"Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст - благоприятный для развития творчества. Это - проявление активности, инициативы, нахождения оригинальных способов решения поставленных задач, использования разных видов преобразований. Раскрытие творческого потенциала эффективно осуществляется при организации нетрадиционных видов занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Харченкова Наталья Викторовна
Педагог – психолог
СП «Детсад №55» ГБОУСОШ №19г. Сызрани
Методическая разработка «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Именно творческая деятельность
человека делает его существом,
обращенным к будущему,
созидающим его
и видоизменяющим настоящее.
Л.С.Выготский
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.
Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.
Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.
Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.
Длительное время традиционное обучение строилось преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.
Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.
Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.
В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.
У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.
Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:
- искренность, непосредственность переживаний;
- увлеченность деятельностью;
- активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
- специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.
Нельзя обойти вниманием и идеи Б.Л. Яворского. Особенно помогают в практической работе его указания на этапы развития творческих способностей.
Ценность детского творчества следует видеть не столько в результате, продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а непросто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.
Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.
Если сформировать у ребенка такие качества как:
- любознательность;
- изобретательность;
- самостоятельность выбора принятия решений;
- заинтересованность, увлеченность;
- развитые эмоции и речь;
- нестандартное мышление и восприятие;
- вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими
навыками, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности, соответствующей запросам общества.
Критерии творческих способностей
Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии):
• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е.
способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);
• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся
от общепринятых);
• любознательность;
• фантастичность;
Формирование творческих способностей дошкольников эффективно осуществляются при организации нетрадиционных видов занятиях.
Виды нетрадиционных занятий.
- Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
- Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
- Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
- Занятия - сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
- Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
- Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
- Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
- Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
- Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
- Занятия-путешествия.
- Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
- Занятия-фантазии.
- Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
- Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
- Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
- Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
- Занятия - «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).
Методы повышения познавательной активности
(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)
- Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
- Сравнение.
- Метод моделирования и конструирования.
- Метод вопросов.
- Метод повторения.
- Решение логических задач.
- Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности
(проф. С. А. Смирнов)
- Игровые и воображаемые ситуации.
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
- Игры-драматизации.
- Сюрпризные моменты.
- Элементы творчества и новизны.
- Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества
(проф. Н. Н. Поддьяков)
- Эмоциональная насыщенность окружения.
- Мотивирование детской деятельности.
- Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
- Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
- Игровые приемы.
- Юмор и шутка.
- Экспериментирование.
- Проблемные ситуации и задачи.
- Неясные знания (догадки).
- Предположения (гипотезы).
Варианты нестандартных упражнений, технологий для развития творческого воображения
- «Поиск предметов по заданным признакам»
Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.
Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.
- «Поиск способов применения предметов»
Необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета. Вводится запрет на называние варварских способов применения предмета.
- «Необычная сказка»
Цель: развивать способность придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй.
- «Придумай продолжение»
Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…
Смелый зайчик
В одном лесу жил зайчик. Все называли его трусишкой. Но, однажды звери поняли, что зайчик был очень смелым, а случилось это так…
Проделки белки
Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов – видимо – невидимо. «Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», - говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…
Скворец и воробей
Наступила весна. Вернулся из теплых стран скворец. Подлетел к своему скворечнику и увидел, что в нем поселился воробей…
На реке
Юра и Коля шли неподалеку от берега реки. «Интересно, - сказал Коля, - как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю л подвиге!» «А я об этом даже не думаю», - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…
Добро побеждает зло
У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше – он был сделан из красивого разноцветного стекла и всегда улыбался. В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдатик был злой и завистливый, а стеклянный – добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды, оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика…
- «Как можно изменить сказку»
Придумай сказку «Про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый».
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.
«Красная Шапочка не поверила волку и поступила по - своему…
«Золушка не успела покинуть бал, а осталась…»
«Вытянули репку и нашли….КЛАД»
- Игра «Вспомни ассоциацию»
Инструкция: Детям предлагается запомнить цепочки слов, связанных единым смыслом. Через небольшой интервал времени необходимо вспомнить и назвать пары слов.
