Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
консультация на тему
О создании условий для эмоционального отдыха детей в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-dosugovaya_deyatelnost.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурно-досуговая деятельность в детском саду
Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует:
- культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
- развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;
- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- формированию коммуникативной культуры детей;
- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его Я-концепции. Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни!). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать то-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).
Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром. Например, это могут быть «Зимние забавы» (игры, аттракционы зимней тематики), или «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки, призы, и др.), и т.д. Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста) во вторую половину дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственные за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, и др.). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтических вечеров, инструктор по физическому воспитанию – спортивные развлечения в спортивном зале или на улице, музыкальный руководитель - музыкальные гостиные, вечера любимых песен, и др.
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать фонограммы для каждой темы.
Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ, и др.
Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:
- «Песенные посиделки» — пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен;
- «Сам себе костюмер» (ряжение) — примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги;
- «Мы играем и поем» — игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!), аттракционы;
- «Танцевальное ассорти»— свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
- «Магазин музыкальных игрушек» — свободные игры с инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным оркестром.
- «Кукольный театр» — всевозможные варианты кукольных представлений: от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;
- «В гостях у сказки» — две-три коротких сказки разных народов, прочитанные в музыкальном зале в особой атмосфере с настольной лампой, либо спонтанное обыгрывание знакомой сказки.
- «Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;
- «Будь здоровым, сильным, ловким!» - спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;
- «Наши любимые игрушки» — обыгрывание любимых игрушек, которые дети принесли из дома; загадки, стихи, исполнение песен об игрушках, игры-аттракционы или танцы с ними;
- «Театральные встречи» — выступления бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;
- «Посиделки с родителями» - совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи, и др.
- «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместные физкультурные развлечения, походы.
- «Выпускники детского сада в гостях у малышей» - совместные танцы, песни, игры старших и младших дошкольников.
- «День рождения» - групповые праздники с чаепитием и угощениями, на которых поздравляют всех, кто родился, например, летом, осенью, весной или зимой (возможен вариант проведения таких развлечений каждый месяц).
- Экскурсии, посещение музеев, игры в музей (дети принимают на себя роль экскурсоводов по своей группе, детскому саду).
Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду Например, вечер игр после Нового года может быть посвящен зимним забавам, в которые дети играли на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».
Возраст 3-4 года
Организация досугов требует учета возрастных особенностей детей четвертого года жизни: непроизвольности и небольшого объема внимания, утомляемости, спонтанности в проявлении эмоций. Младшие дошкольники увлекаются процессом, а не результатом предметно-двигательной деятельности (например, с увлечением собирают бутафорские грибочки, перекладывают овощи, и т.д. ). Им еще недоступно понимание соревнования (кто быстрее?), поскольку для них интересен сам процесс. Любимые забавы малышей – это прятки и догонялки. На этой основе педагог может варьировать различные игровые ситуации со сказочными персонажами: Петушки убегают от Лисы, Зайцы прячутся от Волка, Поросята разбегаются по своим домикам, и т.д. Дети любят, когда обращаются именно к ним, называя по имени. Для них важен тактильный контакт: погладить Зайчика, покормить Петушка. Дети с удовольствием выполняют игровые действия по показу. На этой основе можно импровизировать инсценирование детских песенок, маленьких сказок, стихов и потешек. Эти и другие возрастные особенности важно учитывать при организации игр-аттракционов, сюрпризных моментов.
Перечисленные выше формы организации досугов могут быть использованы в работе с детьми 4-го года жизни при условии их соответствия возрастным возможностям малышей. Например, на развлечении «Песенные посиделки» взрослые или старшие дети исполняют знакомые песни, сопровождая их образными движениями, которые повторяют малыши (чаще всего они подпевают и двигаются одновременно). На таких развлечениях широко используются мягкие игрушки, театральные куклы, приглашаются сказочные персонажи, которых играют старшие дети или взрослые.
Дети с большим удовольствием двигаются под музыку. Педагог помогает организовать музыкальное движение в виде простейшего танца или образного движения, например, «выход медведя». Воспитатель использует детали костюмов (шапочки персонажей), яркую атрибутику - платочки, искусственные цветы, колокольчики, ленточки, и др.
