Обучение детей дошкольного возраста певческим умениям
статья на тему

Рузанова Татьяна Васильевна

В статье описываются методы и приемы обучения дошкольников вокальным навыкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рузанова Татьяна Васильевна
МБУДО Центр «Созвездие» г.Балашов
Педагог дополнительного образования

Обучение детей дошкольного возраста певческим умениям

(из опыта работы)

Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.
Пение-наиболее доступный и любимый вид детской музыкальной деятельности.

 Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус, оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни.
Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому я постоянно обращаю внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки, придерживаюсь следующих принципов в работе:

1. Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;

2.При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данного возраста  (соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);

3.Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;

4.Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях;

5.Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках, концертах;

Педагогу следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Педагог  при работе с детьми обязательно должен руководствоваться принципом «Не навреди!» и относиться к детскому голосу осторожно и бережно.

Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работу по развитию вокально-хоровых навыков провожу с помощью упражнений, которые  использую на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. 

Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.Использую короткие песенки   Железновых («Петушок», «Киса», Дождик», «Идет коза» и др.)

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:

Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

                                  

Сидит баба Яга,

Очень страшная она.

Быть такими не хотим,

Очень ровно мы сидим.

 Певческим дыханием овладеть детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания.Использую упражнения: «Ветер и ветерок», «Свеча», «Надуй шарик» и др. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание.

Научить детей спокойному вдоху помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»). Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.  

 Правильное звукообразование строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом мне помогают следующие игры:

– пение с приставленной к уху ладонью;

– пропевание гласных А-Э-И-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

Главная задача педагога при работе над звуковедением – добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой работе является разучивание попевок а capella. Кроме того, постоянно   приучаю детей слышать себя и других.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».

Успешно использую в работе:

– утрированный показ;

– артикуляционную гимнастику;

– озвученную артикуляционную гимнастику;

– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.Для выработки навыка выразительной дикции использую упражнения артикуляционной гимнастики  по системе В. Емельянова («Машина», «Заборчик», «Паровоз», «Страшная сказка» и т.д.), скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Фонопедические упражнения для развития голоса по методике     Емельянова В.В.использую для  укрепления гортани и расширения звукового диапазона голоса.

Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.

Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.

     В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других. Ансамбль у детей достигается постепенно. Чтобы развить в детях навыки ансамбля и строя использую приём пения «цепочкой». Его легко освоить «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). А также используют разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Для того, чтобы дети начали песню одновременно использую жесты: взмах рукой или движение головой. Дирижирование   я использую, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или, когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике.

Методов  и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но для достижения цели необходимо  знать и любить свое дело, создать на занятии атмосферу доверия,  творчества, заинтересованности, желания достичь успеха, ориентироваться на возможности детей,   активно привлекать к сотрудничеству  родителей.

                                                 Литература

Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

 Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

 Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

 Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный   руководитель» №1-2005г., с.2

Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

 Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

 Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

 Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Игра как ведущий метод формирования коммуникативных умений при обучении детей дошкольного возраста английскому языку

Данная статья является кратким изложением педагогического опыта. В статье описывается роль игры для детей средней, старшей и подготовительной группы. Данный материал может использоваться педагогами до...

Программа по обучению детей дошкольного возраста певческому искусству "Соловушки"

В авторской программе "Соловушки" представлены основные принципы и приемы  обучения детей певческому искусству....

Педагогический блокнот по теме: «Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы.»

Развитие творческой и познавательной активности детей дошкольного возраста через умение наблюдать окружающий мир природы...

Тренинг детей дошкольного возраста «Формирование умение образовывать родственные слова».

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова, обогащать у детей словарный запас. Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами. Использование родственн...