Программа взаимодействия с родителями группы № 3 на 2018-2019 учебный год.
рабочая программа (младшая группа)
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vzaimodeystviya_s_semey_2018-2019.docx | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета протокол № ___________ Агафонова Е.Ю.
от " " августа 2018 г. заведующая МБДОУ детский сад
комбинированного вида №3 "Ручеек"
СОГЛАСОВАНО приказом №498
на родительском собрании от "31 " августа 2018 г.
группы общеразвивающей направленности №3
от "31 " августа 2018г.
Программа взаимодействия с родителями группы № 3 на 2018-2019 учебный год.
Воспитатель: Варламова Ю.П.
Городской округ г. Выкса
Введение
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.
В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество – общение на равных, когда нет привилегии, указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому педагогический коллектив начал работу над следующей задачей: сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями.
Пояснительная записка
Координальные изменения в социально – экономическом устройстве России поставили перед образованием принципиально новые задачи, решить которые призвана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1756 – р). Одним из приоритетных направлений решения этих задач в условиях модернизации образования является взаимодействие образовательного учреждения с семьей (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 90 / 30 – 16). Важной составляющей взаимодействия является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001год). Применительно к системе родители – дети, целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей. Просвещение родителей направлено на их ознакомление с передовым опытом в области воспитания и обучения детей. Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Цель программы: сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное.
Задачи программы:
- Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ».
- Привлечение родителей к ЗОЖ, повышение уровня знаний родителей о формах и методах оздоровления детей.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Организация совместной деятельности по созданию условий для личностного становления ребёнка.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
6.Активизация родителей посредством детско-взрослых проектов.
Ожидаемые результаты:
- Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.
- Гармонизация детско-родительских отношений.
Актуальность
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и наставником.
Основные направления программы сотрудничества ДОУ с семьей:
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в деятельности ДОУ.
- Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ.
- Создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.
- Обеспечение условий для привлечения родителей к контролю за деятельностью ДОУ.
Показателями степени включения родителей в деятельность ДОУ являются:
- Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
- о деятельности воспитателя;
- о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
- Владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Высший уровень проявления этих показателей является критерием влюченности родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения (организации) и семьи.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании.
Основные направления реализации программы.
Реализация программы рассчитана для работы с детьми 4 - 5 лет.
Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребёнка |
Информационно – аналитический блок |
Практический блок |
Наглядно – информационные формы взаимодействия |
Досуговые формы Взаимодействия |
Познавательные формы взаимодействия |
Информационно-аналитический блок
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Второй блок – практический
Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Досуговые | Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. | Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Спортивный праздник с родителями», участие родителей и детей в выставках, конкурсах |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, походы |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей. Информационно- просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий, библиотека игр и упражнений |
Контрольно-оценочный блок
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия (в нашей группе используется книга отзывов). Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Оценка эффективности программы
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.
Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.
Список литературы
Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
Прохорова Г.А. «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое издание «Айрис Пресс»
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 – 2013 уч.г. / составила Пляскина Е.В. – с. Троицкое: РМК, 2013 – с.60
Интернет – ресурсы: сайты МААМ. ru и nsportal.ru
Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.
Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с №497.
Монастырский В.А., Каримова Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы..
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб.пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Партнёрство с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности.
Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи по работе с семьёй:
- постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;
- повышать психологическую компетентность родителей (законных представителей). Учить родителей (законных представителей) общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; не травмирующим приёмам управления поведением детей;
- убеждать родителей (законных представителей) в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста;
- учить родителей (законных представителей) разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;
- создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей (законных представителей) в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;
- помогать родителям (законным представителям) правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями;
- постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.
Основные направления взаимодействия с семьями детей:
- обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;
- формирование здоровья детей (родителями совместно с педагогами групп и специалистами, медицинской и психологической службами), построение индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка;
- обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада);
- предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте;
- создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;
- создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.
Формы сотрудничества с семьей
Реализация программы взаимодействия с семьей группы №3 на 2018-2019 учебный год.
