Проектная деятельность.
проект на тему


Предварительный просмотр:

Проект «Русские народные сказки»

2 младшая группа

Сроки реализации проекта:

краткосрочный (2 недели) ;

Цель проекта:

Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3. Прививать любовь к книге.

4. Развивать речь, активизировать словарный запас.

5. Развивать творчество, фантазию, воображение.

6. Укреплять взаимоотношения с родителями.

Планируемый результат:

Развитие интереса к русской литературе;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

Содействие творческому развитию детей;

развитие эмоциональной отзывчивости;

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Актуальность проекта:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показывать нравственную суть каждого поступка.

Путь для решения этой проблемы мы вижу через приобщение детей к русскому фольклору, через знакомство с русскими народными сказками, так как считаю, что по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению и как считают многие педагоги и психологи является азбукой нравственности. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Через сказку познают культуру нашего народа.

План проекта.

1-й этап

Подготовительный

2-й этап

Реализация проекта

3-й этап

Итоговый

Формулировка цели и задач проекта.

Составление плана реализации проекта «Русские народные сказки».

Чтение русских народных сказок дома и в саду.

Рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».

Знакомство с русскими народными сказками в группе и дома.

Просмотр мультфильмов по сказкам.

Чтение стихов про героев сказок.

Инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров.

Разучивание потешек.

Дидактические игры.

Загадывание загадок по сказкам.

Подвижные игры.

Раскрашивание персонажей сказок.

Составление сказок из кубиков.

Выкладывание сказок из пазлов.

Настольные игры.

Дидактические игры.

Консультации для родителей.

 Выставка книг по русским народным сказкам.

Изготовление картотеки дидактических игр, кукольных театров.

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями) .

Перспективное тематическое планирование

(для реализации проекта) .

Образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие.

 1. Кубики и пазлы по разным сказкам.

2. Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Сказка спешит к нам в гости».

1. Консультация на тему: «Роль сказки в развитии дошкольника».

2. Рекомендации по домашнему чтению.

Познавательное развитие.

 1. Беседы с детьми о прочитанных сказках.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

3. Консультация на тему: «Сказка в жизни ребенка».

Речевое развитие.

 1. Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

2. Загадки о сказочных героях.

3. Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».

4. Драматизация сказок.

5. Чтение и заучивание стихов, потешек о героях сказок.

Физическое развитие

 Подвижные игры «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц».

Художественно-эстетическое развитие

  1. Непосредственно образовательная деятельность.

 Рисование «Мой любимый сказочный герой».

2. Прослушивание русских народных сказок на диске.

3.  Выставки книг «Русские народные сказки.

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомила детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.

А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок: «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.

Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Театр шапочек», «Театр живой руки».

С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Встречи героев», «Звукорежиссеры»,

«Расскажи сказку по картинке» и другие.

Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.

Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.

Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.

Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.

Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

В самостоятельной деятельности:

- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

- составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;

- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.

Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.

Заключение.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников.

В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.



Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

 «Русские народные сказки».

Средняя группа

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.

- Формировать умение пересказывать сказки.

- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- Получение знаний о русских народных сказках.

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.

- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.

- Драматизации РНС.

Актуальность проекта:

В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Работая с детьми, столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Для решения данной проблемы  выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.

С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

Этапы реализации проекта:

Основное направление развития: Познавательно-речевое развитие.

I этап: Диагностический

1. Изучение научно-методической литературы по теме проекта.

2. Проведение диагностики

3. Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»

II этап – Практический:

1. Разработка конспектов и их проведение.

2. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

III этап – Аналитический:

1. Обобщение работы за год

2. Презентация опыта работы педагогам ДОУ

3. Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга

План работы с детьми и родителями на 2014-2015 учебный год.

Месяц Групповая работа, Индивидуальная работа, Работа с родителями

Сентябрь

Проведение диагностики, Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»

(отгадывание загадок о диких животных).

Анкетирование родителей: «Может ли Ваш ребенок слушать сказки»

Октябрь

Чтение р. н. с. «Маша и медведь»

«Домик для медведя» конструирование кубиков.

«Грибы для Маши» аппликация

Разговор по телефону: «Машенька говорит с бабушкой».

Обыгрывание эпизодов сказки

«Маша и медведь»

Родительское собрание «Что и сколько читать детям пяти лет? »

- Консультация: «Развитие речи детей пятого года жизни»

Ноябрь

Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».

«Петя-петушок, золотой гребешок» - лепка из природного материала. Отгадывание загадок о домашних животных

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

- Памятка для родителей

«Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».

Декабрь

Рассказывание р. н. с. «Зимовье»

«Избушка в лесу» рисование красками.

Отгадывание загадок о диких животных.

- Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей»

Январь

Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».

«Зимние шапки для зверят» аппликация

Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».

Выставка детских работ.

Февраль

Рассказывание р. н. с. «Теремок».

«Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу) .

Дид. игра «Угадай по описанию».

Игра драматизация сказки «Теремок».

- Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»

Март

Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко»

«Петушок и Курочка» лепка.

Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».

Игра «Кто как кричит? »

Игра на воображение «Узнай из какой сказки».

- Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника»

Апрель

Драматизация сказки «Репка»

«Репка» - аппликация

Обыгрывание эпизодов сказки «Репка».

- Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

Май

Чтение сказки «Козлятки и волк»

Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»

«Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.

Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».

Подвижная игра: «Козлятки и волк».

Выставка детского художественного творчества.

Выставка русских народных сказок с иллюстрациями разных художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...