Конспект опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК»
Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста
(дети 6-7 лет)
«Опыты с водой и льдом»
(Непосредственно Образовательная Деятельность)
Автор: воспитатель Знак Т.В.
МАДОУ №5 «Колокольчик».
г. Советск
2014
Слайд 2
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
1.Образовательные:
-Расширить представления детей о свойствах воды, с помощью элементарных опытов и наблюдений;
-Закрепить знания детей о трех состояниях воды (Твердая, жидкая, газообразная);
-Вспомнить свойства воды (Вода прозрачная, льётся, переливается, без запаха, растворяет соль, мыло);
- Сформировать у детей знания о том, какие предметы тонут, плавают в воде и почему, приучать самостоятельно, делать несложные выводы
2.Развивающие:
- Развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение);
- Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности;
- Развивать память, воображение, мелкую моторику;
- Развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, сообразительность, любознательность.
3.Воспитательные:
- Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
4. Речевые:
-Обогатить и закрепить словарный запас детей, формировать умение правильно отвечать на вопросы;
- Учить строить развернутые высказывания;
-Продолжать закреплять умение внимательно слушать речь воспитателя, не перебивать.
Предварительная работа:
1. Опытно-исследовательская деятельность («Вода», «Лёд »).
2. Опытно-исследовательская деятельность «Плавучесть предметов».
3. Беседа с детьми об источниках воды в природе.
4. Целевые прогулки « Знакомство со льдом».
Материалы:
-Глобус;
-Лед в формочке; - Емкости с водой (прозрачные контейнеры);
-Краски гуашь (желтая, оранжевая), кисточки на каждого ребенка, бумажные салфетки; влажные салфетки;
-Стаканчики по 2 на каждого ребенка;
-Соль и пустой стаканчик на каждого ребенка;
- Жидкое мыло один мерный стакан;
-Пластмассовые трубочки;
-Камешки, перья, монетки, деревянные щепочки;
-Ноутбук с видеороликом «Где живёт капелька»;
-Штатив;
-Пробирка с горячей водой;
-Предметное стекло.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это за звук? (аудиозапись журчания воды).
Дети: Это журчит вода.
Воспитатель: Интересно откуда этот звук, неужели кто – то из вас забыл закрыть кран?
Капелька: Ой, куда я попала? (из – за ширмы появляется капелька воды)
Дети: (предположительные ответы).
Слайд 3-4.
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости!
Капелька: Здравствуйте, дети. Меня зовут капелька. А вот капелька чего вам надо отгадать. (Загадывает загадку)
В морях и реках обитаю
Но часто по небу летаю,
А как наскучит мне летать,
На землю капаю опять.
Дети: Капелька воды.
Слайд 5.
Воспитатель: Капелька, а мы знаем про тебя интересный стишок (пальчиковая гимнастика)
Слайд 6.
Воспитатель: Без воды жизнь представить сложно.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без воды вам – не прожить!
Путешествует всегда Ваша спутница – вода
Слайд 7.
Капелька: Смотрите, ребята, что я вам принесла (показывает модель планеты Земля - глобус). Капелька показывает глобус и спрашивает у детей. А вы знаете что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: (Капелька передает глобус воспитателю) Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой мы с вами живем. Посмотрите, какой он пестрый. А какого цвета на нем больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: А что обозначено синем цветом на глобусе?
Дети: Вода.
Воспитатель: Конечно вода. Вода занимает 71 % всей поверхности земли, а остальное – суша.
Капелька: А интересно ваши дети знают для чего и кого нужно столько воды?
Воспитатель: Конечно, знают. Ребята расскажем капельке воды?
Слайд 8.
Игра малой подвижности с мячом «Для чего нужна вода?».
Воспитатель стоит в центре круга, дети вокруг него. Воспитатель задает вопрос «Для чего нужна вода?» и кидает мяч ребенку. Поймавший мяч должен ответить на вопрос:
- вода нужна для умывания.
- - - - - - - - - - - для купания.
- - - - - - - - - - - для питья.
- - - - - - - - - - - для готовки еды.
- - - - - - - - - - - для компота.
- - - - - - - - - - - для поливки растений.
- - - - - - - - - - -для того чтобы рыбам было где жить и так далее
Слайд 9.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по разным островам, а поможет нам в этом маленькая волшебная Капелька.
Капелька: Я отправляюсь домой в море и буду за вами наблюдать.
Воспитатель: Выберем капитана (фуражка, штурвал)
- Капитан вот тебе штурвал – это руль на корабле, давайте все хором скажем – «штурвал» (повтор 2-3 детей)
Под музыку, дети с воспитателем плывут на воображаемом корабле к первому острову:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к острову приплыви!
Слайд 10
Воспитатель: Ребята, мы приплыли на остров(№1), давайте посмотрим, что здесь интересного приготовила для нас Капелька. (Дети встают около стола полукругом)
Посмотрите, в тазике вода, какая она? (Прозрачная)
- Почему? (Мы видим дно тазика) Если опустить предмет (камень) на дно тазика, мы увидим его (ответы детей)
Давайте каждый опустит камень и сам убедится, что вода прозрачная (Действия детей, выводы)
- Вода может переливаться, она жидкая (показ)
Попробуйте сами перелить воду из стаканчика в стаканчик, старайтесь аккуратно переливать (дети делают.) У всех получилось, молодцы!
