Самообразование музыкального руководителя МАДОУ
материал
Самообразование музыкального руководителя МАДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_muzykalnogo_rukovoditelya_madou.docx | 38.67 КБ |
godovoy_otchet.docx | 22.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Самообразование музыкального руководителя МАДОУ№ 80 НМР РТ
Кувшиновой А.А. на 2020-2025 учебный год.
Тема Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя.
Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во время игры на музыкальных инструментах , развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.
Литература:
- Периодическое издание «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»
- Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т.Н. Девятова, 2006 г.
- Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей», Рыданова О.П. «Настроения, чувства в музыке »
- «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
- «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
- Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994, «Диагностика музыкальных способностей детей »
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика»;
- Сауко Т. «Топ-хлоп»;
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»
2020-2022 уч.год «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | «Развитие творческих способностей детей» - информационно аналитическая деятельность. Проведение диагностики музыкальных способностей. |
| Консультация для педагогов Анализ результатов диагностики. |
Октябрь | «Значение театрализованных игр на эмоциональное развитие на музыкальных занятиях в ДОУ» информационно аналитическая деятельность. | 1. Изучить литературу: журнал «Дошкольное воспитание» 2005-№11 | Выступление на кустовом методическом обьединение музыкальных руководителей . |
Ноябрь | « Самый одаренный малыш». | 1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы муз.руководителей ДОУ города. | Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах). |
Декабрь | Утренник для детей подготовительной группы «Осенний калейдоскоп». | Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание» 2012-№2 | Трансляция из опыта работы, сценария утренника на заочном Всероссийском конкурсе детских утренников, театрализованных, спортивных и цирковых представлений |
Январь | «Веселые ложки» (сценарий праздника) | Разработать сценарий. | Праздник «Веселые ложки» |
Февраль | Анкетирование родителей по теме: «Музыка и ребенок» | Разработать анкету, провести анкетирование. | Анализ проведенного анкетирования родителей. |
Март | «Создание эмоционально развивающей среды как условия социального развития пребывания детей в ДОУ» | Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2012№2 стр.107; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2011-12№ стр. 101. Конспектирование. | Консультация для родителей, выступление на родительском собрании. |
Апрель | «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника» «В гостях у Феи Флейты» (сценарий праздника) | Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект. Разработать сценарий «В гостях у Феи Флейты» (музыкально-эстетическое воспитание). | Доклад для педагогического совета. Праздник «В гостях у Феи Флейты». |
Май | «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника) Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп. | Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Незнайки», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника. Проведение диагностических исследований. | Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний». Анализ результатов диагностики. |
2022-2023 уч.год «Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование творческой группы для кружковой деятельности» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | «Роль воспитателя в обучение игре на детских музыкальных инструментах» Проведение диагностики музыкальных способностей. | Разработать конспект, подобрать литературу, изучить. Провести диагностику. | Выступление на кустовом методическом обьединение столе муз.руководителей г.Нижнекамск. Анализ результатов диагностики. |
Октябрь | «Эмоциональный компонент образования; проектирование содержания» «Осень-золотая» - (сценарий праздника в подготовительных группах), «Осенний бал» - (сценарий для старших групп) | Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Создать папку-передвижку для родителей. Образовательная область «Художественно –эстэтическое развитие» Разработать сценарии к осенним утренникам для старших и подготовительных групп. | Информационный стенд для подготовительных, старших групп. Праздники «Осень-золотая», «Осенний бал». |
Ноябрь Декабрь | Анкетирование воспитателей на тему: «Гений рождается один раз в сто лет». Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник» Т.Н. Девятовой. | Разработать анкету, провести анкетирование. Изучить программу, сформировать творческую группу для кружковой деятельности. | Анализ проведенного анкетирования среди воспитателей. Организация кружка «Звоночки» |
