Рабочая программа дополнительного образования "Песочный островок"
рабочая программа (младшая группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка
для II младшей группы
«Песочный островок»
Составитель: Иванова Мария Владимировна,
педагог-психолог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pesok.docx | 61.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено: Педагогическим советом МБДОУ « Детский сад № 24» г. Чебоксары Протокол № ______ от _______________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад№ 3» г. Чебоксары _______________________Е.Л. Павлова Приказ № ______ от_________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
поразвитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка
для II младшей группы
на период с 1 августа 2016 года по 31 мая 2017 года
«Песочный островок»
Составитель: Иванова Мария Владимировна,
педагог-психолог
Чебоксары 2016
Содержание рабочей программы:
- Пояснительная записка
- Содержание рабочей программы
- Прогнозируемые результаты
- Учебно - тематический план
- Учебно - методическое обеспечение
- Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды
- Список литературы
- Приложения
- Пояснительная записка
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико -пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.
Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.
В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так жеоказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние.Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.
Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.
Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.
Рабочая программа дополнительного образования поразвитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка, разработанная в соответствии с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана для средней, старшей и подготовительной групп муниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения «Детский сад №3» города Чебоксары Чувашской Республики.
Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
Цель:развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- cпособствовать проявлению эмпатии;
- развивать фантазию и образное мышление;
- развивать мелкую моторику;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
Учебная программа рассчитана на 1 учебный год по 20 часов в год, 30 минут в неделю.
Содержание рабочей программы
НОД в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю. 1занятие в неделю –«Пескография», 2 занятие – в 1 и 3 неделю «Песочнаяигротерапия», во 2 и 4 неделю занятия с кинетическим песком.
Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (изм. от 2.01.2016г.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4 лет.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
Игровая деятельность
- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
- развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице:
- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком:
- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
- учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
- помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
В течение занятия можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
Форма обучения:
1) индивидуальная;
2) подгрупповая, наполняемость групп – 8 человек.
занятие | количество занятий в месяц | длительность занятия | объем нагрузки в месяц | всего занятий в год |
Пескография | 4 | 15 минут | 60 минут | 40 (600 минут, 10 часов) |
Песочная игротерапия | 2 | 15 минут | 30 минут | 20 (300 минут, 5 часов) |
Занятия с кинетическим песком | 2 | 15 минут | 30 минут | 20 (300 минут, 5 часов) |
Итого | 8 | 15 минут | 120 минут | 80 (1200 минут, 20 часов) |
Прогнозируемые результаты.
Работа по теме «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого( формирование эмпатии );
- игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
- в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
Учебно - тематический план.
Месяц | № недели | Пескография | Песочная игротерапия | Занятия с кинетическим песком |
Август | 1 | Знакомство с песочным гномиком. П/г «Прятки» (игра лицевых мышц в соответствии с эмоциями) | ||
Представление сказки про песочного гномика. Знакомство с материалом, правилами его использования. | Выбор своего персонажа, который «живет» в лотке с песком. Обыгрывание придуманных детьми ситуаций с персонажем. | |||
2 | «Ладушки-ладошки». П/г «Орехокол» (напряжение и расслабление кисти рук, пальцев) | |||
Рисование следов от игрушек. Обрисовывание следа от ладони. | Знакомство с материалом. Рассматривание песка на ладони (сыпучий при открытой ладони, держит форму при сжатии) | |||
3 | «Наше лето». П/г П/г «Загарает лицо» (напряжение и расслабление мышц лица) | |||
Рисование солнышка с помощью трафарета и без него. | Составление композиции и обыгрывание на тему «Где живет лето?». | |||
4-5 | Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы | |||
Сентябрь | 1 | «Мой любимый дождик». П/г «Пчелка мешает спать» (игра лицевых мускулов) | ||
Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Показать прием посыпания поверхности песком через сито – песочный дождик, увлажнения каплями с мокрых пальцев рук, тряпочки. Игровая ситуация «Зверята перед дождиком» | |||
