Доклад «Адаптация детей в д/саду».
консультация (младшая группа) на тему
С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит ,потенциально опасного, другой стиль общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на родительском собрании в 1 младшей группе «А»
на тему: «Адаптация детей в д/саду».
С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению ,постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит ,потенциально опасного ,другой стиль общения.
Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням ,психической регрессии и т.д.)
Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стрессу). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения Способность легко и точно выполнять требования среды).
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоритиче6ских исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Между тем период адаптации настолько серьёзен в жизни дошкольника, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи; ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
К решению проблемы адаптации в д/саду необходим комплексный подход.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок» и обязательно включащей игры и упражнения.
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу Красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Необходимо в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, что бы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши ещё не владеют речью на столько, чтоб выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят не понятными, -никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчество со свободным доступом детей к карандашам и бумаги поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особенно удовольствие доставляет детям рисовать фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии на прикрепленном стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Как показывает наблюдение, по мере привыкание к новому слову у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2-3 месяцев).
Проблема со сном вызваны не только внутренним напряжением, но окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя не уютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабится и уснуть.
В период адаптации надо временно сохранить привычно для ребенка приема воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилами. Перед сном малышам можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.д. Ни в коем случи нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановки.
Не обходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослом.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется , что бы мама была все время рядом. Поэтому хорошо иметь в группе « семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случаи малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать в дали от дома.
- Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересны и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит проводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
- Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей, места проведения и т.д.
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей.
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыре, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи).
Поезд.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонку друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. (Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбе).
Главный фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Источники:
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9 сентябрь 2009г.
- Ребенок в детском саду, № 6 2003г.
- Ребенок в детском саду, № 3 2008г.
- Ребенок в детском саду, № 4 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:Роль воспитателя в адаптации детей в детском саду
Основные принцыпы работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ....
Доклад "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"
Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребенка,Который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня....
Доклад по теме: «Адаптация детей к детскому саду»
Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей жизни....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
доклад «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация вк...
Методическая работа. Доклад. "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"
Доклад по теме выполненного исследования: Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.Адаптация определяется, как психолого-педагогическая проблема, решение которой требует созд...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....