Учимся навыкам самообслуживания через сказку.
статья (младшая группа) по теме

Кафарова Маргарита Наримановна

Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для психического развития ребенка в целом, является важным шагом на пути к его независимости и очень влияет на самооценку ребенка.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности.

Обучая детей 3-х лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.

Поэтому требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Учимся навыкам самообслуживания через сказку.

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Повышается активность ребенка и он стремится быть самостоятельным, потому что появляется вера в свои способности.

Расти – это, прежде всего, учиться все делать самому.

Ребенок начинает сознательно управлять своим поведением, самостоятельно намечает цель, но быстро утомляется, т.к. внимание его неустойчиво.

Повзрослеть – это значит обрести независимость и главная особенность этого возраста выражается во фразе «Я – сам!»

Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для психического развития ребенка в целом, является важным шагом на пути к его независимости и очень влияет на самооценку ребенка.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности.

Обучая детей 3-х лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия.

Поэтому требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Всего несколько строк в программе о формировании простейших навыков самообслуживания:

 - научить детей есть, умываться, одеваться и раздеваться самостоятельно.

Но сколько нужно вложить сил, кропотливого труда и терпения, чтобы научить ребенка каждый день обслуживать себя. И как важно, чтобы сформировался у ребенка навык, который в дальнейшем превратился бы в привычку.

Решающее значение имеют игровые приемы, которые позволяют воздействовать на ребенка активно.

В возрасте 3-4 лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Учитывая то, что память в этом возрасте непроизвольна, т.е. ребенок не ставит перед собой цели что-нибудь запомнить, а запоминает легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые отвечают за зрительно – эмоциональную память. Это значит, что он в состоянии запомнить всю картину целостно. Это особенно важно, т.к. ребенок еще не может отделить важное от второстепенного, потому что он еще не знает мир.

Все события, действия, образы, словесный материал, который вызывает у ребенка эмоциональный отклик, легко запоминаются. Чем более осмысленней материал, тем более эффективнее запоминание. У ребенка в это время колоссальная жизненная энергия, очень высокая познавательная активность и радость открытия целого мира. Ученые выяснили, что к 3-м годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя, как личность. Он начинает понимать, что он неповторим.

Вот в это время мы и начинаем его с помощью сказки вводить в мир самообслуживания, легко и непринужденно.

 Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки. А это значит, научим детей аккуратно и весело складывать вещи в шкафчик.

СКАЗКИ

Гномик Тили – Бомик (порядок в шкафчиках).

Жил – был веселый гном Тили - Бом. Он был такой веселый, что не хотел жить в мрачном лесу, а ему нравилось быть там, где везде весело, где всегда все дружат. Вот и решил он поселиться в самом аккуратном шкафчике в  детском саду. Ночью он спал в нем, а утром его будил колокольчик на колпачке, гномик сладко потягивался и напевал свою веселую песенку:

                                «Хорошо я тут живу,

                                 Гном Тили - Бом!

                                 Песню весело пою:

                                «Динь-динь, дон!»

После этой песенки он крутил головой и превращался под звон колокольчика в невидимку. Вот и сейчас он здесь с нами, только мы его не видим. А ночью, когда дети уйдут домой, он вернется в свой любимый шкафчик. А, давайте глянем, в чьем шкафу сегодня будет спать Тили - Бомик?

Волшебные носки (складывание носков).

У гномика Тили – Бомика была бабушка, которая подарила ему красные носки на день рождения. Гномик их одевал и сразу оказывался в волшебном лесу, где жили его братья и друзья. Но однажды он проснулся, стал надевать носок на одну ногу, а второго – не нашел. Горько заплакал он: теперь он не попадет в сказочный лес, к своей семье. Плач гномика разбудил серую мышку. Она вылезла из норки, погладила гномика по головке и сказала: «Не плачь, Тили – Бомик! Я найду тебе твой носок. Но помни, если ты не будешь совать его в «норку» (другой носок), то ты его потеряешь навсегда!»

Мышка пробежалась по шкафчикам, нашла носок и показала, как его прятать в «норку». С тех пор гномик никогда не терял своих носков.

Смотрите, вот так, спрячем в «норку» свои носочки и они никогда не потеряются!

                Кораблик (складывание чешек).

В нашей группе живут Моряк и Морячка. Им так захотелось посмотреть мир и они решили отправиться в путешествие по морю. Но вдруг неожиданно налетел шторм и их кораблик разбило о камни. А Моряк и Морячка остались без кораблика. Мы с вами пришли с гимнастики, давайте снимем чешки, сунем их друг в дружку и получится кораблик с парусом, а Морячка с Моряком выберут самый лучший.

