Занятие «Старинная постройка». Составила Корелякова Ольга Евгеньевна
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ольга Евгеньевна Корелякова
Задачи: Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит избы с различными узорами в ряд ценнейших источников материальной и художественной культы русского народа. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров. Совершенствовать навыки работы детей с бумагой, ножницами, клеем. Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Предварительная работа: рассматривание альбома «Деревянное зодчество», рассматривание иллюстраций русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, рисование русской избы. Материал к занятию: шкатулка, спил дерева, пакля. Конструктор «Брёвнышки». Презентация «Старинная постройка». Заготовки построек, клей, клеёнки, тряпочки, фигурные и простые ножницы, цветная бумага. Содержание деятельности: - Ребята, сегодня я пришла в группу и обнаружила этот сундучок. Вот уж не знаю, откуда он у нас появился. Волшебство, какое то. Сундучок, сундучок Позолоченный бочок, Расписная крышка, Модная задвижка. Кто сундучок открывает, Тот загадки пусть отгадает. «Узнай по запаху» Ребёнок, ощутив аромат должен определить его принадлежность. Выслушиваю предположения детей и после показываю веточку с дерева. -А какие вам знакомы деревья? (ответы детей) -А зачем нужны деревья - Они дают чистый воздух, украшают жизнь людей, дают тень в летний зной, являются пристанищем для животных. Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева. СЛАЙД 2 На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы. Русь деревянная, края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют. -А почему Русь называли «деревянной»? - Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами. СЛАЙД 3 Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». СЛАЙД 4 Ранней весной начинали рубить избы. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Главным строительным материалом на Руси было дерево. Достаточно было срубить любое ровное дерево, обрубить сучья, очистить его от коры, распилить на бревна нужной длины, - и дешевый строительный материал готов. Русский крестьянин предпочитал рубить избы из сосны и ели. Эти деревья хорошо удерживали тепло и долго не гнили. СЛАЙД 5 С чего же начинали строительство? При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. СЛАЙД 6 Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом. СЛАЙД 7 - Да, хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и мастерство. Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий? (Плотники) Да! На Руси говорили: "Плотник - первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь. Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топором) - Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать. Все делалось с помощью одного инструмента - топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор - избы не построишь». Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал. Строить начинали с валки леса, стволы очищали от сучьев и коры. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. СЛАЙД 8 Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Да, русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Брёвна составляли между собой очень плотно, так чтобы щёлочки не видать. На брёвнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать. (показ деревянного конструктора) СЛАЙД 9 Сундучок приготовил ещё одну загадку. Снова нужно закрыть глаза, а угадывать вы будете на ощупь. (Дети щупают паклю) -Паклю использовали для утепления щелей между брёвнами. - А раньше использовали болотный мох. - Мох хорошо сохраняет тепло и убивает микроб. СЛАЙД 10 Скаты крыши очень напоминали крылья. С. Есенин писал: «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице». СЛАЙД 11 Крыши домов украшали "коньками" отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Это был своего рода оберег. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. СЛАЙД 12 -Ну а если хозяин был мастеровитый, он украшал свой дом: вырезал узорные наличники, ставни, полотенца, на крышу мастерил конька. Как украшали окна? В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни - значит, хозяева встали, а закрыты – значит, ещё спят или их нет дома. СЛАЙД 13 Какие орнаменты использовались в резьбе? Геометрический и растительный. А что обозначает круг? (солнце) Изображение солнца было связано с мечтой о небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. А что обозначает дуга? (радуга) Радуга на небе означала, что наступило желанное лето. Вырезав дугу, человек призывал в помощники добрые силы природы. Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость. Динамическая пауза «Стройка» Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала. Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили, и дается положительная оценка каждой постройки. - Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да). Мы сегодня будем работать не с деревом, но бумага делается именно из него, а значит и инструменты будут другие - это ножницы прямые и фигурные, клей. Они тоже требуют внимания, какие правила безопасности работы с ножницами вы знаете? - Четыре пары будут строить стены избы, двое – делать крышу, конька, полотенце, причелины и двое – наличники. «Каков строитель такова и обитель». «Каков мастер, такова и работа». (Дети выполняют работу, вместе с воспитателем собирают избу и ставят её на макет). СЛАЙД 14 *В каких домах жили люди в старину? * Рядом с чем строились дома? *Какие деревья использовали при постройки дома? *Что такое сруб? * Что использовали для утепления щелей между брёвнами? * Как называется форма крыш у деревянных домов? * Чем украшали дома? * Для чего украшали дома? * Какой орнамент использовали для украшения дома?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon derevyannye_postroyki.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы .

Слайд 3

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня» .

Слайд 4

Ранней весной начинали рубить избы. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Главным строительным материалом на Руси было дерево. Достаточно было срубить любое ровное дерево, не старое и сухое. Обрубить сучья, очистить его от коры, распилить на бревна нужной длины, - и дешевый строительный материал готов. Русский крестьянин предпочитал рубить избы из сосны и ели. Эти деревья хорошо удерживали тепло и долго не гнили. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу.

Слайд 5

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим.

Слайд 6

Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.

Слайд 7

Строить начинали с валки леса, стволы очищали от сучьев и коры. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции.

Слайд 8

. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом..

Слайд 9

Паклю использовали для утепления щелей между брёвнами. А раньше использовали болотный мох. Мох хорошо сохраняет тепло и убивает микроб.

Слайд 10

Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах.

Слайд 11

Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить "петушков" как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Крыши домов украшали "коньками" отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Это был своего рода оберег.

Слайд 12

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Слайд 13

Геометрический и растительный орнаменты использовались в резьбе. Круг обозначает солнце

Слайд 14

* В каких домах жили люди в старину? * Рядом с чем строились дома? *Какие деревья использовали при постройки дома? *Что такое сруб? * Что использовали для утепления щелей между брёвнами? * Как называется форма крыш у деревянных домов? * Чем украшали дома? * Для чего украшали дома? * Какой орнамент использовали для украшения дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио Улановой Ольги Евгеньевны, учителя-логопеда МДОУ "Усогорский сад "Аленка" п. Усогорск Республики Коми

Портфолио учителя-логопеда к новой аттестации педагогических работников...

Занятие по ПДД провела Павликова Ольга Егоровна

Это занятие по правилам дорожного движения в младшей группе. Цель этого  занятия познакомить детей с красным, желтым и зеленым цветам. Обогащать словарный запас детей....

Сценарий выпускного утренника (составила Долгачева Татьяна Евгеньевна)

Вашему вниманию представлен полный сценарий выпуксного)))...

ООД по рисованию "Старинная постройка - терем"

Конспект ООД по рисованию позволяет познакомить детей с основными архитектурными особенностями руского терема, учить изображать терем...