Время проведения | Активные формы работы | Наглядная информация | Индивидуальная работа | Цель | Ответственные |
Сентябрь | 1.Анкетирование «Что вы ждете от детского сада в учебном году?» | «Режим дня», «Правила для родителей», «Расписание НОД», «Советы логопеда», «Советы психолога». | Беседы с родителями, советы по подготовке детей к учебному году. | Анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада. | Воспитатели Родители Психолог |
2.Групповое родительское собрание «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год» | Памятка для родителей «Особенности детей 3-4 лет». | Индивидуальные беседы с родителями. | Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей; выборы родительского комитета. | Воспитатели Психолог | |
3. Печатная информация | Папка – передвижка «Осень» | Помощь в оформлении | Воспитатели Родители | ||
Октябрь | 1.Консультация «Речь детей 3-4 лет» | Памятка для родителей «Как развивать речь детей в домашних условиях» | Индивидуальные беседы. | Выявление уровня знаний родителей по данной теме. | Воспитатели |
2.Участие родителей в конкурсе «Дары природы» | Выставка поделок из овощей. | Индивидуальные поручения, просьбы. | Вовлечение родителей в совместное творчество с детьми, участие в воспитательно-образовательном процессе | Воспитатели Родители | |
3.«Праздник осени» | Приглашения для родителей на праздник. | Организационные вопросы, помощь в приготовлении атрибутов к празднику. | Получение положительных эмоции, улыбок от группового праздника; дать почувствовать свою значимость и необходимость на празднике. | Воспитатели Родители Музыкальный руководитель | |
4. Участие в однодневном проекте «День открытых дверей» | Приглашения для родителей. | Организационные вопросы, индивидуальные просьбы. | Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. | Воспитатели Родители Специалисты | |
Ноябрь | 1.Беседа «Профилактика простудных заболеваний» | Консультация «Внимание, Грипп!» | Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. | Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. | Воспитатели Родители Медсестра |
2.Участие в конкурсе «Мама – рукодельница» | Объявление о проведении конкурса, выставка работ мам. | Помощь в оформлении и проведении выставки. | Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. | Воспитатели Родители | |
3.Семинар-практикум «Дидактические речевые игры» | Приглашения для родителей | Помощь родителям в создании домашней развивающей речевой среды. | Дети Воспитатели | ||
Декабрь | 1.Участие в семинаре-практикуме «Су-Джок терапия» | Изготовление буклетов, презентация «Су-Джок терапия» | Мастер-класс по использованию шариков «Су-Джок» | Знакомство родителей с новым атрибутом, способствующим развитию мелкой моторики рук. | Воспитатели Инструктор по физической культуре Логопед Родители |
2.Конкурс поделок «Новогодний лес» | Объявление о конкурсе. | Советы по участию в конкурсе. | Привлечение родителей к совместному творчеству. | Воспитатели Родители Дети | |
3.Новогодний праздник | Новогодние приглашения, памятка «Как вести себя на детском утреннике» | Беседы о проведении утренника, помощь в изготовлении атрибутов для утренника. | Вовлечение родителей в жизнь детского сада, получение положительных эмоций от праздника. | Воспитатели Родители Дети Музыкальный руководитель | |
4.Печатная информация | Папка-передвижка «Зима». | Помощь в оформлении. | Воспитатели | ||
Январь | 1. Консультация «Важность чтения и обсуждения прочитанного вместе с детьми». | Оформление информации на стенде. | Индивидуальные беседы, подбор художественной литературы для родителей. | Приобщение родителей к семейному чтению. | Воспитатели |
2.Буклет для родителей «Наши пальчики». | Индивидуальные беседы | Повышение педагогической культуры родителей, просвещение по вопросам развития мелкой моторики рук. | Воспитатели | ||
3. Родительское собрание «Наши успехи». | Подбор методической литературы для родителей, выставка детских рисунков, информация от инструктора по физической культуре. | Индивидуальные беседы по теме «На что обратить внимание». | Подведение предварительных итогов достижений детей. | Воспитатели Родители | |
