Картотека
картотека (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Картотека занимательных игр-экспериментов для взрослых и детей.
АСТРОНОМИЯ – наука о вселенной, изучающая небесные тела.
1.«Форма Земли»
Цель: воспроизвести форму земли
МАТЕРИАЛЫ:
- воздушный шарик
- вода
- веревка
- ручная дрель
- шуруп-кольцо
Действия:
Наполните воздушный шарик водой и завяжите его веревочкой.
Наденьте шуруп-кольцо на ручную дрель, чтобы сверло нормально проходило.
Привяжите шарик к шурупу-кольцу, используя второй конец веревки.
Выйдите на улицу или подойдите к раковине и начните вращать ручку дрели.
Постепенно прибавляйте скорость.
2.«День и ночь»
Цель: дать понятие о смене дня и ночи.
МАТЕРИАЛЫ:
- воздушный шарик
- веревка
- бумага и ручка
- ножницы
- клейкая лента
- фонарик
Действия:
Нарисуйте на бумаге контуры Австралии и Северной Америк. Вырежите и наклейте на воздушный шарик в соответствии с их обычным расположением.
Привяжите шарик так, чтобы он висел свободно.
Посвятите фонариком на одну сторону шара. Медленно поверните шарик.
3. «Звезды днем»
Цель: выяснить, можно ли увидеть звезды днем.
МАТЕРИАЛЫ:
- бумага
- дырокол
- картон
- белый конверт
- лампа
Действия:
С помощью дырокола сделайте отверстия в картоне. Эти дырки будут представлять звезды.
Вложите картонку в белый конверт.
Выключите в комнате свет и направьте лампу на лицевую сторону конверта. Конверт отражает свет, поэтому вы не сможете увидеть звезды внутри его.
Попробуйте осветить конверт с противоположной стороны.
4. «Запуск ракеты»
Цель: познакомить детей с запуском ракеты, вызвать интерес.
МАТЕРИАЛЫ:
- картон
- ручка
- линейка
- ножницы
- пластиковая бутылка
- клейкая лента
- воронка
- кувшин воды
- пробка
- воздушный клапан (ниппель)
- пластмассовые трубки
- велосипедный насос
Действия:
У ракеты есть плавники, которые помогают им лететь. Вырежите из картона четыре части длиной 20 см в форме плавника.
Загните части плавника и приклейте его клейкой лентой к бутылке.
С помощью воронки наполните бутылку водой наполовину.
Используя штопор, аккуратно просверлите дырку в пробке.
Наденьте трубку на широкий конец ниппеля.
Протолкните ниппель сквозь отверстие в пробке.
Вложите пробку с ниппелем в горлышко пластмассовой бутылки. убедитесь, что соединение плотное.
Присоедините другой конец пластмассовой трубки к велосипедному насосу.
Переверните ракету в правильное положение – так чтобы пробка была на земле.
Накачайте воздух велосипедным насосом.
5. «Еда в космосе»
Цель: дать представления о том, что едят космонавты в космосе.
МАТЕРИАЛЫ:
- детское питание или овощное пюре
- микроволновая печь
- полиэтиленовый пакет
Действия:
Сделайте из овощей пюре.
Положите пюре или детское питание в полиэтиленовый пакетик.
Заморозьте его.
Положите полиэтиленовый пакет в микроволновую печь и разогрейте.
Ешьте!
6. «Сигналы и спутники»
Цель: знакомить детей со спутниками и их работой в космосе
МАТЕРИАЛЫ:
- темный картон
- ножницы
- консервная банка
- клейкая лента
- сантиметровая лента
- зеркало
- фонарик
- пластилин
Действия:
Вырежите кусок картона такого размера, чтобы он мог закрыть банку.
Прикрепите картон к банке и поставьте банку прямо.
Вырежите из картона квадрат со стороной 10 см и приклейте его к банке так, чтобы его было видно с одной стороны (это будет действовать как антенна спутника).
Поставьте жестяную банку на пол и отмерьте примерно 1 м.
Установите зеркало в конце отмеренного метра.
Установите фонарик на одном уровне с жестяной банкой, но в отдалении на 20 см.
Выключите в комнате свет и задерните занавески.
Включите фонарик. Отрегулируйте зеркало так, чтобы оно отражало свет от фонарика на темный картон сбоку банки.
БИОЛОГИЯ – наука, которая изучает живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой.
7. «Сморщенный картофель»
Цель: вызвать интерес, определить значение воды в природе, заставить картофелину высохнуть.
МАТЕРИАЛЫ:
- Картофель
– разделочная доска
– нож
– соль
– вода
Действия:
Разрежьте картофель пополам.
Наполните оба блюдца водой. В одно блюдце добавьте немного соли. Во втором блюдце простая вода. Блюдце с соленой водой пометьте.