Кульминацией детских развлечений является сюрпризный момент. Чаще всего, это появление сказочного персонажа, который приносит какие-нибудь игрушки, а затем проводит с детьми игру.
Ряженье предлагается малышам с использованием только элементов костюмов и отдельных атрибутов: шапочек, платочков, колпачков и других деталей, с которыми они сами смогут справляться. Нарядившись, малыши могут подвигаться под музыку в своем образе, и педагог организует детские импровизации.
Спортивные соревнования должны учитывать интерес и возможности детей. В основном, это - подвижные игры, типа «займи домик» «спрячься от волка», «собери урожай».
Кукольный театр для малышей могут показать дети 6-7 лет. Это может быть также настольный театр, в который после представления поиграют и малыши. Подобные совместные мероприятия очень важны в детском саду, поскольку они объединяют детей разного возраста, воспитывают у старших желание общаться с малышами, обучать, помогать им, а для малышей это также полезный пример для подражания. Кукольный театр может завершиться общим просмотром мультфильма по той же сказке.
Содержание досуговой деятельности выстраивается на основе интеграции различных образовательных областей: изобразительной деятельности, детской художественной литературы, музыки, и др.
Возраст 4-5 лет
Развлечения для детей 5-го года жизни организуются на основе указанных выше требований. Однако тематика досугов может быть расширена в соответствии с обогащением содержания других образовательных областей.
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, у них лучше развита произвольная память, внимание, речь. В «Песенных посиделках» дети 4-5 лет уже более активны, они могут исполнять 2-3 любимые песни из репертуара младшей группы. Одновременно педагог может им спеть более сложную песню с ярким воодушевляющим припевом, который все дети научатся повторять, а может быть и подыгрывать себе на шумовых инструментах. Важно петь, сидя с детьми в кругу, что всех объединяет и превращает детский «хор» в истинное музицирование, цель которого — пение для себя. Поскольку пение будет происходить без аккомпанемента, песни должны быть предельно простыми, например, «Петушок», «Зайчик». «Вышла курочка гулять».
Несмотря на непроизвольность поведения и спонтанность проявления эмоций, дети 5-го года жизни уже по-другому воспринимают театральную игру, принимая роль «артиста» и «зрителя». Обыгрывание маленьких песенок (например, народной песни «Белые гуси», или «На мосточке» А. Филиппенко), стихотворений, маленьких сказок («Теремок». «Колобок») может быть импровизационным с использованием различных видов кукол или в форме драматизации.
В этом возрасте следует проводить различные варианты развлечений с игрушками (загадки об игрушках, стихи о любимых игрушках, импровизированные танцы с игрушками, прятки и другие аттракционы.).
Интеграция содержания различных образовательных областей в игровой форме, сюрпризы, экспромты с детьми на основе знакомого материала – основа организации досугов с детьми 4 – 5 лет.
Возраст 5-6 лет
В развитии произвольности внимания, памяти, поведения детей 5-6 лет происходит «скачок»: старшие дошкольники способны к более длительному произвольному вниманию, легко запоминают загадки, тексты небольших стихотворений и песен. Дети 6-го года жизни более самостоятельны в исполнительской деятельности, могут выполнять действия не только по показу, но и в соответствии со своим замыслом ( а не просто спонтанно, как было в младшем возрасте). Это открывает новые возможности в расширении тематики досугов, использования различных форм интеграции.
Например, в процессе реализации проекта «Праздник хлеба» в игровом или танцевальном досуге можно с детьми исполнить хоровод с колосками и в конце сделать из них оригинальный букет. Заранее разучивать подобный хоровод нет необходимости - дети просто будут выполнять движения вместе с педагогом, а составление букета из колосков – спонтанное творчество.
Дети 5-6 лет более осознанно воспринимают условность театра и его персонажей. Театрализованные представления в исполнении школьников или профессиональных артистов способствуют развитию у детей навыков культуры театрального поведения: дети учатся благодарить артистов, спокойно заходить и выходить из зала, тихо сидеть во время представления.
