Консультация для педагогов. "Создание экологического проекта"
консультация на тему
. Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно -образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya_dlya_pedagogov_sozdanie_ekologicheskogo_proekta.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18
Консультация для педагогов
«Создание экологического проекта»
Составил: воспитатель
Лембурова Наталья Андреевна
Ст. Новомалороссийская
2016
Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ, а также на курсах повышения квалификации. Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения. Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно -образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.
Цель проектной деятельности.
Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.
- Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
- Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование).
- Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).
- Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
- Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
Основные требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).
- Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.
- Структурирование содержательной части' проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
- выдвижение проектной гипотезы;
- поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.);
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем
для исследования;
- распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).
Содержание проектной деятельности.
- Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период.
- Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы действий.
- Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).
- Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.
5. Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса.
Цель презентации:
- предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов;
- обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу;
- обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Критерии оценки:
• презентации - по технологии проектной деятельности;
• защиты - по содержанию и владению материалом представленного проекта.
- Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.
- Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.
Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности.
- Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых), мониторинг качества обучения дошкольников по теме проекта.
- Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение.
- Формирование проектной группы, разработка сценария проекта.
Функциональные обязанности руководителя проектной группы.
- Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулирование концептуальной идеи, темы проекта.
- Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности.
- Детализация содержания, структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта.
- Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов.
- Проведение консультаций с членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта.
- Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
- Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.
Механизм стимулирования работы членов проектной группы.
- Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование).
- За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект - это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
Детям необходима свобода выбора. Кто-то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т. д. Свобода выбора реализуется также при определении объекта исследований. Ребенок должен почувствовать, что это именно его выбор. В процессе работы по проекту в вопросах, действиях ребенка проявляется его индивидуальность. Исследования, организованные в разных группах, будут различными. Их интересно обсуждать, сравнивать! В процессе реализации проекта ярко проявляются характеры детей, их психологические особенности.
Относитесь к наблюдениям детей серьезно. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Как можно чаще хвалите их: похвала взрослого - прекрасный стимул для них.
Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то сделал ошибочный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов ненавязчиво вместе с ребенком проанализируйте его вывод, чтобы он сам понял, в чем не прав. Дети необыкновенно искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко свести на нет повелительным окриком, указанием на ошибки, повышенной требовательностью. Ребенок не должен бояться ошибиться!
Старайтесь избегать надзирательства, морализаторства. Дети ничего не должны - это педагог должен деликатно подвести их к пониманию правил поведения в природе. Экологически грамотное поведение основывается на понимании, а не на запоминании.
Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность. Эти качества - залог успеха реализации проекта. Иногда кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прервать У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка в конце концов согласитесь с ним.
В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств - и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно также поддерживать и развивать эмоциональное отношение дошкольников к проблеме. Именно в этом возрасте дети после специальной подготовки способны воспринимать объекты растительного мира как живые существа. Ведь и в сказках многие растения ведут себя как живые существа.
Помогайте видеть необыкновенное в повседневном. В процессе изучения объекта, явления, на которые ребенок раньше не обращал внимания, они открываются для него в новом качестве, он узнает много нового, неожиданного, необыкновенного.
Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные. Только так можно увидеть сезонные изменения в природе.
Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников. Исследуя предмет, им хочется доказать, что он - самый лучший, самый необыкновенный. Поддерживайте в них эту уверенность. Ребенок должен чувствовать ответственность за свой объект, уметь передать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога. Чтобы дети почувствовали это, расскажите им о своих любимых объектах исследования в заданной области.
Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.
Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи: им просто хочется придумать что-нибудь такое, что сделало бы их объект исследования особенным. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
Важно творчески развивать идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.
Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка. Многие родители по собственной инициативе подключаются к работе с детьми; им нужно помочь выбрать предмет исследования, оформить вместе с ребенком альбом наблюдений, рассказать о своем, опыте проектной деятельности. Тем самым работа в рамках проекта способствует формированию и поддержанию семейных традиций, совместной работе детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Создание экологического проекта».
Консультация предназначена для педагогов и содержит основные этапы организации проектной деятельности в ДОУ....
Консультация для педагогов"Создание условий для экологического воспитания в детском саду"
Консультация для педагогов «Создание условий для экологического воспитания в детском саду»Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание ус...
Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»
Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования....
Консультация для педагогов "Создание условий для развития детской инициативы через систему краткосрочных проектов"
Проектирование - один из методов оранизции образовательной деятеьности, которое формирует активную и инициативную позицию дошкольника....
Консультация для педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе длясамостоятельной двигательной активности детей «Чтобы сделать ребенка умным...
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...