Февраль | 1. Консультация «Зимние забавы, активный отдых в семье». | «Давайте поиграем», «Роль активного отдыха в жизни детей и родителей» | Индивидуальные беседы, советы. | Приобщение к здоровому образу жизни, укрепление здоровья детей и родителей. | Воспитатели Инструктор по физической культуре |
2. Участие родителей в однодневном проекте «Зимние виды спорта». | Оформление информации на стенде, приглашения. | Помощь в подборе необходимого спортивного инвентаря (клюшки, лыжи, санки) | Создание единого образного пространства: детский сад – родитель, приобщение к здоровому образу жизни. | Воспитатели Дети Родители | |
3.Печатная информация. | «Наблюдения в природе», «Советы логопеда», «Гиперактивные дети». | Индивидуальные беседы, советы | Воспитатели | ||
Март | 1.Печатная информация | Папка-передвижка: «Весна» | Помощь в оформлении | Воспитатели | |
2.Праздник для мам | Выставка рисунков «Мамочка любимая моя». Приглашения, подарки для мам. | Помощь в подборе атрибутов для праздника. | Воспитание дружеского взаимоотношения между родителями и детьми, родственных чувств, нежного отношения к мамам. | Воспитатели Музыкальный руководитель Дети | |
3.Консультация «Развитие речи в различных видах деятельности» | Советы и рекомендации, беседы. | Просвещение родителей по вопросам развития речи. | Воспитатели Родители | ||
4.Консультация «Наши руки не для скуки» | Оформление информации на стенде «Игры на развитие мелкой моторики рук», «Веселая клеточка». | Ответы на интересующие вопросы, советы, индивидуальные беседы. | Просвещение родителей по вопросам развития мелкой моторики. | Воспитатели | |
Апрель | 1.Консультация «Дорога и дети». | Памятки «Осторожно, дорога!», «Азбука дорожного движения». | Повышение педагогической культуры родителей. | Воспитатели | |
2.Тематическая выставка «Правила дорожные знать каждому положено» книги, дидактические пособия, игры. | Выставка детских работ «Сигналы светофора». | Помощь в оформлении | Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД. | Воспитатели | |
3. Весеннее развлечение «Пришел Федул – теплом подул! | Объявление о проведении развлечения. | Помощь в подборе атрибутов для развлечения. | Создание положительного эмоционального настроения. | Воспитатели Родители Дети Музыкальный руководитель | |
Май | 1.Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. | Объявления о мероприятиях. | Организационные вопросы. | Реализация единого воспитательного подхода по развитию патриотических чувств у детей 3-4 лет. | Воспитатели Родители Дети |
2.Консультация «Семейные традиции». | Оформление информации на стенде « Как провести выходной день с ребенком», «Советы логопеда», «Советы психолога». | Ответы на интересующие вопросы. | Привлечение внимания родителей к крепости семейных отношений; выявление волнующих вопросов по данной теме. | Воспитатели Родители Логопед Психолог | |
3. Итоговое родительское собрание: Презентация: «Отчет работы за 2018-2019год». Выступления логопеда, психолога. | Объявление, фотовыставка, выставка детских работ. | Помощь в оформлении фотовыставки. | Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Наметить план совместной работы на следующий учебный год. | Воспитатели Психолог Логопед Родители. |
Воспитатель:
Варламова Ю.П.
Городской округ город Выкса 2018 -2019гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018 – 2019 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖ...
План взаимодействия семьями воспитанников на 2018 – 2019 учебный год.
План взаимодействия семьями воспитанников на 2018 – 2019 учебный год....
Перспективный план взаимодействия с родителями на 2018-2019 учебный год. Подготовительная к школе группа.
Планирование работы с родителями (законными представителями) подготовительной к школе группы....
Примерный план взаимодействия с родителями на 2018-2019 учебный год
В материале представлен примерный план работы с родителями в старшей группе....
План по взаимодействию с семьей на 2018 - 2019 учебный год.
План по взаимодействию с семьей на 2018 - 2019 учебный год....
Рабочая программа воспитателя группы по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей группы раннего возраста (1,5-3года)
Программа для детей группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: ф...
План взаимодействия с родителями на 2018-2019 учебный год
План взаимодействия с родителями во второй младшей группе на 2018-2019 учебный год...