Доклад Экологическое воспитание культуры личности дошкольника
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Экологическое воспитание культуры личности дошкольника»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ №5 «Родничок»
Тлехуч З.Ш.
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание дошкольников.
Когда будет срублено последнее дерево, когда будет
отравлена последняя река, когда будет поймана последняя
птица, - только тогда он (человек) поймёт, что деньги
нельзя есть...
М. Булгаков
Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.
В последнее время изменение экологических условий на планете обусловило возникновение многочисленных социально – экологических проблем, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается во всех цивилизованных странах, а в России эта идея закреплена законодательно ( Федеральный закон «Об охране окружающей среды») Согласно закону, главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности на протяжении всей жизни.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, сензетивный период для развития многих способностей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность. Главной целью экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманного, то есть осознанно правильного ответственного отношения к природе, воспитание человечности и доброты. Эффективность экологического воспитания во многом зависит от условий его организации в практике ДОУ.
Работа в этом направлении делится на 3 блока:
Работа с детьми:
- создание эколого-развивающей среды;
Это создание реальных условий для общения и взаимодействия ребенка-
дошкольника с живой и неживой природой, это такая организация прост-
ранства жизнедеятельности детей, когда для педагога существует хорошая возможность проведения различных видов деятельностей, насыщенных экологическим содержанием. Очень важны 2 аспекта: экологически правильная организация зеленой зоны детского сада, грамотное ( в соответствии с биологическими потребностями ) содержание всех живых существ и интенсивное использование разнообразной эколого- развивающей среды с целью
получения максимального эффекта в экологическом воспитании детей.
Управление использованием обогащенной эколого–развивающей среды
будет эффективным лишь в том случае, если вслед за созданием того или
другого «экологического пространства» разрабатывается локальная мето-
дика его включения в общий эколого – педагогический процесс, в технологию каждой возрастной группы.
- занятия по экологии (с раннего возраста)
- экскурсии и походы, практическая деятельность в природе;
- опытно – экспериментальная деятельность (с раннего возраста)
- кружки и факультативы с природоведческой тематикой;
- природоохранные акции;
- экологические праздники и развлечения;
- спектакли на экологические темы;
Работа с педагогами:
- создание экологически комфортной среды;
- повышение уровня экологической культуры (педсоветы, семинары,
консультации).
Повышение эколого - педагогической квалификации педагогов – очень
важный аспект управления экологическим образованием в детском саду.
Ведущую роль в этом вопросе выполняет систематическое проведение руководителем научного проекта семинара - практикума, участие в котором позволяет педагогам овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологий.
- участие в конференциях, конкурсах мастерства.
Работа с родителями воспитанников:
- просветительство (родительские собрания, консультации, наглядно –
текстовая информация);
- вовлечение в образовательно - воспитательный процесс ( совместные праздники и досуги, походы и экскурсии, труд в природе);
- участие в выставках, конкурсах, ярмарках.
Безусловно процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система
работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей необходимо привлекать родителей. Родители воспитанников активно включаются в экологическое образование – участвуют в выставках поделок из природного и бросового
материала, совместных походах и экскурсиях, очистке и озеленении тер-
ритории детского сада.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Правильно организованное экологическое воспитание в детском саду
развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает
освоить эталоны экологической культуры, что в конечном итоге формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы. Кроме того, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является основой для других направлений в воспитательном процессе, таких как нравственное воспитание, патриотическое, эстетическое и трудовое.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Формирование экологического сознания детей-дошкольников является непосредственной заботой родителей и педагогов дошкольных учреждений. Именно на этапе д...

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"
Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

Доклад на тему: "Экологическое воспитание и образование дошкольников"
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...