Семинар - презентация "Народные игры в ДОУ"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Народные игры - естественный спутник жизни ребёнка, источник положительных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти сичезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Практическая значимость данного материала заключается в том, что создает условия возраждения народных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.pptx | 860.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История народных игр В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость , силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Игры народов России имеют многотысячелетнюю историю. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству и развивает физическую культуру.
Народная игра - как средство формирования гармонически развитой личности Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует у детей дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения . Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей.
По-видимому, такое широкое применение народных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение . В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор . Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цели и задачи использования народных игр в ДОУ ЦЕЛЬ: - приобщение детей к культуре народов России. ЗАДАЧИ : - познакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения, воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. - развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. - способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей .
Классификация народных игр Применение народных игр в образовательном процессе дошкольников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам : - по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народов России, вечная борьба добра против зла ); - по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности ); - по типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д .)
Картотека народных игр для младших дошкольников (2-4 года) Игра: « Салки» Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Игра : «Угадай чей голосок» Цель: Развитие слухового внимания Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: Мы собрались в ровный круг, Повернемся разом вдруг, И как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок? Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.
Игра: «Мороз Красный Нос » Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге. Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова: Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (Дети идут навстречу воспитателю.) - Заморожу! Заморожу! Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются . Игра: «Карусели » Цель : Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться. Ход игры: воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит : Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите, Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! Дети останавливаются.
Игра: «Хоровод » Цель : учить детей водить хоровод; упражнять в приседании. Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу. Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ! До того мы закружились, что на землю повалились. Бух! При произнесении последней фразы выполняют приседания . Игра: «Пузырь » Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом: Надувайся, пузырь, Надувайся велик! Раздувайся, держись, Да не рвись!
Игра: «Солнышко и дождик» Цель : учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. Светит солнышко сильнее Светит в нашу комнату Мы захлопали в ладоши, Очень рады солнышку! (дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки) Дождик, дождик все быстрей! Все под зонтик поскорей! (Бегут под зонтик) Игра : «Ручеек» Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор и двигается в перед. Он берет понравившегося ему человека за руку. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок – новый водящий.
Игра: «Дубок » Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения: У нас рос дубок вот таков, вот таков! (Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается) Корень да его — вот так глубок, вот этак глубок! (Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола) Ветки да его — вот так высоки, вот этак высоки! (руки поднимают вверх и покачивают ими) Листья да его — вот так широки, вот этак широки! (хоровод расходится, расширяется) Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д. В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.
Игра: «Мыши водят хоровод» Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят: «Мышки водят хоровод, А на печке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите! Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!» После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом» и игра повторяется сначала . Игра: «Летает - не летает» Цель: Развивать внимание, фантазию Ход игры: Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.
Картотека народных игр старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Игра: «Гори ясно» Цель : упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту . Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три !» На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Игра: « Чурилки » Цель : воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют: Колокольцы , бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги - диги - диги -дон, Отгадай, откуда звон? После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра: «Баба - Яга» Цель : продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ. Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют: Баба-Яга , костяная нога , - Дети ходят по кругу . С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр. Побежала в баньку, испугала зайку. - Из круга обратно. После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Игра: «Две тетери» Цель : Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук. Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник ». Дети идут по кругу и поют: Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу.. Останавливаются , поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова: Прилетели две тетери, Поклевали - Тетери клюют Улетели … - Улетают. Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев . «Охотник» догоняет «тетерев». Игра: «Дедушка» Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег. Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют: Уж ты дедушка седой , Посмотри хоть чуточку. Что сидишь ты под водой ? Мы пришли к тебе на час, Выглянь на минуточку . Ну – ка, тронь попробуй нас!!! « Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
Игра: «Угадай , кто зовёт?» Цель : учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух. Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют: Медведь , медведь, мы к тебе пришли. Мы к тебе пришли, медку принесли. «Медведь» ходит вперевалочку. Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду: Медведь , медведь, получай-ка мед, Получай-ка мед, угадай, кто зовет ? « Медведь кушает мед». « Медведь» закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь! «Медведь» старается угадать того, кто его позвал. Игра: «Обеги круг» Цель : учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку . Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку: Водица , водица, студеная быстрица , Обеги вокруг, напои наш луг! Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.
Игра: «Колпачок» Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют: Колпачок , колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцуй , танцуй, Сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! Водящий кружится с закрытыми глазами. Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Игра: «Кто у нас хороший?» Цель : закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения. Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий. Ванечка выполняет пружинку с поворотом. На коня садится – Конь завеселится. Плеточкой помашет – Конь под ним запляшет. Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги. Мимо сада едет – Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают. Двигается по кругу галопом. К дому подъезжает, Со коня слезает, Со коня слезает – Олечка встречает. Выбирает девочку.Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
«Игра с мишкой»
Игра «Солнышко и дождик»
Игра «Карусель»
Игра «Каравай»
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Теоретический семинар для воспитателей ДОУ...
Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...
Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...
Семинар-практикум «Играем в подвижные игры»
семинар- практикум для педагогов...
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...
Семинар - практикум: "Играем в подвижные игры вместе"
Семинар - практикум для родителей на тему: "Играем в подвижные игры вместе"...
Семинар - практикум "«Играем дома. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»
Предоставить родителям практические рекомендации по применению игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук....