"Мир на кончиках пальцев"
проект (младшая группа) на тему

Пономарева Ольга Демьяновна

 

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Предлагаемый проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир на кончиках пальцев»

Паспорт творческого проекта «Мир на кончиках пальцев»

Автор проекта: воспитатель I квалификационной категории Пономарева О.Д.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: долгосрочный (октябрь –  май).

По профилю знаний: многопредметный.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.

Участники - дети 1 младшей группы.

Актуальность проблемы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Гипотеза: 

Художественно – творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Формы работы с детьми:

• Дидактические игры

• Занятия (НОД)

• Экспериментирование

• Знакомство с иллюстративным материалом

Предполагаемый результат:

• Проект научит детей использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные способы рисования и аппликации.

• Поможет развить у детей творческое воображение и эмоциональную отзывчивость.

• Сформирует практические навыки работы с бумагой, цветом. Дети бережно будут, относятся к цветам, смогут назвать и различать цвета.

Реализация проекта «Мир на кончиках пальцев»

I. Вовлечение в деятельность

Объявление о реализации проекта «Мир на кончиках пальцев».

Октябрь - желтый цвет.

Ноябрь – красный цвет.

Декабрь – синий цвет.

Январь – белый цвет.

Февраль – коричневый цвет.

Март – зеленый цвет.

Апрель – черный цвет. 

Мелкую моторику рук развивают:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

II. Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Сентябрь

Воспитатель:

 Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Сотрудничество с родителями:

Консультации:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

«Игры на развитие моторики рук»

Памятка «Рука развивает мозг».

Фотоотчет «Наши успехи»

Основной этап

Октябрь

1. Дидактическая игра «Чудесный домик» (авторская игра)

2. Лепка «Покормим курочку»

3. Рисование «Красивые листочки»

4. Аппликация «Колобок покатился по лесной дорожке»

5. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ноябрь

1. Дидактическая игра «Весёлая гусеница»

2. Рисование - экспериментирование «Волшебная кисточка»

3. Дидактическая игра «Что катится?»

4. Рельефная лепка из пластилина «Виноград»

5. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

 Декабрь

1. Дидактическая игра «Чтение потешек».

2. Лепка «Снег идет»

3. Рисование ватными палочками «Елочка нарядная на праздник к нам пришла»

4. Аппликация (коллективная) «Пушистая тучка»

5. Пальчиковая гимнастика «Прятки»

Январь

1. Лепка (из соленого теста) «Снежные комочки»

2. Аппликация (бумажные салфетки) «Снеговик – великан»

3. Пальчиковая гимнастика «Зима»

Февраль

1. Дидактическая игра «Найди пару»

2.Рисование «Разноцветные клубки»

3. Лепка «Птенчик в гнездышке»

4.Экспериментирование «Выжми мочалку»

5. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»

Март

1. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

2. Рисование «Мыльные пузыри»

3. Лепка «Пятнышки для божьей коровки»

4. Экспериментирование «Поплывет или утонет»

5. Пальчиковая гимнастика «Капустка»

Апрель

1. Лепка «Улитки»

2. Рисование (цветные карандаши) « Колючки для Ёжика»

3. Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»

4. Конструктивная игра «Домик»

5. Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Май

1. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

2. Лепка «Салют»

3. Рисование по замыслу.

4. «Игры с водой»

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

III. Заключительный этап.

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

    Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

     Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты  работы видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

Список использованной литературы

1.Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.

2.‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.

4.Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

5.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1993.

6.Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.В.Галанова. Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 е., ил.- (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

7.Хазиева Р. К. 55 развивающих игр для малышей от года до трех. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 48 с.: ил. – (Серия «первые шаги»).

8. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 е.- (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...