Положите в каждое блюдце по половине картофеля плоской стороной вниз. Оставьте на пол часа. Что произошло?
8. «Растения и воздух»
Цель: выяснить могут ли растения расти без свежего воздуха
МАТЕРИАЛЫ:
- 2 ростка
- почва
- цветочный горшок
- блюдце
- банка с крышкой
- резиновые перчатки
- вода
Действия:
Предварительно надев резиновые перчатки, заполните банку наполовину почвой.
Посадите один росток в эту почву. Проверьте, чтобы все корни были закрыты.
Немного полейте росток и плотно закройте крышкой.
Наполните почвой другой горшок доверха.
Посадите второй росток, тщательно прикрывая корни.
Поставьте горшок на блюдце с водой.
Поместите банку и горшок в солнечное место и оставьте на несколько дней. Что произошло?
9. «Волшебный шарик»
Цель: вызвать интерес, выяснить где может жить углекислый газ.
МАТЕРИАЛЫ:
- пакет сухих дрожжей
- теплая вода
- сахар
- чайная ложка
- прозрачная бутылка
- воздушный шарик
Действия:
Насыпьте сухие дрожжи в бутылку.
Добавьте в бутылку немного теплой воды и чайную ложку сахорного песка. Покрутите бутылку.
Наденьте шарик на горлышко бутылки так, чтобы оно было закрыто полностью и не осталось зазоров.
Поставьте бутылку с шариком на теплый подоконник или поместите ее в миску с теплой водой.
Наблюдайте за «волшебством». Что произошло?
10. «Лимонная флотилия»
Цель: выяснить, может ли лимон плавать на воде.
МАТЕРИАЛЫ:
- лимон
- миска с водой
- нож
- разделочная доска
Действия:
Наполните миску водой. Положите лимон в воду и смотрите, как он поплывет.
Разрежьте лимон на кусочки.
Теперь положите кусочки лимона в воду. Наблюдайте, что произошло?
11. «Страсти по плесени»
Цель: познакомить детей с плесенью, вырастить разноцветную плесень.
МАТЕРИАЛЫ:
- прозрачный контейнер с крышкой
- клейкая лента
- вода
- остатки пищи, такие как хлеб, овощи, фрукты, сыр.
Нож
- разделочная доска
Действия:
Порежьте продукты на кусочки.
Окуните каждый кусочек в воду.
Положите продукты в контейнер. Убедитесь, что каждый кусочек соприкасается с другим.
Плотно накройте крышкой и запечатайте контейнер клейкой лентой. Поставьте контейнер в такое место, где никто его не столкнёт.
Рассматривайте продукты каждый день. Через 2-3 дня появиться плесень. Какая она? Через несколько дней продукты начнут загнивать. Оставьте их на 2 недели и посмотрите, что произойдет?
12. «Растения и почва»
Цель: выяснить, могут ли растения расти без земли.
Материалы:
- 2 ростка
- почва
- 2 маленьких горшка
- 2 блюдца
- резиновые перчатки
- вода
Действия:
Предварительно надев резиновые перчатки, наполните один из горшков землей до самого верха.
Посадите один из ростков в этот горшок. Проверьте, чтобы все корни были закрыты почвой.
Поместите второй росток в горшок без почвы.
Поставьте оба горшка на блюдца с водой.
Поместите в солнечное место и оставьте на несколько дней. Что произошло?
ХИМИЯ – наука о веществах, их свойствах и строении, а также о превращениях, происходящих в результате химических реакций.
13. «Охлаждение»
Цель: выяснить с детьми, что происходит с разными веществами, когда их охлаждают.
Материалы:
- разнообразные продуты: вода, уксус, томатный сок, хлеб, рис и т.д.
- контейнеры
- морозильник
- блокнот
- цветные карандаши
Действия:
Положите каждое вещество в контейнер. Опишите его.
Положите все контейнеры в морозильную камеру на ночь.
На следующий день достаньте и проверьте материалы – как они теперь выглядят? Опишите их.
14.«Номер с исчезновением»
Цель: познакомить детей со свойством воды – растворять, с веществами, растворяющимися в воде.
Материалы:
- теплая вода
- 3 стакана
- соль
- сахар
- песок
- ложки
Действия:
Наполните стаканы на три четверти теплой водой.
Положите 2 чайные ложки соли в один стакан. Быстро мешайте и считайте, пока соль не исчезнет.
Положите 2 чайные ложки сахара в другой стакан. Мешайте и считайте пока не исчезнет.
Повторите с 2 чайными ложками песка в третьем стакане. Что произошло?
15. «Танцующий изюм»
Цель: заинтересовать детей, выяснить, как действует углекислый газ на изюм.