Январь | .«Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости» «Какую музыку нужно слушать детям» - консультация для родителей. «Музыка с мамой»- консультация для родителей | .Изучить литературу: Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет “Красота. Радость. Творчество” – авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. Написать сообщение по теме. . Оформить папку-передвижку, подобрать литературу. | Презентация из опыта работы сообщением на педагогическом совете МАДОУ №80. Папка-передвижка в группах старшего дошкольного возраста Выступление на общем родительском собрание для на базе МАДОУ №80 |
Февраль | Комплексно-тематическое планирование для кружковой деятельности | Разработать комплексно-тематическое планирование для кружковой работы. | Комплексно-тематическое планирование на 1-й год обучения. Кружок «Звоночки». |
Март | Комплексно-тематическое планирование для кружковой деятельности «Роль воспитателя в музыкальном воспитании на занятиях и в самостоятельной деятельности» - консультация для воспитателей. | Разработать комплексно-тематическое планирование для кружковой работы. Изучить публикации, используя интернет-ресурсы, решить вопрос по теме на форуме коллег. Составить конспект. | Комплексно-тематическое планирование на 2-й год обучения. Кружок «Звоночки». Презентация на педагогическом совете по изученной теме. |
Апрель | Мониторинг развития детей, занятых в кружке «Звоночки» на два года обучения. | Выделить критерии развития детей в кружковой деятельности, выработать тестовые задания. | Мониторинг дополнительного развития детей, тестовые задания для определения его уровня. |
Май | «Развитие музыкальных способностей и интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС» Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | Разработать мониторинг развития музыкальных способностей детей в соответствии с ФГОС к структуре Основной общеобразовательной программе дошкольного образования.Провести мониторинг. | Мониторинг развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
2023-2024 уч.год : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через игру на музыкальных инструментах». | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения. Провести мониторинг. | Мастер-класс «Обучение детей игре на детских шумовых инструментах». Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм. |
Октябрь | «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру на детских народных музыкальных инструментах». | Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие ». Раздел «Игра на детских муз.инструментах». Составить конспект. | Конспект по изученной теме. |
Ноябрь Декабрь | «Игра на детских музыкальных инструментах» | Изучить литературу:
| Конспекты по изученным темам: «Обучение детей игре на ДМИ»; «Ритмодекламация»; «Разучивание музыкальных произведений»; «Пальчиковые речевые игры и игры с палочками»; «Мир звуков и шумов», «Шумовые инструменты» |
Январь | «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности». «Игра на детских музыкальных инструментах – творческий вид музыкальной деятельности». | Изучить литературу: «Музыкально-театрализованная деятельность детей 6-7 лет» Э.А. Тонкова, журнал «Музыкальный руководитель», № 3, 2012 г. Изучить литературу: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др. | Консультация для воспитателей. Презентация из опыта работы на педагогическом совете МАДОУ№80. |
Февраль | Игра на детских музыкальных инструментах. «Использование игровых технологий на музыкальных занятиях». | Разучить с детским оркестром «Зимнее Рондо», Марш С.Прокофьева. Изучение опыта работы музыкальных руководителей ДОУ города. | Выступление детского оркестров СОШ № 29, посвященному празднику «23 Февраля». Конспект. |
Март | «Основные виды музыкально-дидактических игр» | Принять участие в педагогическом Интернет-форуме на Maam.ru, обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз-но-дидактических игр: «Где чьи детки?», фланелеграф, «Сколько нас поет?», «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» и т.д. | Картотека музыкально-дидактических игр. Пособия для проведения муз-но-дидактических игр. |
Апрель | «Музыкальное воспитание в семье» | Использовать образовательные интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал. | Папка-передвижка по данной теме. |
Май | «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности» Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | Использовать образовательных интернет-ресурсов, конспектировать полученный материал. Провести мониторинг. | Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совете. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
2024-2025 уч.год «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии» Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы) Провести мониторинг. | Анализ результатов анкетирования. Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм. |
