Картотека пальчиковых игр
учебно-методический материал (младшая, средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 539.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 33» города Ачинска
Зайцева Наталья Александровна
.
Игрушки | ||
«Шарик». | Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. | Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. |
«Мои игрушки». | Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Это зайка, Это пёс. Вот машинка без колёс. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть |
«Юла» | Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. | Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой. |
«Мяч» | Мой весёлый круглый мяч, Щёки круглые не прячь! Я тебя поймаю В ручках покатаю! | (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) (Смена рук.) (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.) (Покатали воображаемый мяч между ладоней.) |
«Игрушки» | Я с игрушками играю:
Мячик я тебе бросаю, Пирамидку собираю, Грузовик везде катаю | (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) |
Части тела. | ||
«Это я». | Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! | Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
Мои пальчики расскажут, Что умеют – все покажут. Их пять на каждой руке. Все сделать смогут, всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, Белье стирают, Пол подметают, Щиплют, ласкают – Пять и пять моих ловких пальчиков. | Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами. Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом. Показывают растопыренные пальцы. Хлопают в ладоши. Здесь и далее движения соответствуют тексту. Показывают пальцы обеих рук. | |
Осень. | ||
«Листопад». | Листопад, листопад! Листья по ветру летят: С клёна – кленовый, С дуба – дубовый, С осины – осиновый, С рябины- рябиновый. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. Указательный и большой соединить в виде колечка. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Хлопки в ладоши. |
«Осенью». | Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
«Осень» | Вышла осень погулять,
Стала листья собирать | («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.) |
Одежда. | ||
«Я перчатку надеваю» | Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. | Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Загибают пальчики |
«Одежда» | Я надену сапоги Курточку и шапку. И на руку каждую Натяну перчатку. | (Показываем на ноги, туловище, голову.) (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.) (Смена рук.) |
Фрукты. | ||
«Яблоки». | Большой пальчик яблоки трясёт. Второй их собирает. Третий их домой несёт. Четвёртый высыпает. Самый маленький – шалун. Всё, всё, всё съедает. | Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик. Разгибаем указательный палец. Разгибаем средний палец Разгибаем безымянный. Разгибаем мизинец |
«Компот». | Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание. Загибают пальчики начиная с большого. Опять «варят» и «помешивают». Развести руки в стороны. |
«Сливы» | Большой пальчик сливы трясёт.
Второй их собирает. Третий их домой несёт. Четвёртый высыпает. Самый маленький – «шалун» Всё, всё съедает. | Кисти сжаты в кулак. Разгибаем большой палец. Разгибаем указательный палец Разгибаем средний палец. Разгибаем безымянный. Разгибаем мизинец. |
Овощи. | ||
«Капустка». | Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём.
| Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. |
«Репка» | Тянут, тянут бабка с дедкой Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? Хоть держалась крепко, Вытянута репка. | Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу. |
Зима. | ||
«Снегири» | Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили пёрышки. Греются на солнышке. Головой вертят, Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | Четыре хлопка руками. Изображают «крылышки» Повороты головой. Вращательные движения кистями рук. |
«Снежинки» | Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. Ветер дунул, загудел – Рой снежинок вверх взлетел. Ветер с ними кружится, Может быть подружится. | Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. |
Новый год. | ||
«Ёлочка» | Перед нами ёлочка. Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайки и свечки, . Звёзды, человечки. | Пальцы переплетены, большие подняты вверх Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. Ладошки держать «ковшиком». «Зайчики» - указательные пальцы Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками. |
Домашние птицы. | ||
«Домашние птицы» | Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! | Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. Показать все пальчики, «играя» ими. |