Материалы:
- 10 изюминок
- высокий стакан
- 2 столовые ложки пищевой соды
- уксус
Действия:
Положите пищевую соду в стакан.
Медленно наливайте уксус в стакан, следите за тем, чтобы он не перелился через край.
Бросьте изюминки в стакан и следите, что происходит?
16. «Где живет крахмал»
Цель: выделить из картошки соединение под названием крахмал, вызвать интерес к экспериментированию.
Материалы:
- 5 больших картофелин
- терка
- миска
- вода
- сито
Действия:
Почистите картошку, потрите ее на терке.
Налейте в миску воды, чтобы она покрыла натертую картошку. Отожмите картофель руками в течении нескольких минут. Оставьте на пол часа. Повторите выжимание.
Выньте картофель из миски. Процедите смесь через сито и соберите мучнистую воду в миску.
Поставьте в солнечное место, чтобы мутная вода высохла. Что получилось?
17. «Красочный сахар»
Цель: вызвать интерес к созданию кристаллов сахара.
Материала:
- 4 чайные ложки сахара
- 20 чайных ложек воды
- пищевые красители
- миска
- солнечное место
Действия:
Размешайте сахар в воде, пока он не раствориться полностью.
Добавьте несколько капель пищевого красителя.
Оставьте миску в солнечном месте на несколько дней. Что произойдет?
18. «Сохранение продуктов»
Цель: продолжать знакомить детей с плесенью, способами предохранения продуктов от нее.
Материалы:
- 4 кусочка хлеба
- 4 стеклянные банки с крышками
- уксус
- вода
- соль
Действия:
Положите в каждую банку по одному куску хлеба.
В одну банку налейте воды, чтобы она только покрыла хлеб.
В следующую банку добавьте уксус, чтобы он только покрыл хлеб.
Растворите несколько чайных ложек соли в воде. Вылейте воду в банку, только закрыв хлеб.
Последний кусочек хлеба просто положите в банку и оставьте как есть.
Оставьте банки на несколько дней. Проверяйте через несколько дней что произойдет?
ГЕОЛОГИЯ – наука о составе и строении Земли, о закономерностях ее развития и происхождения горных пород.
ГЕОГРАФИЯ – наука, изучающая физические характеристики и климат Земли, а также ее население.
19. «Исследование почвы»
Цель: выяснить с детьми кто живет в почве.
Материалы:
- 2 ведра (маленькое и большое)
- земля
- сито
- увеличительное стекло
- газета
Действия:
Отправляйтесь в сад и наберите там небольшое ведерко земли.
Пересыпьте всю землю сквозь сито в большое ведро.
Расстелите газету и высыпьте содержимое сита на нее.
При помощи лупы рассмотрите содержимое и определите где здесь живые организмы, а где нет. Сделайте зарисовки с детьми.
20. «Исследование камней»
Цель: учить детей классифицировать камни в соответствии с их структурой, размером и цветом.
Материалы:
- коллекция камней
- полиэтиленовая пленка
- увеличительное стекло
Действия:
Расстелите защитную пленку на столе. Разложите камни и рассмотрите их.
Сгруппируйте камни по цвету. В одну группу входят светлые камни, в другую – темные.
Сгруппируйте камни в соответствии с их текстурой. Первая группа будет содержать камни, у которых мелкая или гладкая текстура, а вторая – камни с грубой или неровной текстурой.
С помощью увеличительного стекла рассмотрите камни, затем разложите их в соответствии с размером. Интересно?
21. «Домашний вулкан»
Цель: вызвать интерес в исследовании, познакомить с вулканом – его «строением» и действием.
Материалы:
- пластилин
- пустой контейнер от фотопленки
- 1 столовая ложка пищевой соды
- 1 столовая ложка уксуса
Действия:
Вылепите из пластилина макет вулкана.
Сделайте отверстие на вершине вулкана. Поместите туда баночку от фотопленки.
Теперь пора добавит вещества, которые образуют «расплавленную лаву».
Сначала положите пищевую соду внутрь баночки, затем аккуратно налейте уксус. Наблюдайте как ваш вулкан оживет. Интересно?
22. «Кристалл на ниточке»
Цель: заинтересовать детей, показать, как можно вырастить кристалл дома.
Материалы:
- соль
- кастрюля
- узкий стакан
- веревочка длиной 30 см
- вода
Действия:
Нагрейте на слабом огне воду в кастрюле.
Добавьте в воду соль, пока не перестанет растворяться.
Оставьте это остывать, чтобы образовались кристаллы.
Выньте самый большой кристалл и добавьте столько соли, сколько вобрал в себя кристалл.
Опять нагрейте раствор до полного растворения соли.
Остудите раствор и перелейте его в узкий стакан.
Обвяжите кристалл веревочкой и поместите в раствор. Оставьте. Что произошло через несколько дней? Опишите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...