- Вода может окрашиваться в разные цвета (показ)
(показ, действия детей, ответы детей)
- На что похожа окрашенная вода? (сок, компот). Ребят, а чем пахнет вода? Давайте мы понюхаем и попробуем ее вдруг она такая же ароматная и вкусная как компот.
- Вода может растворять разные вещества, например, мыло (показ, выводы, ответы детей)
Вода прозрачная, без цвета и запаха; вода окрашивается; вода растворяет некоторые вещества.
Слайд 11.
Дыхательная гимнастика «Мыльный узор на поверхности воды» (дети через пластмассовые трубочки дуют в мыльный раствор.
Воспитатель: Вот как много интересного мы узнали на этом острове, отправляемся дальше. Капелька укажет путь к другому острову, а капитан берется за штурвал.
Физкультминутка «Пароход».
От зеленого причала оттолкнулся пароход, (дети встали)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала, (шаг назад)
Раз, два
А потом шагнул вперед, (шаг вперед)
Раз, два
И поплыл, поплыл по морю (волнообразные движения руками)
Набирает полный ход (ходьба на месте)
(Под музыку дети и воспитатель переходят к другому столу)
Слайд 10.
Воспитатель: Новый остров(№2), всё здесь неизвестно, но нам очень интересно!
- Посмотрите, какие предметы здесь лежат, (камешки, перья, монетки, деревянные щепочки) возьмите по одному, подумайте и расскажите мне о них (дети берут по одному предмету и по – очереди рассказывают о них) А теперь попробуем опустить эти предметы в воду, что с ними произойдет? (действия детей, выводы, обобщение педагога). Педагог показывает эксперимент с испарением капелек с поверхности горячей воды.
Легкие предметы держаться на поверхности воды и не тонут, а тяжелые сразу опускаются на дно
- Вот какой увлекательный остров, на нем мы узнали, какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности воды.
- Отправляемся дальше
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к новому острову приплыви!
Слайд 10.
Воспитатель: Мы приплыли на остров(№3) и что – то здесь очень холодно, посмотрите на этом острове много льда. И Капелька предлагает вам проверить, а правда ли что лед при его нагревании превращается в воду? (дети берут по кусочку льда и сжимают его в ладошке, лед начинает таять и капают капельки).
Вот какое интересное путешествие подготовила нам Капелька. А сейчас она мне шепчет, что надо скорей отправляться на другой остров, потому что там вас ждет интересный сюрприз.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к острову приплыви!
Слайд 12.
№4(На столе ноутбук, полукругом - стулья по количеству детей)
- Капелька хочет показать вам интересный фильм, про то где она живет и где любит бывать больше всего. Для этого надо тихонечко сидеть, не разговаривать и внимательно слушать и смотреть.
Видео – ролик «Где живет Капелька»
Обсуждение, впечатления детей, обобщение увиденного
– А сейчас настало время отправляться домой, в наш детский сад. Капелька поможет нам не заблудиться в море.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Наш корабль к детскому саду приплыви!
- Вот какое необычное путешествие мы с вами совершили, вам понравилось? Помогла нам в этом маленькая капелька. Давайте поблагодарим её и вспомним, что мы сегодня узнали и увидели?
(Делаются выводы и опрос детей, рассуждения)
Выводы: Вода нужна для всего живого и без нее не прожить. Воду надо беречь. Вода прозрачная, жидкая, льется, переливается, при окрашивании краской меняет цвет, растворяет разные вещества. В воде тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности воды. С водой можно играть и делать разные фокусы.
Воспитатель: Вы очень хорошо себя вели, старались, я вас очень хвалю, вы просто умницы! Капелька подготовила вам полезный сюрприз – сок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация НОД | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Задачи: 1.Образовательные: -Расширить представления детей о свойствах воды, с помощью элементарных опытов и наблюдений; -Закрепить знания детей о трех состояниях воды (Твердая, жидкая, газообразная); -Вспомнить свойства воды (Вода прозрачная, льётся, переливается, без запаха, растворяет соль, мыло); - Сформировать у детей знания о том, какие предметы тонут, плавают в воде и почему, приучать самостоятельно, делать несложные выводы 2. Развивающие : - Развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение); - Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; - Развивать память, воображение, мелкую моторику; - Развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, сообразительность, любознательность. 3.Воспитательные : - Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению; - Воспитывать бережное отношение к воде. 4. Речевые: - Обогатить и закрепить словарный запас детей, формировать умение правильно отвечать на вопросы; - Учить строить развернутые высказывания; - Продолжать закреплять умение внимательно слушать речь воспитателя, не перебивать.
Ребята посмотрите, кто пришел к нам в гости!
В морях и реках обитаю Но часто по небу летаю, А как наскучит мне летать, На землю капаю опять.
Пальчиковая гимнастика
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане И водопроводном кране. Как сосулька - замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем. Мы привыкли, что вода, Наша спутница всегда. Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без воды вам – не прожить! Путешествует всегда Ваша спутница – вода!
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Наш корабль к острову приплыви!
Игра малой подвижности с мячом «Для чего нужна вода?».
«Отправляемся в путешествие по островам!»
Дыхательная гимнастика «Мыльный узор на поверхности воды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»
Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...
конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»
Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
НОД для расширения кругозора дошкольника по теме «Магнетизм»...