Метод « Sand-ART». Психотерапевтические ресурсы рисования песком.
материал на тему

Штода Татьяна Михайловна

Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем...
                                                         Иоахим  Рингельнац 

 «Детский песок»


Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.  А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. В 2007 году не многие специалисты знали о том, что такое песочная анимация и такой метод психолого-педагогической практики, как рисование песком, но уже в это время Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком. Сначала - на подносах и тарелочках, а потом - на специальных столах со световой подсветкой, которые  конструировала вместе со своим мужем, Александром Сосниным. И в течение двух лет успешно развивала данное направление на практике. Её знания и умения в области педагогики, психологии и искусства соединились в авторской методике, по которой она вела занятия живописью и рисованием песком. Анализируя результаты своей работы, Марина обратила внимание, что  занятия песочным рисованием не только развивают детей, но и помогают им избавляться от психологических проблем: дети, которых можно назвать стеснительными и тревожными становились более смелыми и активными, а дети, которые были слишком активными, неусидчивыми, шумными и не могли пяти минут усидеть на месте, с удовольствием занимались по 30 минут и потом родители отмечали, что и, в целом,  дома они стали более спокойными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnee_peska_net_dlya_detey_zabavy.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши

Метод « Sand-ART».
Психотерапевтические ресурсы рисования песком.

Педагог-психолог Штода Т.М.

Г.Россошь 2016

Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем...
                                                         Иоахим  Рингельнац 

 «Детский песок»


Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.  А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. В 2007 году не многие специалисты знали о том, что такое песочная анимация и такой метод психолого-педагогической практики, как рисование песком, но уже в это время Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком. Сначала - на подносах и тарелочках, а потом - на специальных столах со световой подсветкой, которые  конструировала вместе со своим мужем, Александром Сосниным. И в течение двух лет успешно развивала данное направление на практике. Её знания и умения в области педагогики, психологии и искусства соединились в авторской методике, по которой она вела занятия живописью и рисованием песком. Анализируя результаты своей работы, Марина обратила внимание, что  занятия песочным рисованием не только развивают детей, но и помогают им избавляться от психологических проблем: дети, которых можно назвать стеснительными и тревожными становились более смелыми и активными, а дети, которые были слишком активными, неусидчивыми, шумными и не могли пяти минут усидеть на месте, с удовольствием занимались по 30 минут и потом родители отмечали, что и, в целом,  дома они стали более спокойными.
О своих наблюдениях Марина рассказала  специалисту Ольге Никитиной , имеющему специальное психологическое образование и опыт работы, предложив создать совместную программу, которая впоследствии была названа «Метод Sand-Art. Психотерапевтические ресурсы рисования песком и уже в 2011 году были разработаны  основные технологии обучения песочному рисованию «Sand-Art» для детей и взрослых, которые помогают снимать психоэмоциональное напряжение, развивать художественные способности, формировать навыки саморегуляции  и стрессоустойчивости.

Решение образовательных и развивающих задач в технике «Sand-Art»:
      -обучение основам чтения, письма и рисования;
      -развитие познавательных процессов;
      -расширение кругозора и общей осведомленности;
      -развитие мелкой моторики и координации движений;
      -развитие воображения и творческих способностей.
Психотерапевтическое  использование  песочного рисования «Sand-Art»:
     - диагностика;
      -формирование навыков конструктивного общения;
       -облегчение периода адаптации;
      -семейные конфликты;
      -коррекция детско-родительских отношений;
      -формирование адекватной самооценки, работа со страхами;
      -стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния.
В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детками акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком – обладает художественным и терапевтическим  достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект
Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннююсвободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неоПобочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии :

Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков.  И сам материал -песок- необыкновенно приятен.

Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.

Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.

Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что черезстимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.

Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга,

Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием

1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;

2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот.

3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;

4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

5. После игры надо убрать все  на свои места.

Знакомимся со способами засыпания поверхности стола:

• Просеивание,
• Расхлопывание,
• Дождик,
• Торнадо,
• Волна.
Методики рисования песком:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
Материалы для рисования:

-световые столы с подсветкой,

-кинестетический песок

-фигурки сказ. персонажей, людей животных
• использование кондитерского шприца,
• использование массажного мячика,
• использование ситечка,
• выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,

• использование трафаретов,

• использование декоративных украшений.

При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами.

Обязательные  этапы занятия:
Ритуал приветствия. Всегда здороваемся с песочком.
- Рисование на световом столе. Чаще всего сопровождается музыкой.
-Пальчиковая гимнастика. Накладываем на стол.
-Физ минутка.
Прощание с песочком.
1.Учусь владеть чувствами, добрые и мудрые книги Э. Крейри поможет детям разобраться в своих чувствах и решить, как правильно на них реагировать

2.Превращение фигур. Развитие воображения.

3.Работа со страхами.

4.Общеразвивающие занятия по темам недели.

5.Совместные занятия с родителями.

6.Работа с пед.коллективом.

7.Подготовка к школе.


Проблемы поведения детей: агрессивность,  непослушание,  гиперактивность.

Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.

Семейные проблемы: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства.

Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком и это совсем не удивительно - рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

4. Простота. Необходим стол-планшет с подсветкой и специальный песок.

5. Возраст ребенка. Рисовать могут даже годовалые дети.

6. Эстетичность. Выполненные ребенком  рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.

7. Пластичность. Для того  чтобы изменить рисунок не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу. 

Рисуем песком, кидая его на святящийся стол или наоборот сметая пальцами – всей ладонью,  оставляя следы на песочном холсте. Это чудо снимает стрессы, страхи, переживания, напряжение у взрослых и детей. Конечно же развивает внимание, память, воображение, тренирует мелкую моторику рук, ну и главное, что можно будет путешествовать по разным странам, узнавая, что растет там и кто  живет в них, разыгрывать сказки и истории-ведь это  ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ.

Песочная анимация или рисование песком-это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет свой внутренний мир. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей,  и дает возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку,  дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения,это   делает его средством для развития и саморазвития ребенка.  

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.  Создание картины песком  – увлекательный процесс, он  затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Sand Art –использование метода рисования песком в ДОУ

В статье рассмотрены возможности использования метода Sand-Art в ДОУ и домашних условиях....

"Sand Art. Приемы рисования песком"

Sand art. Приемы рисования песком...

Презентация Технология «Sand-art» (пескография) или рисование песком на световом столе»

Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достатке,Течёт он нежно так сквозь  руки,Что не сравнить его ни с чем&helli...

Буклет   «Sand-art» (пескография) или рисование песком на световом столе

В буклете указаны ссылки для углублённого изучения темы «Sand-art» (пескография) или рисование песком на световом столе и краткое описание работы по направлению....

Памятка: «Sand – art» Искусство рисования песком.

Памятка для педагогов и родителей для работы с детьми...

Мастер -класс Песочная терапия, рисование песком (метод Sand-art)

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.Задача,...