2 | «Бабочка красавица». П/г «Крылья бабочки» (напряжение и расслабление кисти рук) | |||
Рисование бабочки двумя руками различными способами: ладонями, пальцами. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани). | Лепка бабочки. Создание узоров на крыльях надавливанием пальцами, при помощи стеки, других деталей. | |||
3 | «Солнышко лучистое».П/г «Холодно-жарко» (напряжение и расслабление мышц туловища) | |||
Рисование лучиков солнышка различными способами (на целом полотне, насыпью). | Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий. | |||
4 | «Ягода-малина». П/г «Сладкое-кислое» (напряжение и расслабление мышц лица) | |||
Рисование точек (ягодки) симметрично образцу. | Лепка шарика. Смешивание шариков – варим варенье. | |||
Октябрь | 1 | «Сад-огород». Самомассаж «Блиц-массаж» (щипание, растирание, постукивание пальцами) | ||
Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него. | Составление и обыгрывание композиции «Сад и огород». | |||
2 | «Веселая полянка». П/г «Салют» (снятие эмоционального напряжения) | |||
Равномерное нанесение песка. Рисование грибов различных по величине и форме по трафарету. Снятие напряжения рук. | Лепка грибочков с помощью формочек, составление целостной композиции. | |||
3 | «Веточки деревьев». П/г «Деревья» (напряжение и расслабление мышц рук) | |||
Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с наглядной опорой. | Составление и обыгрывание композиции «Лес». | |||
4 | «Шуршащие ёжики». Игр/релаксация «Шуршащие ночные ёжики» | |||
Дыхат./г «Как дышит ёжик» (след на песке). Рисование колючек для ёжика. | Лепка колючек для ёжика щипками. | |||
Ноябрь | 1 | «Кошечка». П/г «Котята» (напряжение и расслабление мышц спины) | ||
Рисование усиков, лапок кошки. Симметричное отражение линий. | Построение и обыгрывание на тему «Домик для кошечки». | |||
2 | «Будь здоров!». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины) | |||
Рисование градусника – одна длинная прямая и маленькие деления на одинаковом расстоянии. | Лепка «Пирог». «Замешивание» теста, создание объемной формы пирога, украшение деталями. Работа пальцами, кистью рук, корпусом тела. | |||
3 | «Золотая рыбка». П/г «Морские волны» (снижение мышечного напряжения, переключение внимания) | |||
Рисование рыбки по образцу. Повторение контуров фигуры. | Построение и обыгрывание на тему «Морская сказка». | |||
4 | «Транспорт». П/г «Едем, плывем, летим» (напряжение и расслабление ног и рук) | |||
Рисование колес, дорожек для транспорта (круги, овалы, прямые и волнистые линии). | Лепка транспорта при помощи формочек. Куда едет этот транспорт. | |||
Декабрь | 1 | «Снежок». Игр/релаксация «Бой снежками» (снятие эмоционального напряжения) | ||
Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков. | Составление композиции и обыгрывание на тему «Зимние игры». | |||
2 | «Узоры от мороза». П/г «Замерзли наши ручки» (растирание ладоней, пальцев, рук) | |||
Рисование узоров, снежинок по образцу. | Лепка узора снежинки по образцу. | |||
3 | «Елочка». Самомассаж ладоней шишкой «Мишка косолапый». | |||
Рисование елочки разными способами (на целом полотне, насыпью). | Составление и обыгрывание композиции на тему «Новый год». | |||
4 | «Скоро-скоро Новый год». Игр.упр. «А у дедуши Мороза» | |||
Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани). | Лепка снеговика, разукрашивание палочками, пуговицами и т.п. | |||
Январь | 2 | «Эмоции. Спокойствие-страх». Релаксация «Ласковый мелок» (снятие зажимов, развитие тактильности) | ||
Рисование эмоций по заданию в круге. Знакомство с песочными персонажами - друзьями Ах и Ох. | «Разговор с руками». «Оживление» следа ладони с помощью деталей, обыгрывание: какие ладошки, как их зовут, что любят делать, чего боятся? | |||
3 | «Эмоции. Испуг-удивление». Упражнение «Испуг-удивление-расслабление» (эмоциональная разгрузка) | |||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - находка. Нанесение песка ровным слоем. | Лепка маски Испуг. Что нужно сделать или сказать маске, чтобы она превратилась в Радость? | |||
4 | «Эмоции. Злость-обида». Упражнение «Злость-обида-расслабление» (эмоциональная разгрузка) | |||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - поссорились. Нанесение песка ровным слоем. | Сжатие и разжимание влажного песка в кулаке. Упражнение Поделись песком. Вывод - злость и обида не приносят пользы. Поиск конструктивных способов выражения этих эмоций. | |||
Февраль | 1 | «Эмоции. Радость-грусть». Игр/релаксация «Подарок» | ||
Представление сказки про друзей Ах и Ох. Ситуация - день рождения Ох. Нанесение песка ровным слоем. | Лепка подарка для своего друга. Что приносит радость? | |||
2 | «Семья». Упражнение с мячом «Кого я люблю» (эмоциональный настрой) | |||
Рисование лица членов семьи. Проговаривание – добрый или злой, почему? | Составление и обыгрывание композиции на тему «Моя семья». | |||
3 | «Лес дремучий». П/г «Лесные жители» | |||
Рисование следов зайца, лисы, волка, медведя по образцу. Учитывать дистанцию между следами в зависимости от размера животного. | Лепка домиков-норок для лесных жителей. В горке песка делать пальцем глубокое отверстие, расширенное к выходу. Что еще нужно, чтобы в домике было тепло? | |||