Дети данной возрастной группы становятся способны к более осознанному просмотру художественных мульфильмов по музыкальным сказкам, детским операм, таким, например, как «Мойдодыр», «Волк и семеро козлят».
Танцевальные развлечения могут быть организованы в форме детской дискотеки, импровизации свободных ритмичных танцев под современную музыку, что способствует спонтанному выбросу физической и эмоциональной энергии детей. Другой вариант - сочинение танцев, в которых найдут место сольные импровизации детей. Образно-игровые движения, столь любимые детьми, могут соединяться с ряженьем и стать спонтанным маленьким спектаклем на 2-3 минуты.
В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные развлечения, поскольку детям необходимо выплеснуть избыток энергии. Набегаться и накричаться, дать выход эмоциям — это жизненные потребности и главный интерес детей в подобном досуге (и педагоги должны создать для этого условия).
Возраст 6-7 лет
У детей 7-го года жизни уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).
Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.
Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей.
Так, например, дети проявят яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают содержание многих литературных произведений (большинство детей в этом возрасте уже сами читают). Развлечение в форме конкурса стихов, выученных на занятиях или к праздникам, очень полезно для развития речи, памяти детей, снятию боязни публичных выступлений. Дети данного возраста начинают понимать индивидуальное, поэтому они уже могут сами оценивать выступления других ( на игровых конкурсах выбирается детское жюри). Традиционное ряженье также может стать творческим конкурсом костюмов При этом все участники должны быть отмечены и награждены, например, «за самый смешной костюм», «за самый оригинальный наряд», «за самый функциональный», «красивый», и т.д.
Тематика музыкальных фильмов, рекомендованных для досугов, может быть дополнена сказочными операми на основе классической музыки: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», мультфильмом «Щелкунчик».
Дети 7-го года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Важно учить их переживать выигрыш и проигрышь, «болеть» за свою команду. В спортивных развлечениях детям предлагаются различные соревнования, эстафеты, забавные аттракционы (например, бег в мешках, «езда» в тазиках, бег спиной, ловишки с завязанными глазами и т.п.).
«Песенные посиделки» как развлечение приобретают новое качество и могут стать истинно любимым музицированием, так как репертуар, накопленный за несколько лет в детском саду, позволяет делать выбор и попеть всем от души. Главная задача этой формы досугов – воспитать у детей любовь к песне, потребность в этом виде эстетической деятельности. Педагоги должны обязательно принимать участие в пении вместе с детьми и делать это с удовольствием. Сюжетные песни во время развлечения могут быть инсценированы, некоторых персонажей дети озвучивают шумовыми инструментами.
Совместные досуги организуются с родителями, бывшими выпускниками, а также малышами, на которых старшие дошкольники могут обучать, помогать младшим. Эта форма досуга особенно актуально для современного социума, где нарушены естественные детские сообщества.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являясь по форме и содержанию синтезом различных видов творчества, игры, общения, способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, развитию деятельностных способностей, но и несет в себе психо-терапевтическую функцию, формирует потребность в культурном досуге как особом виде наслаждения и отдыха. В воспитании этой потребности содержится рецепт профилактики многих социальных болезней, которые могут встретиться в дальнейшей жизни детей, а также «ключ» к счастливой жизни, наполненной стремлением к эстетическим переживаниям, радости творческого самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно - Досуговая деятельность в детском саду
Данный материал поможет педагогом организовать работу с детьми в предложенном направлении....
Культурно – досуговая деятельность в детском саду в летний период, средняя группа
Организация жизнерадостного эмоционально насыщенного отдыха воспитанников ДОУ в летний период. Развлечения в детском саду проводятсяс целью позабавить детей,внести радость в повседневную жизнь.За...
Виды культурно-досуговой деятельности в детском саду
Конспект выступления на семинаре-практикуме "Содержание театрализованной деятельности в детском саду"....
Презентация к консультации "Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду"
Рассмотрены подробно все виды организации детского досуга....
Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстни...
"Структура культурно-досуговой деятельности в детском саду"
Материал содержит информацию о содержании культурно-досуговой деятельности в детском саду, ее структурных компонентах, задачах каждого из направлений. Перечислены возможные ошибки при подготовке культ...
Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазв...