Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.
статья по теме

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.

Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для целей воспитания, формирования детской речи,речевая коммуникация.Дети и проблемы в речевом развитии.Отношение ребенка к своему дефекту.Отношение родителей к дефекту ребенка.Выяснение причин и устранение психогенных факторов.Последовательное знакомство ребенка с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родителям18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

Становление личности человека— сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, который основан на родственных чувствах, выражается в глубокой любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

Педагоги уделяли самое серьезное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее ответственную основу формирования психологического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Семья– уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительного индивидуального взаимодействия.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи( говорение, слушание, письмо), являются постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а более старшие очень тяжело его переживают, т.к. осознают свой дефект. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико -артикуляционные связи. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту.    

По этому критерию дети делятся на 2 группы: 1)болезненно относящиеся к своему речевому дефекту; 2)безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту. Причиной болезненного отношения к своему речевому дефекту может быть: сравнение своей речи с речью других детей, насмешки детей над дефектом речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием, укоры родителей и близких родственников.

Причиной безболезненного отношения к своему дефекту может быть: неосознание своего дефекта, отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка,попустительское отношение родителей к дефекту ребенка. Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, что речь– это не самое главное в жизни, либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению не связана с активной речевой деятельностью.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит.» ,»Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся  на 4 и 5,», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки, и их дефект им не мешает.

Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект—это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка:»Ты уже большой, а говоришь, словно тебе 2 года. С такой речью тебя не возьмут в школу. Над тобой будут все смеяться» и.т.д. Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилит еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например заикание).

В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений. Даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе, порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспеваемость в обучении приводит к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком.

Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей родителей является формирование у ребенка потребности в общении.

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а так же формирование потребности в общении.

В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой на сюжетные картинки так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвященность  в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственного ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, а также собственные особенности характера, семейные отношения.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, т.к. родитель является авторитетом.

Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводиться к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка. Так, при нарушениях аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребенка не было отвращения к еде и вырабатывался положительный рефлекс на процесс кормления. Категорически запрещается кормить ребенка насильно, чередуя угрозы и обещания.

При наличии у ребенка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.

Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время доказано, что родители эффективно помогающие своим детям, вместе с тем преодолевают свои стрессовые состояния. Доказано (психологами), что эффективность работы родителей в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так  и для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...

Роль семьи в воспитании ребенка

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...

Роль семьи в воспитании ребенка.

памятка для родителей...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"

Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы  поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка.   Но перед началом разговора я предлагаю ...

Роль семьи в воспитании детей с нарушениями зрения.

Консультация о важности семейного воспитания, о проблемах воспитания в семье слабовидящего или слепого ребенка. Особенности развития детей с нарушениями зрения. Особенности воспитания и развития слабл...

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»...