      Сказка про забавные ручки и ножки

                   (складывание штанишек, рубашек и платьев).

Жили – были шаловливые ручки. Давайте покажем, как они шалили (крутили, шевелили пальцами, хлопали в ладоши, «бегали» пальчиками). Вот так! Шалили – шалили, а вещи складывать не хотели. Давайте мы их поучим:

Положили на коврик кофточку аккуратно, а теперь один рукавчик подружился с другим (положили друг на дружку), поздоровались со спинкой и колбаской закатали. На какую полочку кладем? (на верхнюю).

Ой, а кто это так громко топает? Ах, да это наши шаловливые ножки. Как они шалят? (качаем ногами, топочем). Ну и шалунишки! Ничего, кладите – ка, ваши штанишки на пол, теперь одна штанина поздоровается с другой и колбаской опять закатали. На какую полочку в шкафчик положим? (на среднюю).  Молодцы! Как быстро ваши ручки и ножки помогли нам аккуратно все убрать!

                                 Потягушки (после сна).

                        Потягушка, потянись!

                        Поскорей, скорей проснись!

                           Смотрит   солнышко  в  окно,

                               Улыбается оно!

                                1,2.3!  1,2,3!

                                 Потянись и улыбнись!

                                 Во время умывания.

                         Носик, ротик, не ленись,

                        Умываться торопись!

          Ты, водичка, быстро лейся

     И ребяток чисто мой!

     Вот сейчас помоем ручки,

     Сядем завтракать с тобой!  

                 Во время обеда.

Где моя большая ложка?

Съем сейчас я все до крошки!

Вырасту совсем большой,

Посмотри, уже какой!

                 Домовёнок Кузька.

Я – веселый домовенок,

Избалованный ребенок.

Научите – ка порядку.

Утром делаем зарядку? (Да)

В шкафчик вещи убираем? (да)

А где что живет, мы знаем?

Что живет на верхней полке?

(Шарфик, шапочка, футболка)

А на средней что лежит?

(Носочки, штанишки, колготки)

Хороший вид!

А на нижней полке что?

(Сандалии и чешки). Все!

Что висит у нас в шкафу?

(Куртка, комбинезон). Смотрю!

А в пакете что висит?

(Обувь с улицы лежит)

Как приятно  любоваться!

Самый приятный шкафчик чей?

Так извольте всем признаться!

       Оздоровление детей (массаж ушных раковин, гимнастика для глаз)

                        Гимнастика маленьких волшебников.

Массаж ушных раковин.

                                         Приготовим все ладошки,                воздействует

Закрываем понемножку.                           на

1, 2. 1, 2 – вот такая вот игра!             кишечник  

        Пальчики все показали                     воздействует на

        И тихонько постучали.                вестибулярный аппарат,

        Взяли в руки козелки –                на слизистую оболочку

        Наши часики пошли!                   среднего уха,

        Тик – так, тик – так!                     на миндалины.  

        Наши часики пошли!

                А теперь все тянем репку,         при воздействии на эти

                Крепко – крепко,                        зоны исчезает шум в ушах,

                Крепко – крепко!                        улучшается слух,

                Потянули и опять                       уменьшается боль в глотке

                Будет репка отдыхать!              (при ангине, тонзиллите), в ухе(при    

                                                                      отите)

Гимнастика для глаз.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем закрывать.

Поглядим направо, вверх!

Поглядим налево, вниз!

Руки вытянем вперед,

Поглядим на ноготок.

Ближе, ближе придвигаем,

А потом отодвигаем.

А сейчас смотрим в окно

И найдем, что далеко.

Ближе, ближе придвигаем,

А потом отодвигаем.

Смотрим, смотрим, не мигая

Ведь гимнастика глазная!

 Итог.

Такие воспоминания об определенном порядке таких вещей, как подъем, умывание, завтрак, прогулка и т.д. и дают ребенку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни Он приучается контролировать события в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации.

Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ через игровые ситуации. В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушени...

МАСТЕР – КЛАСС для родителей: «Развитие жизненных компетенции у детей дошкольного возраста с РАС через формирование КГН и навыков самообслуживания ».

Самые прочные привычки, стереотипы детей с РАС формируются  в детстве, поэтому очень важно с раннего возраста воспитывать у ребенка необходимые навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками....

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ    И    НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ  В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ....

Учимся навыкам самообслуживания через сказку.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности.Обучая детей 3-х лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка...

Проект "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через игровые технологии"

Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном во...

«Формирование навыков самообслуживания через развитие мелкой моторики детей младшей группы»

Консультация предназначена для родителей детей младшей группы...