Доклад Экологическое воспитание культуры личности дошкольника
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Экологическое воспитание культуры личности дошкольника»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ №5 «Родничок»
Тлехуч З.Ш.
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание дошкольников.
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет
отравлена последняя река, когда будет поймана последняя
птица, - только тогда он (человек) поймёт, что деньги
нельзя есть...
М. Булгаков
Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.
В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается во всех цивилизованных странах, а в России эта идея закреплена законодательно ( Федеральный закон «Об охране окружающей среды») Согласно закону, главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности на протяжении всей жизни.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, сензетивный период для развития многих способностей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность. Главной целью экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманного, то есть осознанно правильного ответственного отношения к природе, воспитание человечности и доброты. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от условий его организации в практике ДОУ.
Работа в этом направлении делится на 3 блока:
Работа с детьми:
- создание эколого-развивающей среды;
Это создание реальных условий для общения и взаимодействия ребенка-
дошкольника с живой и неживой природой, это такая организация прост-
ранства жизнедеятельности детей, когда для педагога существует хорошая возможность проведения различных видов деятельностей, насыщенных экологическим содержанием. Очень важны 2 аспекта: экологически правильная организация зеленой зоны детского сада, грамотное ( в соответствии с биологическими потребностями ) содержание всех живых существ и интенсивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью
получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей.
Управление использованием обогащенной эколого–развивающей среды
будет эффективным лишь в том случае, если вслед за созданием того или
другого «экологического пространства» разрабатывается локальная мето-
дика его включения в общий эколого – педагогический процесс, в технологию каждой возрастной группы.
- занятия по экологии (с раннего возраста)
- экскурсии и походы, практическая деятельность в природе;
- опытно – экспериментальная деятельность (с раннего возраста)
- кружки и факультативы с природоведческой тематикой;
- природоохранные акции;
- экологические праздники и развлечения;
- спектакли на экологические темы;
Работа с педагогами:
- создание экологически комфортной среды;
- повышение уровня экологической культуры (педсоветы, семинары,
консультации).
Повышение эколого - педагогической квалификации педагогов – очень
важный аспект управления экологическим образованием в детском саду.
Ведущую роль в этом вопросе выполняет систематическое проведение руководителем научного проекта семинара - практикума, участие в котором позволяет педагогам овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологий.
- участие в конференциях, конкурсах мастерства.
Работа с родителями воспитанников:
- просветительство (родительские собрания, консультации, наглядно –
текстовая информация);
- вовлечение в образовательно - воспитательный процесс ( совместные праздники и досуги, походы и экскурсии, труд в природе);
- участие в выставках, конкурсах, ярмарках.
Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система
работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей необходимо привлекать родителей. Родители воспитанников активно включаются в экологическое образование – участвуют в выставках поделок из природного и бросового
материала, совместных походах и экскурсиях, очистке и озеленении тер-
ритории детского сада.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду
развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает
освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Кроме того, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое и трудовое.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологичческое воспитание дошкольников...
Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений. Именно на этапе д...
Доклад. Экологическое воспитание дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников....
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"
Выступление на районной конференции дошкольных работников....
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...
Доклад на тему: "Экологическое воспитание и образование дошкольников"
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...