Доклад: «Выявление музыкально - одаренных детей"
статья на тему

Макеева Светлана Алексеевна

     Потребность общества в многочисленных одарённых личностях очевидна. Они являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоёвывая фундаментальные позиции в культуре, науке, образовании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область

Доклад:

«Выявление музыкально одаренных детей

Составитель:

Макеева С.А.

Музыкальный руководитель

   

     Потребность общества в многочисленных одарённых личностях очевидна. Они являются гарантом сохранения России в числе ведущих стран мира, завоёвывая фундаментальные позиции в культуре, науке, образовании.

     Музыкально – одаренные дети всегда были, есть и будут. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

     Музыкальные способности у всех детей проявляются по разному, кому-то дано в первые годы жизни проявить спообности достаточно ярко, эмоционально, кому-то гораздо позже.

  Чаще всего музыкальные способност проявляются между тремя и пятью годами.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одарённые

дети характеризуются некоторыми общими чертами.

С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2-3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить).

      Как показывает практика, музыкального воспитания в детском саду, дети, которые имеют задатки музыкальности готовы не просто заниматься дополнительно, а скорей всего нуждаются в этих занятиях. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Таким образом, проблема организации работы с музыкально - одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.

   Яркая музыкальная одарённость у детей не обязательно связана с абсолютным

слухом, хотя среди музыкально одарённых детей обладателей абсолютного слуха

больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одарённого ребёнка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

    Одарённые дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться

на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным способом. И с этим, возможно, связана их сильная потребность в музыке и музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

     Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).

  Для развития музыкальных способностей большое место имеет, среда в которой воспитывается и общается ребёнок.  Дети, которые достаточно чаще  получают богатые музыкальные впечатления, раньше проявляют свои музыкальные способности.

    Для музыкальной одаренности большое значение имеет музыкальная память.  К. Сишор придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл её способностью к «созданию слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения».

Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения». Л. Мейер говорил о значении музыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа. Б. Гордон, А. Бентли, В. Янг, включая музыкальную память в структуру музыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.

Существуют две точки зрения. Известно, что Б.М. Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как о самостоятельной музыкальной способности. В то же время ряд исследователей констатирует существование «ножниц» в уровнях развития у некоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, и музыкальной памяти с другой (А.Л. Готсдинер, И.П. Тейнрихс, Г.М. Цыпин, А.К. Брыль). Г.М. Цыпин считает, что «наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей... По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти».

«Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств».) Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же, как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.

         Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Стране надо растить свои таланты, от этого зависит ее будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей

Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии и с  музыкально-одаренными и с условно называемыми -нормальными детьми.Разр...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Музыкально одаренные дети»

Целью создания эксперементальной программы является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопреде...

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей в условиях ДОУ

Выявление музыкально одаренных детей. Педагогические условия воспитания музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста...

Выявление музыкально-одаренных детей с помощью музыкально-дидактических игр

Доклад "Выявление музыкально-одаренных детей с помощью музыкально-дидактических игр" ...

Авторская программа дополнительного образования музыкально-одаренных детей 5-7 лет «Музыкальная мини-студия «Жемчужинки».

Музыкально-одаренные дети имеют задатки всех качеств. Помочь им сохранить, развить  и преумножить эти качества должны взрослые - педагоги, наставники, родители....