Образовательное пространство современного занятия: обучая всех, обучаем каждого
статья на тему
Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы педагогического воздействия взрослого на детей, а всю систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре внимания будет дошкольник, его интересы и склонности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_prostranstvo_sovremennogo_zanyatiya_obuchaya_vseh_obuchaem_kazhdogo_.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное пространство современного занятия: обучая всех, обучаем каждого
Михеева Е.М. воспитатель МАДОУ №364
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир. В процессе обучения и воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества малыша - это главная точка опоры в общей системе воспитания. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.
Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы.
Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые сказываются на этом развитии. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.
Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры - ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста необходимая составляющая их обучения. В одной группе дети не однородны, у каждого свой уникальный набор способностей и уровень их развития, свой темп усвоения, свои склонности и интересы. Они по-разному ранимы и чувствительны, поэтому для них особенно важен индивидуальный подход.
Наиболее подходящая для обучения дошкольников - коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система занятий продуктивными видами деятельности дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда.
Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности
Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми. Педагог должен быть чутким, понимающим, ребенок должен ему доверять.
Изучение особенностей ребенка - очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип темперамента, особенности здоровья и физической сферы, интересы и склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания. Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
Полученная информация тщательно анализируется, далее педагог делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое внимание на самом важном.
Пролонгировав все условия, воспитатель намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый важный этап - осуществление запланированной работы на занятиях.
Но важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно, с течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому данная технология не догма, а динамичная система.
Как видно, индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему. Ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
Вступая в контакт с детьми, не следует организовывать с ними общение «по вертикали» сверху вниз. Дети дошкольники стремятся отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях. Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе: уметь наблюдать за детьми; воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.; обращать внимание на поведение и на настроение; быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в
группе; учиться видеть себя со стороны глазами детей; стремиться поставить себя на место ребенка; честно признавать свои ошибки; чаще контактировать с детьми в свободное время; уметь слушать детей; быть инициативным; быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение; понимать и уважать ребенка;
обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе;
Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы педагогического воздействия взрослого на детей, а всю систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре внимания будет дошкольник, его интересы и склонности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников
В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...
Презентация "Образовательное пространство современного д/с: проект модели предметно-пространственной развивающей среды ДОО"
Развивающая предметно- пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в простр...
Организация валеологического обучения в системе образовательного пространства современного дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО.
статья для воспитателей с целью пропоганды организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни ребенка на основе валеологических знаний....
Статья « АКТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ».
Основной целью создания музыкально-звуковой и предметной развивающей среды является актуализация музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного д...
Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве современного детского сада компенсирующего вида.
В данной статье воспитатель Колонтарева Людмила Петровна и учитель-дефектолог Сванидзе Елена Владимировна ГБДОУ № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга раскрывают основные возм...
"Использование технологии "ТИКО-конструирование" в образовательном пространстве современного ДОУ"
Использование конструктора ТИКО в работе воспитателя...