Октябрь | .«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки». «Пойте своим детям колыбельные» - консультация для родителей. | Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. | Конспект по изученной теме. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы) |
Ноябрь | «В гости к музыке». 5 правил по восприятию музыки – консультация для родителей. | Изучить материал из опыта работы ,журнал «Дошкольное воспитание» 2019-№3 | Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы). |
Декабрь | Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии) | Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников. | Праздники: «Новый Год» - 1-я мл.группа; «Заюшкина избушка» - 2-я мл.группа; «Ёлочкин сон» - средняя группа; «Новый Год в Африке» - старшая группа; «Под Новый Год, под Новый Год в гости сказка к нам придет» - подг-ая группа. |
Январь | «Мир музыки и цвета» (конспект занятия). «Вокальное развитие дошкольников» | Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой. Подобрать, изучить литературу, составить конспект. | Конспект занятия в средней группе «Мир музыки и цвета». Конспект. |
Февраль | «Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста». | Подобрать методы, приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать. | Консультация для воспитателей. |
Март | «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей». «Двигательное творчество на музыкальных занятиях». | Обобщить опыт работы коллег, составить конспект. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. (импровизация движений под знакомую музыку, концерт соревновательного характера). | Конспект. |
Апрель | «Занимательные звуки» - Мастер-класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности. | Разработать план-конспект мероприятия. | |
Май | Выпускной праздник (сценарий) Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. | Разработать сценарий к выпускному празднику.Провести мониторинг. | Выпускной праздник. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о работе музыкального руководителя
Кувшиновой Альбины Альфредовны за 2020-2021 учебный год
Музыкальный руководитель – Кувшинова Альбина Альфредовна (1 квалификационная категория, стаж 25 лет, образование высшее)
За отчётный период 2020-2021 учебный год в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №80» осуществлялась работа согласно в ФГОС ДОУ по разделу «Художественно-эстетическое развитие» в следующих возрастных группах: 1 младшая группа №7; 2 младшая группа № 10 (от 3 до 4 лет); средняя группа (от 4 до5 лет) №12, №2; старшая группа (от 5 до 6 лет) №6, №3; подготовительная группа (от 6-7 лет) №8.
Образовательная деятельность осуществлялась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей и нормам СанПин.
Каждая форма занятий включала в себя слушание музыки и все виды исполнительства: пение, музыкально - ритмические движения, игра. Сфера основных видов исполнительства расширялась за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. В соответствии с ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Итоги мониторинга освоения программного материала показали, что детьми подготовительных группы, старшей группы, средней группы, второй младшей группы, материал по образовательной области «Музыка» усвоен на высоком, среднем уровне.
Данные диагностики показывают, что индивидуальная педагогическая работа с детьми дало положительный результат, но в конце года у некоторых
детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности. Высокие результаты можно отметить в разделе «Пение». Большинство детей поёт звонко, выразительно, без напряжения, правильно, чисто интонируя мелодию. Могут петь в хоре и сольно, с аккомпанементом и без него. Эти результаты достигнуты благодаря постепенной и систематической работе над развитием певческих навыков.
Наименьшая динамика прослеживается в разделе «Слушание музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, появился более устойчивый интерес к ней, но не все дети внимательно слушают музыку до конца. Дети определяют контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке, но не достаточно умеют высказываться о музыкальном произведении, подбирать соответствующие термины, сравнивать с другими произведениями. Следует в дальнейшей работе применять более эффективные игровые приемы, использовать большее количество наглядного материала (иллюстрации, игрушки), словесного (беседы, образные рассказы), делать более подробный анализ музыкальных произведений после прослушивания. А также целесообразно проводить дополнительные мероприятия по слушанию музыки вне занятий, давать рекомендации родителям и воспитателям групп: «Какую музыку слушать с детьми дома», «Какую музыку слушать с детьми в группе» и др.
Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности (регламентированной и нерегламентированной); создавать эмоциональный комфорт, чтобы способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребёнка.
Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей проводились следующие виды занятий: традиционные занятия, тематические, комплексные (1 раз в 3-4 месяца), интерактивные с использованием ИКТ.
В течение учебного года проводились праздничные мероприятия, досуги, вечера развлечений согласно годового плана:
- День знаний (сентябрь)
- «Осенние праздники» (октябрь)
- «День матери» (ноябрь)
- Новый год (декабрь)
- «Прощание с елкой» (январь)
- «День защитника Отечества» (февраль)
- «Международный женский день» (март)
- «Масленица» (март)
- «Весна» (апрель)
- «День Победы» (май)
- «До свиданья, детский сад» (конец мая)
Участвовали в конкурсе вокалистов на приз главы администрации города, где Морозова Варвара 6 лет заняла 2 место (Диплом 2 степени), также принимали участие в фестивале детского творчества.
Принимала участие в проведение тематических недель: «Неделя знаний», «Неделя национальной культуры», «Творческие недели». Интересно прошли интегрированные НОД в 6 группе (5-6лет) – Мамин день (воспитатель Мухаметшина Г.М.), в 3 группе – День победы (воспитатель – Перова Ю.И.), в 6 группе – Весна (воспитатель Каримова Т.В.)
В плане взаимодействия с педагогами в течение всего года мной проводилась активная работа: систематически, согласно плану со всеми воспитателями обсуждали и утверждали предложенные сценарии мероприятий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, занятиям.
Систематически проводились консультации и рекомендации педагогам по тем
«Роль воспитателя на музыкальном занятии»
«Элементы музыкальной ритмической деятельности»
«Музыкотерапия»
«Оформление и оснащение музыкального уголка в группе»
Хочется отметить активное участие воспитателей и узких специалистов в проведении праздников и развлечений: Смирнова С.А., Фатыхова З.А., Архипова Д.Ф., Перова Ю.И., Пасынкова М.Н., Мухаметшина Г.М.
В течение года постоянно обновлялась предметно – развивающая среда. Была сделана картотека по музыкально – дидактическим играм, слушанию. Были обновлены игры «Космос», «Повтори ритм», «Различи характер». Пополнила музыкально – дидактические игры в электронном виде: «Буратино», «Маска» «Определи по характеру», портреты композиторов.
Имею свой сайт, который пополняется сценариями праздников, видео, консультациями для родителей и педагогов, выкладываю фотоотчёты.
На следующий учебный год я ставлю такие задачи:
-. Продолжать изучать новые программы и методическую литературу в контексте с ФГОС.
-Продолжать знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет - Продолжать совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
-Продолжать совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания.
- Продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
- Продолжать принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей города, педагогических советах, семинарах.
-Продолжать организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах
- Продолжать изучать опыт работы лучших педагогов и коллег своего МАДОУ, города, области, коллег через Интернет.
- Продолжать принимать участие в профессиональных конкурсах
-Продолжать посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
-Продолжать проводить открытые занятия для коллег по работе, музыкальных руководителей города
- Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
-Продолжать вести здоровый образ жизни.
Рекомендации:
Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать оснащать фонотеку группы, музыкальный уголок музыкальными игрушками и дидактическими играми.
Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно - пространственная среда в деятельности музыкального руководителя МАДОО
Музыкальные мини-центры в группах...
Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)
Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...
Колесникова Елена Валериановна - музыкальный руководитель МАДОУ "ЦРР д/с №6 г.Шебекино "
Сценарий музыкального фестиваля «Страна детства», посвященного Дню защиты детей....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя МАДОУ № 78 в межаттестационный период (2017-2021 г.)
План по самообразованию...
Участие в тематических проверках в МАДОУ ДСКВ «Солнышко» музыкального руководителя МАДОУ ДСКВ «Солнышко» Мезенцевой Татьяны Сергеевны.
Годназвание2019«Создание условий для художественно – эстетического, музыкально – творческого воспитания детей дошкольного возраста».2021 «Владение педагогическими те...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...