Рабочая программа дополнительного образования "Песочный островок"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Баева Мария Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка

для II младшей группы

«Песочный островок»

Составитель: Иванова Мария Владимировна,

педагог-психолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_pesok.docx61.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3» города Чебоксары Чувашской Республики

Рассмотрено:

Педагогическим советом

МБДОУ « Детский сад № 24» г. Чебоксары

Протокол № ______ от _______________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад№ 3»  г. Чебоксары

_______________________Е.Л. Павлова

Приказ № ______ от_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

поразвитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка

для II младшей группы

на период с 1 августа 2016 года по 31 мая 2017 года

«Песочный островок»

Составитель: Иванова Мария Владимировна,

педагог-психолог

Чебоксары 2016

Содержание рабочей программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание рабочей программы
  3. Прогнозируемые результаты
  4. Учебно - тематический план
  5. Учебно - методическое обеспечение
  6. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды
  7. Список литературы
  8. Приложения

  1. Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико -пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так жеоказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.

Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.

Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Рабочая программа дополнительного образования поразвитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка, разработанная в соответствии с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана  для средней, старшей и подготовительной групп муниципального бюджетного дошкольного  образовательногоучреждения  «Детский сад №3» города Чебоксары Чувашской Республики.

Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Цель:развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • cпособствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

Учебная программа рассчитана на 1 учебный год по 20 часов в год, 30 минут в неделю.

Содержание рабочей программы

НОД в соответствии с программой  проводятся 2 раза в неделю. 1занятие в неделю –«Пескография», 2 занятие – в 1 и 3 неделю «Песочнаяигротерапия», во 2 и 4 неделю занятия с кинетическим песком.

Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (изм. от 2.01.2016г.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4 лет.

При разработке программы учитывались следующие принципы:

Игровая деятельность

- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

- развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице:

- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

 Посредством игр и игровых упражнений с песком:

- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

- учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

- помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

В течение занятия можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

Форма обучения:

1) индивидуальная;

2) подгрупповая, наполняемость групп – 8 человек.

занятие

количество занятий в месяц

длительность занятия

объем нагрузки в месяц

всего занятий в год

Пескография

4

15 минут

60 минут

40

(600 минут, 10 часов)

Песочная игротерапия

2

15 минут

30 минут

20

(300 минут, 5 часов)

Занятия с кинетическим песком

2

15 минут

30 минут

20

(300 минут, 5 часов)

Итого

8

15 минут

120 минут

80

(1200 минут, 20 часов)

Прогнозируемые результаты.

Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь  следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого( формирование эмпатии );
  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
  • в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.

Учебно - тематический план.

Месяц

№ недели

Пескография

Песочная игротерапия

Занятия с кинетическим песком

Август

1

Знакомство с песочным гномиком. П/г «Прятки» (игра лицевых мышц в соответствии с эмоциями)

Представление сказки про песочного гномика. Знакомство с материалом, правилами его использования.

Выбор своего персонажа, который «живет» в лотке с песком. Обыгрывание придуманных детьми ситуаций с персонажем.

2

«Ладушки-ладошки». П/г «Орехокол» (напряжение и расслабление кисти рук, пальцев)

Рисование следов от игрушек. Обрисовывание следа от ладони.

Знакомство с материалом. Рассматривание песка на ладони (сыпучий при открытой ладони, держит форму при сжатии)

3

«Наше лето». П/г П/г «Загарает лицо» (напряжение и расслабление мышц лица)

Рисование солнышка с помощью трафарета и без него.

Составление композиции и обыгрывание на тему «Где живет лето?».

4-5

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы

Сентябрь

1

«Мой любимый дождик». П/г «Пчелка мешает спать» (игра лицевых мускулов)

Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Показать прием посыпания поверхности песком через сито – песочный дождик, увлажнения каплями с мокрых пальцев рук, тряпочки. Игровая ситуация «Зверята перед дождиком»

2

«Бабочка красавица». П/г «Крылья бабочки» (напряжение и расслабление кисти рук)

Рисование бабочки  двумя руками различными способами: ладонями, пальцами. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

Лепка бабочки. Создание узоров на крыльях надавливанием пальцами, при помощи стеки, других деталей.

