Образование по Монтессори.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Образование по Монтессори - это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", - говорила Мария Монтессори.
Она доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания. В период от трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. А в следующий период (до 9 лет) он становится на позицию "исследователя окружающего мира".
Согласно методике Монтессори, для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, "впитывает" правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. Эту среду ребенок воспринимает и сознательно, и неосознанно, свободно проявляя себя в разных видах деятельности.
Подготовленная среда должна окружать ребенка в течение всего дня и максимально приближаться к домашней. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым "Монтессори-материалам". Это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы, и т. д.), таблички, дощечки, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некоторые из них имеют характерный цвет (например, розовая башня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели - например, глобус "континенты", на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.
Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть, около ста лет. Производят их в США, Голландии, Индии, Шри-Ланке и ... с 1995 года в Омске.
В целом, около 90% учебного времени в детских садах по системе Монтессори занимает свободная самостоятельная работа с учебным материалом. Ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня Катя хочет поливать цветы, в другой день - подметать пол, в третий - рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими.
С возрастом деятельность детей усложняется. Например, они измеряют температуру воды в разных сосудах, собирают разные созвездия по образцам из картонных или пластмассовых звезд и пр. Некоторые учебные упражнения требуют минимума предметов. Например, для упражнения "Переливание из одного сосуда в другой" нужны лишь два стеклянных прозрачных кувшина, поднос, губка и сама вода.
Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.
В методе Монтессори есть такое понятие как трехступенчатый урок. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный запас.
Это три ступени или этапа единого целого. Причем, прохождение этих ступеней может занять самое различное по продолжительности время.
1 ступень – это ступень знания.
Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Учитель говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Учитель говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.
2 ступень – это уровень опыта.
Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.
На этой ступени учитель дает ребенку задания типа: «Дай мне … Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом учитель не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, учитель возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее»/
Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года.
Пока учитель не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.
3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.
На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает.
Важный момент - учитель не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.
Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Игротека Монтессори"
Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых веще...
Доклад "Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования"
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.Новые со...
Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.
В статье раскрыта особенность педагогической системы Монтессори, которые определяют её актуальность в современном ДОУ. Дано описание истории развития оригинальной системы, её основные идеи ...
Отчет о работе кружка дополнительного образования "Капелька" по методике М. Монтессори
Отчет о работе кружка дополнительного образования "Капелька" по методике М. Монтессори...
СООТВЕТСТВИЯ М.МОНТЕССОРИ ОСНОВНЫМ ИДЕЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отражены основные направления системы М.Монтессори, соответствующие основным принцыпам и подходам ФГОС ДО....
Статья "Образование по Монтессори"
Статья повествует о методе Марии Монтессори, ее основные принципы, задачи и цели, плюсы и минусы применения в современном мире на современных детях....
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Круг Монтессори»
Паспорт программы Наименование программы«Круг Монтессори"Реквизиты образовательного учреждения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ...