Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
статья (подготовительная группа) на тему
Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО
Содержание и организация образовательного процесса в группе дошкольного образования определяется основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ «Инжавинская СОШ», разработанной на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы(утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р), Государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013-2020 годы (от 28.12.2012 N 1677), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).Образовательная деятельность осуществляется с учётом общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальных программам «Наш дом- природа» Н.А. Рыжовой, «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой.
Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.
Я являюсь непосредственным участником реализации данной программы. Цель моей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Основные задачи:
– Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.
– Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребенка.
– Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно- эмоционального развития и саморазвития детей.
– Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
Руководствуюсь основополагающими принципами систематичности, последовательности, доступности, сотрудничества и единства.
Система моей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствует оптимальное соотношение взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО.
Средняя наполняемость групп дошкольного образования за период 2013-2016 гг. составляет 23 ребёнка. Адаптационный период проходил успешно. В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в группе. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.
Поставленные цели достигаются в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей. Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы, распределения организованной образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были использованы формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов).
Педагогический процесс выстраиваю на данных педагогической диагностики. Педагогическая диагностика позволяет осуществлять оценку достижений детей и проводится с целью фиксации достижений ребенка, отслеживания результатов его развития и предназначена для индивидуализации работы с ним. Я использую два вида диагностики: диагностика образовательного процесса и диагностика индивидуального развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов усвоения образовательной программы, а мониторинг детского развития на основе оценки личностного развития ребенка.
Планирование начинаю с постановки цели и задач, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка. Для воспитанников разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты. Считаю необходимым обеспечивать личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании.
На современном этапе главной целью обучения является формирование основных компетентностей дошкольника, обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности через осознание своих потребностей, возможностей, способностей. Наиболее успешно у воспитанников мною формируются такие ключевые компетентности — здоровьесберегающая, коммуникативная, информационная, деятельностная и социальная.
Одна из важнейших моих задач - это сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников. Формированию здоровьесберегающей компетентности способствуют использование дыхательной, артикуляционной и зрительной гимнастики, массажа, речедвигательной ритмики, динамической паузы. Здоровьесберегающие технологии способствуют:
– формированию представления о здоровом образе жизни;
– совершенствованию двигательные навыки детей;
– воспитанию у детей потребность в движении;
– потребности в самосовершенствовании;
– формированию представлений о здоровом образе жизни;
– формированию представления о своем теле.
Вместе с инструктором по физической культуре я систематически провожу работу, направленную на физическое развитие детей. В 2014 году дети подготовительной группы принимали участие и стали призёрами в муниципальной спартакиаде, приуроченной к олимпиаде в Сочи. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни совместно с инструктором по физическому воспитанию провожу спортивные праздники «Папа, мама, я- спортивная семья», «День Здоровья». Работу осуществляю совместно с медицинским персоналом. В моей группе отмечается хорошая посещаемость и низкая заболеваемость детей. В течение дня провожу с детьми игры разной двигательной активности, применяю закаливающие и оздоровительные мероприятия: дыхательную гимнастику по А.Стрельниковой, пальчиковую гимнастику, физкульт-минутки.
Такие средства обучения как моделирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, проектной деятельности способствуют формированию деятельностной компетентности у детей.
Дети по природе своей – исследователи, поэтому для развития познавательной активности использую исследовательскую деятельность, для чего осуществляю наработку методического материала по формированию у детей исследовательских способностей.
В познавательной деятельности детей складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребёнка. Здесь он совершенствует свои способности. Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю детям, а не заставляю их. Системный подход к работе даёт возможность добиться определённых результатов в развитии познавательной деятельности. Систематически во всех видах деятельности использую наглядность: предметные и сюжетные картинки, модели, плакаты, муляжи, игрушки.
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
В своей работе использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, театрализованной деятельности, в форме путешествия, экскурсии, позволяющие мне выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения.
Использование игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности моих воспитанников.
Широко использую в совместной деятельности социоигровые приёмы: работу в парах и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у воспитанников. Дети проявляют терпение, успешно адаптируются в коллективе и имеют все предпосылки к успешной самореализации.
Одна из основных задач, которую я ставлю перед собой - создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности. Огромную роль в этом вопросе отвожу сюжетной игре, как основному виду самостоятельной деятельности. Именно в игре ребёнок приобретает навыки самоорганизации, глубже входит в социальную сущность деятельности и отношений людей. Через игру воспитываю у детей общительность, чуткость, доброту, взаимоотношения. Общение с детьми — сотрудничество. Моя позиция исходит из интересов ребёнка, его дальнейшего развития, поддерживаю в рамке всё положительное, вызываю активное стремление стать лучше, даю почувствовать ребёнку заинтересованное отношение к нему. Итогом всей проделанной работы по вопросам личности и социального развития детей является:
– миролюбивое отношение детей друг к другу;
– отсутствует зависть и соперничество;
– отсутствует такое проявление характера как эгоизм;
– у детей есть стремление помочь друг другу в трудную минуту, оказывают помощь по возрасту детям.
О результативности работы в данном направлении говорят результаты диагностики по созданию благоприятного психологического климата в ГДО .
Стараюсь научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять интересные художественные решения. В процессе художественно-эстетического развития совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности детей; развиваются специальные умения и навыки. Мои воспитанники принимают участие в различных конкурсах на муниципальном и региональном уровне.
На протяжении двух лет я вела кружок «Балаганчик». Эта программа направлена на развитие мотивации личности к познанию, на формирование эстетических чувств и эмоций, развитие творческих способностей детей, на воспитание нравственного отношения к миру через творчество.
Стимулирует развитие деятельности ребенка, формирует его познавательную активность правильно организованная предметно-пространственная среда, так как в ней заложена «информация», сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Предметно-развивающая среда включает:
• Центр познания, где находятся развивающие игры, картинки, наглядный материал.
• Центр фантазии (творчество по рисованию, лепке). Занятия в этом центре стимулирует творческое развитие ребенка, развивая воображение и фантазию.
• Игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре, обеспечивает не только своевременное развитие детей, но и дает положительные эмоции.
• Центр экспериментирования пробуждает любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт.
• Уголок природы, в котором дети учатся ухаживать за растениями.
• Уголок релаксации, уединения, где дети могут просто спокойно посидеть, посмотреть книжку, это позволяет снизить агрессивность и конфликтность детей и др.
Подготовленная среда является важнейшим условием непрямого, а косвенного воспитания и развития ребенка, обеспечивает возможность заниматься любимой деятельностью в своем ритме, в любое время, со свободно выбранными сверстниками. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.
Вся моя педагогическая деятельность строится на взаимодействии с родителями, специалистами школы и социальными партнёрами
Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило мне сформировать у детей основные компетентности и повысть результативность воспитательно- образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
наличие системы деятельности, направленной на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС
ЦЕЛЬ:Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захот...

Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, направленных на развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Картотека разработана с целью развития воображения, фантазии, чувства цвета....

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Опыт работы с детьми 2 младшей группы " Ягодки" по развитию познавательной активности детей...

Система деятельности, направленная на развитие познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, достижение уровня подготовки, соответствующей требованиям ФГОС
Одной из задач воспитательно-образовательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 45 «Буратино» (далее МБДОУ «Детский сад №45...

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Экспериментирование в детском саду, актуальная тема для работы с воспитанниками. Делимся опытом с коллегами , рассказываем о приемах и методах работы....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме Технология «Говорящая стена», как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
во второй младшей группе группена период сентябрь 2022 – июнь 2023 года...