3

«Солнышко лучистое».П/г «Холодно-жарко» (напряжение и расслабление мышц туловища)

Рисование лучиков солнышка различными способами (на целом полотне, насыпью).

Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4

«Ягода-малина». П/г «Сладкое-кислое» (напряжение и расслабление мышц лица)

Рисование точек (ягодки) симметрично образцу.

Лепка шарика. Смешивание шариков – варим варенье.

Октябрь

1

«Сад-огород». Самомассаж «Блиц-массаж» (щипание, растирание, постукивание пальцами)

Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него.

Составление и обыгрывание композиции «Сад и огород».

2

«Веселая полянка». П/г «Салют» (снятие эмоционального напряжения)

Равномерное нанесение песка. Рисование грибов различных по величине и форме по трафарету. Снятие напряжения рук.

Лепка грибочков с помощью формочек, составление целостной композиции.

3

«Веточки деревьев». П/г «Деревья» (напряжение и расслабление мышц рук)

Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с наглядной опорой.

Составление и обыгрывание композиции «Лес».

4

«Шуршащие ёжики». Игр/релаксация «Шуршащие ночные ёжики»

Дыхат./г «Как дышит ёжик» (след на песке). Рисование колючек для ёжика.  

Лепка колючек для ёжика щипками.

Ноябрь

1

«Кошечка». П/г «Котята» (напряжение и расслабление мышц спины)

Рисование усиков, лапок кошки. Симметричное отражение линий.

Построение и обыгрывание на тему «Домик для кошечки».

2

«Будь здоров!». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)

Рисование градусника – одна длинная прямая и маленькие деления на одинаковом расстоянии.

Лепка «Пирог». «Замешивание» теста, создание объемной формы пирога, украшение деталями. Работа пальцами, кистью рук, корпусом тела.

3

«Золотая рыбка». П/г «Морские волны» (снижение мышечного напряжения, переключение внимания)

Рисование рыбки по образцу. Повторение контуров фигуры.

Построение и обыгрывание на тему «Морская сказка».

4

«Транспорт». П/г «Едем, плывем, летим» (напряжение и расслабление ног и рук)

Рисование колес, дорожек для транспорта (круги, овалы, прямые и волнистые линии).

Лепка транспорта при помощи формочек. Куда едет этот транспорт.

Декабрь

1

«Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками» (снятие эмоционального напряжения)

Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков.

Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры».

2

«Узоры от мороза». П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней, пальцев, рук)

Рисование узоров, снежинок по образцу.

Лепка узора снежинки по образцу.

3

«Елочка». Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый».

Рисование елочки разными способами (на целом полотне, насыпью).

Составление и обыгрывание композиции на тему «Новый год».

4

«Скоро-скоро Новый год». Игр.упр. «А у дедуши Мороза»

Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

Лепка снеговика, разукрашивание палочками, пуговицами и т.п.

Январь

2

«Эмоции. Спокойствие-страх». Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие тактильности)

Рисование эмоций по заданию в круге. Знакомство с песочными персонажами - друзьями Ах и Ох.

«Разговор с руками». «Оживление» следа ладони с помощью деталей, обыгрывание: какие ладошки, как их зовут, что любят делать, чего боятся?

3

«Эмоции. Испуг-удивление». Упражнение  «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - находка. Нанесение песка ровным слоем.

Лепка маски Испуг. Что нужно сделать или сказать маске, чтобы она превратилась в Радость?

4

«Эмоции. Злость-обида». Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная разгрузка)

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - поссорились. Нанесение песка ровным слоем.

Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке. Упражнение Поделись песком. Вывод - злость и обида не приносят пользы. Поиск конструктивных способов выражения этих эмоций.

Февраль

1

«Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок»

Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - день рождения Ох. Нанесение песка ровным слоем.

