ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
статья по теме
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Кокова Елена Геннадьевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 173»
г. Иваново
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Требования к современному дошкольному образованию в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта говорят о необходимости обновления и повышения его качества. [1] Это возможно только в том случае, когда работа строится не только в обычном, но и в инновационном режиме.
Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в. и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений. В начале XX в. инновация формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве. Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности.
Главной целью инновационной деятельности в ДОУ является повышение профессионального уровня педагогов, способных раскрывать потенциальные творческие и познавательные возможности своих воспитанников.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Талантливые люди проявляли себя в разных областях литературы и искусства, как бы сами по себе: являясь выходцами «из народа», стремясь к овладению знаниями, к исследованию всего неизвестного, они делали научные открытия, создавали шедевры литературы и искусства. Сейчас, живя в эпоху научно-технического прогресса, используя в обучении и работе информационно-коммуникативные технологии, чтобы добиться высоких результатов, недостаточно действовать по шаблону, нужно иметь быструю ориентацию и адаптацию к новым условиям, гибкое мышление, творческий подход к решению любой задачи. Так как большую долю исполнительной деятельности человек перекладывает на машины, то показателем интеллекта становятся в первую очередь творческие способности человека, его креативное мышление. Поэтому очень важно развивать творческий потенциал подрастающего поколения.
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала страны начинается с выявления одаренных детей и работы с ними в период детства. Для повышения эффективности работы по выявлению и воспитанию талантливых детей необходимо реализовывать следующие задачи:
- создавать условия для повышения качества образовательных услуг в системе образования и обеспечивать его доступность;
- внедрять различные модели интеграции основного и дополнительного образования в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы ФГОС.
Система дополнительного образования детей является необходимым и востребованным условием для воспитания творческой личности.
Главные задачи воспитания - это раскрытие способностей каждого ребенка, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
И тут встаёт вопрос, с какого возраста необходимо начинать эту работу. Существует мнение психологов, что развивать творческие способности надо с самого раннего возраста. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, а условия благоприятны, то развитие идет легко и может достичь наибольшей высоты, а ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, независимо, чем мышление более взрослых детей. А это качество необходимо всячески развивать. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но необходимо создать определённые условия, чтобы их раскрыть.
На протяжении многих лет приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие творческих способностей воспитанников. Педагоги ДОУ начинают развивать творческие способности, умения и навыки детей уже с момента поступления ребёнка в детский сад. Кроме традиционных занятий, предусмотренных программой, родителям предлагаются дополнительные услуги по развитию творчества у детей: кружок «Капелька» - нетрадиционные техники рисования для детей раннего возраста, кружок пластилинографии «Радуга» для детей раннего возраста, студия «Первый шажок» совместное с родителями музыкально-ритмическое воспитание, студия «Маленький актер», которые способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, художественного мышления и памяти детей.
Я считаю, что изобразительная деятельность является одним из интереснейших видов деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире, всесторонне развивает его, раскрывает и обогащает его творческие способности. Дети всех возрастов очень любят изобразительное творчество во всех его проявлениях. В процессе рисования ребёнком решаются следующие задачи:
- воспитывается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности, к событиям нашей жизни, к родной природе;
- развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, речь детей;
- формируются изобразительные навыки и умения.
Работая длительное время с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что для развития креативных способностей нельзя ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно использовать только традиционный набор изобразительных средств и материалов: кисти, карандаши, фломастеры. Они не позволяют детям широко раскрыть свои творческие способности, не способствуют развитию воображения, фантазии. Изобразительная техника должна быть необычна.
Существует множество нетрадиционных техник рисования. Они доступны и взрослым, и детям дошкольного возраста, позволяют быстро достичь желаемого результата и вызывают большой интерес у детей. Несколько лет назад я впервые увидела картины, созданные в технике пластилинографии. Необычность лепных картин, их объёмность, рельефность поражают своей выразительностью. Мне сразу захотелось самой попробовать поработать в этой технике. Оказалось, что это не сложно и очень интересно. В то время я начала работать с детьми раннего возраста. Раньше мне казалось, такие маленькие дети мало что умеют. Но приобретая опыт работы с детьми с 1,5 до 3 лет, поняла, малыши способны на многое: нужно только им всё доступно показать, объяснить и увлечь. Мы с детьми попробовали создать первые картины, которые картинами то и называть было ещё рано. Но у нас неплохо получилось в совместном творчестве, и это воодушевило. Так как в детском саду не предусмотрены занятия по пластилинографии, то возникла мысль об организации кружка по работе в этой технике. Прочитав множество книг, материалов по теме, познакомившись с уникальной методикой Г. Н. Давыдовой, я убедилась, что первое знакомство с этой техникой предполагается для детей в возрасте 3-4 лет. Пришлось методом проб и ошибок разрабатывать свою программу по пластилинографии для работы с детьми раннего возраста в течение двух лет.
