Педсовет
материал на тему
Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kachestva_dou.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДОУ
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического и ли юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы
Основная цель оценки качества дошкольного образования
-развитие системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Задачи оценки качества дошкольного образования
- Повышение качества дошкольного образования;
- Реализация требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам реализации основной образовательной программы дошкольной организации;
- Обеспечение объективной экспертизы деятельности ДОО в процессе оценки качества дошкольного образования;
- Определения ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспективы развития самой дошкольной организации;
- Создание оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием
В соответствии с ФГОС ДО система оценки качества дошкольного образования должна поддерживать:
- Ценности развития и позитивной социализации ребёнка дошкольного возраста, учитывающая факт разнообразия путей развития ребёнка в условиях современного постиндустриального общества;
- Вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребёнка в дошкольном детстве;
- Разнообразие вариантов образовательной среды с учётом местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях РФ
От чего же зависит качество ДОУ?
1. От качества работы воспитателя
2. От отношений, которые сложились в коллективе
3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:
- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор
программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);
- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат
в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая
направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.
1) Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.
Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.
Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие):
- принципу интеграции образовательных областей;
- принципу развивающего образования;
- комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
- специфике условий осуществления образовательного процесса;
- виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;
- личностно-ориентированному характеру образования
и т.п.
Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:
- обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;
- наличие необходимой нормативной правовой базы;
- состояние предметно-развивающей среды
и др.
При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие)
- интегративных качеств.
Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.
2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:
- влияние семьи;
- социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)
и др.
Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ (Т. И. Алиева, М. В. Крулехт, Л. А. Парамонова).
1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.
В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в ДОУ.
2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром.Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса в ДОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы:
• формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека
• определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне содержания современной мировой культуры;
• организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях (микро-, мезо-, макро), а также в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).
Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).
3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь.
При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями при непосредственном наблюдении за поведением детей, что дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. При этом необходимо учитывать структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности (интеллектуальную, языковую, социальную и физическую), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).
Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"
Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета
Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...
Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года
Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...