Лепка подарка для своего друга. Что приносит радость?

2

«Семья». Упражнение с мячом «Кого я люблю» (эмоциональный настрой)

Рисование лица членов семьи. Проговаривание – добрый или злой, почему?

Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья».

3

«Лес дремучий». П/г «Лесные жители»

Рисование следов зайца, лисы, волка, медведя по образцу. Учитывать дистанцию между следами в зависимости от размера животного.

Лепка домиков-норок для лесных жителей. В горке песка делать пальцем глубокое отверстие, расширенное к выходу. Что еще нужно, чтобы в домике было тепло?

4

«Папин праздник». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины)

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Война и мир».

Март

1

«Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук)

Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью).

Лепка птицы на доске кусочками песка, прижимая ладонью и пальцами. Работа с деталями.

2

«Женский день». П/г «Как мы маме помогали» (напряжение и расслабление мышц корпуса тела)

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Готовим праздничный обед»

3

«Пружинки-резинки». Игр/релаксация «Пружинки», «Резинки» (растяжение и расслабление тела)

Рисование спирали без отрыва различные по диаметру.

Растягивание куска песка и обратное собирание в кусок. Сперва индивидуально, затем совместно.

4

«Весенние цветы». Релаксация «Цветок» (дыхание и пальцы рук)

Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций.

Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочная полянка».

5

«Заборчики». Игр./г «Сороконожка» (сплочение коллектива, координация движения)

Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перекрестные по диагонали, перпендикулярные, волнистые линии)

Лепка заборчика (колбаски разных размеров и толщины).

Апрель

1

«День смеха». П/г «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи)

Рисование на свободную тему.

Составление композиции на свободную тему.

2

«Космос». Игр./гимнастика «Считалочка-бормоталочка» (внимание, разминка рук, ног)

Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты)

Лепка коллективная с формочками и без них «Космос» (звезды, планеты).

3

«Пасха». П/г «Маленькая птичка» (снятие эмоциональное напряжения)

Рисование узоров двумя руками на форме яйца. Симметричное выполнение узоров двумя руками.

Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4

«Формы». Игр./релаксация «Скульптура» (снижение мышечного напряжения)

Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него.

Лепка фигур круг, овал, квадрат, треугольник с формочками и без них.

Май

1

«Размер».  П/г «Мы растем-растем-растем» (растяжение мышц спины)

Рисование предметов различной величины, сравнение.

С/р игра в парах «Маленький – большой» на песке. Транзакционная коммуникация.

2

«Радуга». П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица)

Рисование цветным песком радуги на трафарете.

Лепка радуги из цветного песка.

3

«Паучок». Релаксация «Клубочек» (напряжение и расслабление пальцев рук, саморегуляция)

Рисование паука. Составление узора паутины.

Прятки с паучком. Задача - найти паучка в песке.

4

Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы


Учебно-методическое обеспечение

На занятиях используются:

  1. стол для рисования песком;
  2. индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игротерапии и лепки кинетическим песком;
  3.  фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
  4. шаблоны-трафареты;
  5. кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды

При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:

  1. на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
  2. руки необходимо мыть до и после занятия;
  3. очистку песка от мусора, использованного материала, а так же  желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.

При организации рисования песком следующие моменты:

  1. при наличии одного стола на всех участников, соблюдать очередность при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3 ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал;
  2. доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать себе положение относительно полотна самостоятельно.

При организации игротерапии следует учитывать следующие моменты:

  1. игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
  2. во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
  3. установки не должны быть директивными;
  4. при затруднении составления композиций предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.

При организации занятий кинетическим песком:

  1. нельзя допускать увлажнение песка;
  2. в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в поднос; после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно собрали его снова в комочек.

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.

  1. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.

  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005

  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

Приложения

Примеры выполнения линий и фигур:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Островок безопасности»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Островок безопасности»...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа «Ритмопластика» «Ритмичный островок» Для детей 3 – 7 лет

Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способн...