4 | «Папин праздник». Массаж в парах «Рельсы-рельсы» (расслабление мышц спины) | |||
Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Война и мир». | |||
Март | 1 | «Птичка-невеличка». П/г «Перышко» (дыхание, мышцы рук) | ||
Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью). | Лепка птицы на доске кусочками песка, прижимая ладонью и пальцами. Работа с деталями. | |||
2 | «Женский день». П/г «Как мы маме помогали» (напряжение и расслабление мышц корпуса тела) | |||
Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Готовим праздничный обед» | |||
3 | «Пружинки-резинки». Игр/релаксация «Пружинки», «Резинки» (растяжение и расслабление тела) | |||
Рисование спирали без отрыва различные по диаметру. | Растягивание куска песка и обратное собирание в кусок. Сперва индивидуально, затем совместно. | |||
4 | «Весенние цветы». Релаксация «Цветок» (дыхание и пальцы рук) | |||
Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций. | Составление и обыгрывание композиции на тему «Цветочная полянка». | |||
5 | «Заборчики». Игр./г «Сороконожка» (сплочение коллектива, координация движения) | |||
Рисование заборчиков разных форм (параллельные, перекрестные по диагонали, перпендикулярные, волнистые линии) | Лепка заборчика (колбаски разных размеров и толщины). | |||
Апрель | 1 | «День смеха». П/г «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи) | ||
Рисование на свободную тему. | Составление композиции на свободную тему. | |||
2 | «Космос». Игр./гимнастика «Считалочка-бормоталочка» (внимание, разминка рук, ног) | |||
Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты) | Лепка коллективная с формочками и без них «Космос» (звезды, планеты). | |||
3 | «Пасха». П/г «Маленькая птичка» (снятие эмоциональное напряжения) | |||
Рисование узоров двумя руками на форме яйца. Симметричное выполнение узоров двумя руками. | Игра «Секретики» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий. | |||
4 | «Формы». Игр./релаксация «Скульптура» (снижение мышечного напряжения) | |||
Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него. | Лепка фигур круг, овал, квадрат, треугольник с формочками и без них. | |||
Май | 1 | «Размер». П/г «Мы растем-растем-растем» (растяжение мышц спины) | ||
Рисование предметов различной величины, сравнение. | С/р игра в парах «Маленький – большой» на песке. Транзакционная коммуникация. | |||
2 | «Радуга». П/г «Кисло-сладко» (мышцы лица) | |||
Рисование цветным песком радуги на трафарете. | Лепка радуги из цветного песка. | |||
3 | «Паучок». Релаксация «Клубочек» (напряжение и расслабление пальцев рук, саморегуляция) | |||
Рисование паука. Составление узора паутины. | Прятки с паучком. Задача - найти паучка в песке. | |||
4 | Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сферы |
Учебно-методическое обеспечение
На занятиях используются:
- стол для рисования песком;
- индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игротерапии и лепки кинетическим песком;
- фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
- шаблоны-трафареты;
- кисточки, лопаточки, грабельки и пр.
Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды
При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:
- на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
- руки необходимо мыть до и после занятия;
- очистку песка от мусора, использованного материала, а так же желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.
При организации рисования песком следующие моменты:
- при наличии одного стола на всех участников, соблюдать очередность при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3 ребенка, остальные наблюдают, рисуют параллельно на белой доске водным маркером (на мольберте мелком) или выбирают материал;
- доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать себе положение относительно полотна самостоятельно.
При организации игротерапии следует учитывать следующие моменты:
- игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
- во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
- установки не должны быть директивными;
- при затруднении составления композиций предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.
При организации занятий кинетическим песком:
- нельзя допускать увлажнение песка;
- в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в поднос; после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно собрали его снова в комочек.
Список литературы
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
- З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
Приложения
Примеры выполнения линий и фигур:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Островок безопасности»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Островок безопасности»...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа «Ритмопластика» «Ритмичный островок» Для детей 3 – 7 лет
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способн...
Рабочая программа группы 5 Островок (3-4 года)
2020-2021 учебный год...
Рабочая программа группы 5 Островок (4-5 лет)
2021-2022 учебный год...
Рабочая программа группы 5 Островок ( 5- 6 лет)
2022-2023 учебный год...