Малыши всегда с удовольствием занимаются лепкой, так как:
- во-первых, удовлетворяют свои пристрастия к манипуляциям с предметами;
- во-вторых, из-за мягкости материала, могут делать с ним всё, что угодно: мять, катать, сгибать, размазывать и т.д.;
- в-третьих, результат своей работы они видят сразу, могут показать близким людям, что доставляет им большую радость, удовольствие.
Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, снимает нервное напряжение, является одним из средств развития восприятия и познания мира. Малыши познают мир наглядно, через свои ощущения. Ребёнок переживает от всего, к чему прикасается, что имеет для него интерес. Лепка заряжает малышей положительными эмоциями, доставляет им радость. Поэтому, первые занятия по пластилинографии я начинаю проводить с детьми уже на стадии адаптации к детскому саду. На каждом занятии мы создаём подарок родителям. И уже только осознание того, что всё, что ребёнок выполняет своими руками предназначено для любимого им человека (для мамы, для папы), поднимает настроение даже ребёнку с трудной адаптацией.
Что же такое пластилинография? Само слово имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал для работы. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу-объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Данная техника вполне доступна детям раннего возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Значение рисования пластилином трудно переоценить. Ведь, создавая работу в технике пластилинографии, ребёнок не только получает удовольствие, радость от совместной деятельности и общения, а гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Вот некоторые её плюсы:
- у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребёнка;
- развиваются такие психические процессы, как: внимание, память, мышление;
- дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми;
- развиваются воображение, фантазия, творческие способности;
- происходит постоянный массаж пальцев и ладоней рук, а это не просто способствует мозговым процессам, но и является отличной профилактикой болезней;
- дети учатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- обучаются основным приемам работы с пластилином (отламывание, надавливание, размазывание, вдавливание);
- учатся работать на заданном пространстве, принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
- у детей формируются навыки обследования различных объектов (предметов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- развивается изобразительная деятельность детей; интерес к процессу и результатам работы;
- воспитываются навыки аккуратной работы с пластилином, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
- формируются добрые взаимоотношения между детьми.
Кроме того, занятия по пластилинографии оказывают благотворное влияние на общее развитие детей, помогают им стать более самостоятельными и уверенными в себе. Курс занятий кружка легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному». [2, 2]
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
На первом, подготовительном, этапе ребёнок осваивает прием надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, правильную постановку пальца, приём отламывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками, учится работать на ограниченном пространстве.
На втором, основном, этапе он учится не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку пальчиком, как будто закрашивая его, использовать несколько цветов пластилина, пользоваться специальной стекой-печаткой, действовать по образцу воспитателя, по его словесному указанию, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, доводить начатое дело до конца.
На третьем, итоговом, этапе у ребёнка формируется личностное отношение к результатам своей деятельности, начинает проявляться самостоятельность в решении творческих задач.
Чтобы заинтересовать детей предстоящей работой, необходимо использовать дополнительные стимулы:
- занятие должно быть построено в игровой форме;
- обязателен сюрпризный момент;
- использование наглядности, ИКТ.
Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно можно вводить несложные сюжеты.
Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от педагога тщательной подготовки основы. Например, педагог рисует дерево, на занятии дети дорисовывают листья. По желанию, вносятся дополнения: трава, солнце и т.д. В результате получается красивая композиция.
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Педагог показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо. Во время работы педагог следит за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия детям даётся возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми раннего возраста выбирается пластилин ярких натуральных цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Твёрдый пластилин перед занятием необходимо разогреть в ёмкости с горячей водой из-под крана. Основа - плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо использовать цветной картон. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, стеки.
В заключение хочу сказать, что польза пластилина в самой лепке, а не в ее результате. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!
Список литературы.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).
- Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий 2003, 2008 – 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские пособия, разработанные мною и используемые в работе с детьми раннего возраста при организации образовательного процесса области физического развития.
Нестандартное оборудованиекак средство формирования мотивации и поддержания интересак занятиям физической культурой у детей раннего возраста....
Конспект занятия по программе "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"
Конспект занятия...
Пластилинография в работе с детьми раннего возраста. (из опыта работы)
Что же такое пластилинография? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонталь...
Памятка для родителей на тему: «Пластилинография в работе с детьми раннего возраста»
quot;Пластилинография - это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда"...
Инициативно творческая группа "Разработка программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению "Карапуз"
Документация об участии в работе инициативно-творческой группы по разработке программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста "Карапуз"...
Рабочая группа по разработке программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению «Карапуз»
Приказ о создании и план работы рабочей группы...
Член рабочей группы по разработке программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению «Карапуз»
Документы, подтверждающие работу в составе рабочей группы...