Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
статья на тему
Статья о актуальной проблеме развития мелкой моторики у детей мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_boltunovoy_e.a.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Болтунова Елена Александровна
воспитатель МКДОУ БГО Центр развития ребёнка – детский сад №11
Проблема развития мелкой моторики весьма актуальна, так как способствует развитию сенсорного восприятия и моторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Физиологи установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев. Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, а так же развития речи.
Я работаю с детьми дошкольного возраста и вижу актуальность этой проблемы. Развитие мелкой моторики должно базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительное накопление опыта ребенком происходит в игре, а игра требует определённой предметно – развивающей среды. В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует индивидуальным особенностям детей.
Был создан сенсомоторный уголок, который периодически обновляется, он включает в себя:
- игровые манипуляции с бусами, пуговицами (бусинки, пуговицы разной формы и величины, которые нанизываются на шнурок или леску, разной толщины;
- игровые манипуляции с нитками разного цвета и толщины; пальчиковый театр «Сказки на пальчиках»; игры шнуровки;
- динамические игрушки;
- различные мозаики;
- природный материал: шишки, каштаны, жёлуди, фасоль, горох, гречка, семечки и многое другое;
- раскраски, трафареты;
- предметы широкого спектра использования (мячики, счётные палочки, бумага и др.);
Свою работа с дошкольниками строила на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Использовала в работе методические рекомендации А.Е.Белой, В.И. Мирясовой «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»; Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»; Е.Синицыной «Умные пальчики».
Использовала основные принципы: систематичность и многократность. Последовательность – (от простого, к сложному). Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав изменяются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений: массаж пальцев и кистей рук; игры с пальчиками; игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками; игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками; игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.
В группе с детьми каждый день стала проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия, игры на прогулках. Обратила внимание, что детям очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков, но самое главное, что эти игры способствуют развитию речи, развивают чувства ритма, воображение, вызывают у детей радость от общения. Ежедневный массаж пальчиков и ладошек увеличил интерес детей к действиям с пальцами рук.
Следующим этапом работы стал пальчиковый театр. Героев сказок сделала объёмными и плоскостными, что дало возможность детям по – разному использовать их в играх – сказках. Чтобы совершенствования координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности стала использовать игры с цветным песком в группе и обычным песком на прогулке в теплое время года. Эти игры повысили познавательный интерес. Для самостоятельной деятельности детям предлагала пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами, собирать предметы-вкладыши (матрёшки), пазлы, объёмные домики.
Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Тренажёр «Черепаха» давал возможность учиться застёгивать, расстегивать различные молнии, пуговицы, кнопки, завязывать, развязывать ленточки, шнурки. Тренажёр «Домик», дверки которого открываются и закрываются при помощи разных ключей. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость. Тренажёр «Клоун- жонглёр», «Машина», «Цветы на полянке» - дети учатся закручивать и раскручивать крышки от пластиковых бутылок.
Одно из важных направлений, которое использовала в работе с детьми - это игры со счетными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Сначала знакомила детей с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Следующий этап развития мелкой моторики – это развитие графической моторики. Особое внимание уделяю штриховке, обведение по трафарету фигур или предметов при этом предлагаю детям использовать простой и цветные карандаши. В группе имеются трафареты на разные тематики: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки использую книжки - раскраски. Слежу за продолжительностью данного вида деятельности (не более 5-7 минут). Штриховка способствует развитию глазомера, умению видеть контуры фигуры, не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
Физкультминутка - вариант развития мелкой моторики, элемент двигательной активности. Использую для переключения одного вида деятельности на другой, с целью повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, проводятся в сочетании движений с речью детей.
Изобразительная деятельность помогает развивать мелкую моторику рук, поэтому в детскую деятельность включаю работа с нитками. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту, приклеивание к трафарету мелко нарезанных ниточек, плетение разноцветными шнурками, помогает ребёнку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук. С помощью семян и плодов создавали узоры и пейзажи. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма Деятельность педагога может стать по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед собой ставлю задачу – заинтересовать родителей решением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в работе.
Литература:
1. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г.
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 1997 г.
3. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
5. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.
6. С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...