Пирог – капуста;
Акула – море;
Окно – солнце;
Руки – варежки;
Дверь – комната;
Улыбка – зеркало;
Волосы – расческа;
Каша – ложка;
Книги – буквы;
Малыш – погремушка;
Пенал – карандаш;
Рука – кольцо;
Река- утка;
Небо – самолет;
Дорога – машина;
Велосипед – колесо;
Школа – звонок;
Деньги – кошелек;
- Сюжеты с неопределенным концом: «Как поступил бы ты»
- Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.
- В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке – она понравилась ему.
- К тебе пришли гости. Пока ты ходил в кухню за фруктами, сломалась твоя новая машина.
- Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но». В другой комнате мама укладывала спать маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил…Что ответил Коля? Почему?
- Фантастическое животное
Цель: развивать умение преобразовывать предмет.
Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?
- Необыкновенное дерево
Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.
Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
- Фантастические гипотезы
Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.
Что произойдет….
- если все взрослые на земле станут детьми?
- если из крана польется не вода, а лимонад?
- если животные начнут говорить человеческим голосом?
- если оживут все сказочные герои?
- если люди смогут читать все мысли друг друга?
- Если у тебя вырастут крылья?
- Если постоянно будет зима?
- История старого чайника
Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему. Предложить детям придумать различные истории на тему:
- «Что может поведать о своей жизни старый чайник?»
- Что может произойти?
Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названных случаев.
Пример: «Автобус остановился»;
- Автобус остановился у светофора;
- Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;
- Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;
- Автобус остановился, потому что закончился бензин.
- «Из окна выбросили кусочек булки»;
- «Мальчик чиркнул спичкой»;
- «Мужчина снял шапку»;
- «На улице кто – то разбил банку варенья»;
- «Садовник поливал клумбу из шланга»;
- «Девочка уронила карандаш на пол»;
- «Охотник выстрели в воздух»;
- Упражнение «Злая волшебница»
Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мыщления.
Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…
Ситуация первая.
Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? (варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает.
Ситуация вторая.
Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения (варианты: можно сделать подкоп и т.д.)
Ситуация третья.
Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? (варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь)
- Упражнение «Придумка»
Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.
Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.
Пример первый.
А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.
(Все рисунки обсуждаются)
Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою (обязательно из разных произведений). Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.
В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?
15. «Шкатулка со сказками»
Материал: шкатулка с картонными кругами разного цвета.
Педагог показывает шкатулку и говорит: «Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка». Например: Достает зеленый кружок. Жил – был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие… и т.д.
- Реши проблемные ситуации разными способами
- Как можно укрыться от дождя?
- Как можно перебраться через реку?
- Как можно сообщить новость другу?
- Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?
- «Поиск общего и отличительного»
Ведущий: «Я назову два предмета Вам нужно их представить и подробно рассказать, чем они похожи и чем отличаются».
Стимульный материал:
Апельсин – морковь;
Магнитофон – телевизор;
Стол – табурет;
Пруд – река;
Сумка – кошелек;
Камень – кирпич;
- «Что может произойти?»
Закончи предложения:
- Птицы начали вит гнезда потому, что…
- В горах нельзя кричать, потому, что…
- Ласточки начали низко летать над землей, потому, что…
- Птицы полетели на юг, потому, что…
19. Упражнение «Придумка»
Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.
Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.
Пример первый.
А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.
(Все рисунки обсуждаются)
Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою (обязательно из разных произведений). Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.
В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?
Комментарий.
Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа)
Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.
Пример второй.
Предложить ребенку соединить в связной рассказ эти два предложения.
Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.
а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.<…>
Самосвал с грузом задержался в пути.
б) Мама купила конфеты.<…>
Мальчик починил стул.
в) Собака погналась за курицей.<…>
Школьники не смогли поехать на экскурсию.
Литература:
- Жукова Р.А. Психология. Нестандартные занятия. Старшая группа. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
- Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.,2003г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.
- Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2000г.
- Светланова И.А. Психологтческие игры для детей. – Ростов н/Д:Феникс, 2013г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...
Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...
Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ
помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ
Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом....
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во...
Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Система работы состоит из комплекса непосредственой образовательной деятельности (16 занятий), творческих игр, работы с родителями, работы с воспитателями, организации педметно – развивающей среды.Про...