Родительская гостиная «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Архипова Ольга Геннадьевна

Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_gostinaya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская гостиная
«Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»

 

Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.

2. Показать в какие игры родители и дети могут играть дома для закрепления полученных знаний.

3. Способствовать вовлечению родителей в обновление ПРС в детском саду.

Оборудование: плакат с высказыванием выдающихся людей, карточки с названиями сенсорных эталонов, ромашка «сенсорное воспитание для ребенка – это …», клубок ниток, презентация «Учимся играя».

План мероприятия

1. Выступление «Роль сенсорного развития для детей раннего возраста».

2. Презентация «Учимся играя».

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

4. Обмен мнениями по проблеме.

5. Рефлексия мероприятия.

 

Ход мероприятия

1. Вступление.

 Дорогие мамы и папы! Мы очень рады видеть Вас на нашей встрече, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи, воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Надеемся, что сегодня мы с пользой проведем время. Для того, чтобы снять напряжение предлагаем поиграть в игру «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.) Затем игра «Клубок» (Вопрос: какой он?)

- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т.е. свои ощущения об этом предмете.

Роль сенсорного развития детей раннего возраста

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Чему и как научить ребёнка?

Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать  его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.  Ребенок  должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорных эталонов: цвет, форма, слух, вкус, запах.)

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий,  соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.

І Этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.

ІІ Этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений  руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы  мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.

ІІІ Этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).                                                      

IV Этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.

V Этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).

Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.

Подведём итог: какое же значение сенсорное воспитание для малыша. Родителям заранее  предлагалось написать, что такое сенсорное развитие.  (Ромашка:  середина - «сенсорное воспитание»,  лепестки – «значение»:

1. интеллектуальное развитие.

2. готовит к реальной жизни.

3. развивает наблюдательность.

4. развивает внимание.

5. позитивно влияет на эстетическое чувство.

6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.

7. усвоение сенсорных эталонов.

8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

2. Презентация «Учимся играя»

Где-то на свете есть садик такой.

Бегают дети весёлой гурьбой. 

А милые куклы на стульях сидят, 

Лишь Покемоны в руках у ребят. 

Кены и Барби на вилах и в саунах 

И телепузики с лицами даунов. 

Что будет на этой планете, 

Если играть не научатся дети: 

В добрую маму, трудягу - отца, 

В доктора, плотника или певца? 

Ведь от того, во что дети играют, 

Всё же зависит, кем они вырастают... 

Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть. 

Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т.д.)

3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».

На стол перед родителями выкладываются следующие предметы:  маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, далее родители делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют,  как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

4. Обмен мнениями по проблеме.

1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?

2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

5. Рефлексия мероприятия.

Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок,  передавая говорят о своих чувствах, о мероприятии или пожелания друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Гришина Елена Владимировна (Е 21)Дидактическая цельЗакреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что...

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Игра "Что такое хорошо, а что такое плохо?" Вся игра на одном слайде. Картинки облаков двигаются. Воспитатель просит передвинуть все хорошие привычки под веселый смайлик. Затем просит передв...

Родительское собрание на тему сенсорное воспитание «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»

Родительское собрание на тему сенсорное воспитание «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»...

Консультация для родителей на тему сенсорное воспитание «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»

Родительское собрание на тему сенсорное воспитани   «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»...

Программа родительской гостиной "Планета цвета"

программа родительской гостиной...