопеки. Условия «кумира семьи» определенно способствовали становлению истерической личности. В остальных случаях можно говорить о предпочтительности: так, возбудимым и неустойчивым детям более свойственна гипоопека в семье, психоастеникам — воспитание по типу «ежовых рукавиц» в условиях гипоопеки и безнадзорности и т. д.[1]

Таким образом, некоторые личностные особенности родителей, их стили воспитания ребенка в семье способны выступить, с одной стороны, в качестве хронически действующего психотравмирующего фактора. С другой стороны, они могут стать фоном, усиливающим, отягчающим вес других патогенных факторов развития ребенка.

Данные о влиянии состава семьи и количества детей в семье на уровень агрессивности детей очень противоречивы. С одной стороны, существует мнение М. Раттера, что дети с нарушениями поведения в основном происходят из семей, имеющих, по крайней мере 4 или 5 детей. Автор связывает это с тем, что при воспитании нескольких детей в семье происходит значительное усугубление проблем, вторую причину он видит в том, что в большой семье выше вероятность разногласий. Можно предположить, что в большой семье существенно возрастает значение личностных особенностей родителей и принятых способов воспитания — увеличение количества детей в семье на фоне других проблем ее функционирования (материальных, жилищных и т. д.) может создавать условия для многократного транслирования в детях асоциальных склонностей и способов поведения, если таковые наблюдаются у родителей. В других исследованиях, напротив, обнаружено, что чем больше количество взрослых в семье, тем менее агрессивны дети, при этом дети проявляют умение сочувствовать другому (в то же время отмечается, что при этом страдают организаторские проявления ребенка, его самостоятельность и настойчивость). Однако механизмы формирования такой зависимости на данный момент не исследованы, хотя и представляют большой теоретический и практический интерес.[4]

Список литературы:

1.  Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.

  2.  Лич  П.  Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет.- М.,1992.

  3. Пулккинен  Л.  Становление  образа  жизни с  детского   до юношеского  возраста  /Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

  4.  Раттер М.  Помощь трудным детям.- М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

Роль семьи в воспитании ребенка

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...

Роль семьи в воспитании ребенка

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...

Роль семьи в воспитании ребенка.

памятка для родителей...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.   Но перед началом разговора я предлагаю ...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...