«Петушок» | Наш красивый петушок Кверху поднял гребешок. Крылышками машет. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Пёстрых курочек зовёт. | Обе руки сжаты в кулачки. Разжать ладони. Кистями помахать в воздухе. Указательными пальцами постучать по столу. Кистями рук сделать манящие движения. |
«Вышла курочка гулять» | Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать А за ней ребятки - желтые цыплятки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко Лапками гребите Зернышки ищите» | (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки), (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), (бегут всеми пальцами обеих рук). (хлопают в ладоши), грозят пальцем ведущей руки), (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола), (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний т.д.) |
Домашние животные. | ||
«Повстречались». | Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
| На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. |
«Кот на печку пошёл» | Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл. На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. | Пальчики «шагают». «Горшок из ладошек». Ладошки «лепят калачи» Подуть на ладошки Погрозить пальчиком. |
«Собака» | У собаки острый носик, Есть и шейка, Есть и хвостик. | Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака») |
«Свинка Ненила» | Свинка Ненила Сыночка хвалила: - То-то хорошенький! То-то пригоженький! Ходит бочком, Хвостик крючком, Нос пятачком. | Хлопают в ладоши. Поглаживают себя по голове. Поглаживают кисти правой руки. Поглаживают кисти левой руки. Ребром ведущей руки ведут по столу. Показывают указательные пальцы обеих рук. Ставят кулачок на кулачок и на нос. |
«Баран» | На базаре Спозаранок Накупил Баран Баранок. Для барашков, Для овечек Десять маковых колечек, Девять сушек, восемь плюшек, Семь лепешек, шесть ватрушек, Пять коржей, четыре пышки, Три пирожных, две коврижки И один калач купил. Про себя не позабыл, А для женушки – Подсолнушки! | Выставляют кулак. Ставят ладонь на ребро. Показывают ладонь. Кулак. Ребро. Пальцы левой руки «играют». Пальцы правой руки «играют». Показывают 10 пальцев. Показывают соответствующее количество пальцев. Отрицательное движение головой. Пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу. |
Дикие животные. | ||
«Есть у каждого свой дом» | У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём. | Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье. Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно. |
«Белочка» | Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? | Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой |
«Мишка» | Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает И в карман кладет.
Вдруг одна из шишек Прямо мишке в лоб, Мишка рассердился И ногою топ. | Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону. Нагибаемся. Ручку сжать в кулачок. Бить кулачком в лобик. Голову поднять вверх и погрозить пальчиком. Топнуть ногой. |
Весна. | ||
«Жаворонок» | Птичка, птичка, прилетай! Весну – красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! | Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка. |
«К нам весна пришла» | К нам весна пришла, Цветы красивые принесла! В палисадник мы пошли И венок себе сплели! | Ручки протягивают вперёд «с букетом». Пальчики двигаются, будто плетут венок. |
Семья. | ||
«Радуются взрослые и дети» | Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья!
| Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. |
«Семья» | Пальчики дружные Все такие нужные! Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик - бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка А этот пальчик – я, А это вся моя семья! | гладить одной рукой кисть другой руки указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки. дотронуться до указательного пальца дотронуться до среднего пальца. дотронуться до безымянного пальца. дотронуться до мизинца. Выполнить движение «фонарики» |
«Папин день» | Сегодня праздник всех отцов Всех сыновей, всех кто готов Свой дом и маму защитить Всех нас от бед отгородить! | (сжимают и разжимают пальцы) (хлопают в ладоши) (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) (сжимают и разжимают пальцы) |
«Цветочек для мамочки» | Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. От ветерка качается, И мне улыбается! Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! | Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки. Движения руками вправо-влево. Мимика, жесты. |
«Семья» | Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Мебель. | ||
«Мебель» | Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал!
| Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки Поднимать зажатые кулачки вверх. |
«Много мебели в квартире» | Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок. |
«Стул» | Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе) |
Транспорт. | ||
Транспорт» | Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжимать и разжимать пальчики. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
«Пароходик» | Пароходик в море был. Вот он к пристани приплыл. Загудел в свою трубу: «У – у – у !» | Ладони соединить в форме чаши Сделать волнообразные движения в воздухе. Одновременно пошевелить большими пальцами. |
Насекомые. | ||
«Насекомые» | Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Сжимать и разжимать кулачки. Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Вращать мизинцем Спрятать руки за спину. |
«Бабочка» | Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На берёзовой ветке. | Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки». |
«Летит комар» | Летит муха вокруг уха, «ж-ж-ж». Летят осы вокруг носа, «с-с-с». Летит комар, на лоб – оп! А мы его – хлоп! | Водить пальцем вокруг ушка. Водить вокруг носа. Дотронуться пальчиком до лба. Слегка шлепнуть ладошкой по лбу. |
«Паучок» | На изогнутый сучок, Сломанный, осенний Опустился паучок С крестиком на спинке. Свил уютный гамачок, Сам в сторонку И молчок. | Ребенок опускает правую кисть, шевеля пальчиками, на левую ладошку. Ребенок скрещивает указательные пальчики. Ребенок складывает пальчики правой руки в щепоть и опускает сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой». Ребенок пальчиками правой руки «пробегает» по левой руке от кисти до локтя. Ребенок прикладывает указательный пальчик правой руки к губам. |
Лето. | ||
«Колокольчики» | В прятки пальчики играют И головки убирают, Словно синие цветки, Распускают лепестки Наверху качаются, Низко наклоняются. Колокольчик голубой Поклонился, повернулся К нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты? | Сжимать и разжимать пальцы рук. Открывать и закрывать глаза Сводить и разводить пальцы «веером». Качание и наклоны кистей вправо-влево. Круговые движения кистями Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол. |
«Что делать после дождика?» | Что делать после дождика? По лужицам скакать! Что делать после дождика? Кораблики пускать! Что делать после дождика? На радуге кататься! Что делать после дождика? Да просто улыбаться! | Соединяем по очереди все пальцы с большими. Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой. Соединяем все пальцы рук с большими Рисуем обеими руками восьмёрку. Соединяем все пальцы с большими. Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу. Соединяем все пальцы с большими. Улыбаемся |
«Алые цветки» | Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. | Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана. Ребенок медленно раскрывает пальцы. Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону. Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка. Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка». |
«Солнышко, солнышко» | Солнышко, солнышко, Солнышко, солнышко, Мы колечки соберем,
| (Шевелят пальцами обеих рук). (Быстро сжимают и разжимают кулаки). (Делают хватательные движения щепотью). (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь). |
«Полезные продукты» | ||
«Пирожки» | Муку в тесто замесили А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | (сжимают и разжимают кулачки). (Прихлопывают ладошками, «лепят»). (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук), (Обе ладошки разворачивают вверх) ( Гладят живот.) |
«Пирог» | Тесто ручками помну, Пирог я сладкий испеку. Серединку смажу джемом, А верхушку сладким кремом, И кокосовою крошкой Я присыплю пирог немножко, А потом чай заварю, В гости друга приглашу. | Ребенок сжимает и разжимает пальчики. Ребенок выполняет круговые движения ладошками. Ребенок водит ладошками по плоскости стола. Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук. |
«Оладушки» | Ладушки, ладушки, Пекла бабушка оладушки, Маслом поливала, Маше – два, И Саше – два, Ванне – два, И Тане – два. сем детишкам раздала. | |
«Кашка» | В поле каша росла, К нам в тарелочку пришла. Всех друзей мы угостим, По тарелке всем дадим. Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке, Всем дадим по ложке! | Ребенок поднимает руки вверх и шевелит пальчиками. Ребенок «идет» пальчиками по столу. Ребенок «мешает кашу» в левой ладошке пальцем правой руки. Ребенок «мешает кашу» в правой ладошке пальцем левой руки. Загибать по одному пальчику на обеих руках. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. |
«Крынка с молоком» | В кухне нашей под столом Стоит крынка с молоком. К крынке кошка подошла, Сверху сливки полила. Глубже сунулась в горшок: Молочка напьюсь я впрок! Что случилось: ой-ой-ой! Кошка крутит головой, Налакалась молочка – Не уйти ей из горшка! С головы горшок не слез, С ним и убежала в лес. | Сделать из всех пальцев кружок. Перебирать двумя пальчиками. Сгибать и разгибать указательный пальчик. Зажать указательный пальчик правой руки пальчиками левой. Пытаться вытащить пальчик. Быстро перебирать двумя пальчиками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...